Екатерина Дорогова
Литогогика как нетрадиционный метод работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что первые игры появились в результате взаимодействия человека именно с природными материалами. Игры с природным материалом - песком, глиной, камнями и др. и в данное время относятся к любимым играм детей.
Дети с увлечением самостоятельно играют с камнями: перекладывают, подбрасывают, собирают. Дети и натолкнули меня на мысль о включении камней в образовательно-воспитательный процесс.
Литотерапия - (от греч. lithos – камень и therapia – лечение) лечение камнями. Она применяется в коррекционной и лечебной педагогике, в особенности с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Использование методов литотерапии в детских садах – это малоизученное направление. В настоящее время нет четкого определения этому нетрадиционному методу работы с детьми дошкольного возраста. На мой взгляд, использование термина “литотерапия” в образовательно-воспитательном процессе неуместно. Поэтому “литотерапия”, а точнее использование ее методов, применительно к образовательно-воспитательной работе с детьми названы мною – “литогогика”.
Таким образом “Литогогика” - это нетрадиционный метод образовательно-воспитательной работы с детьми посредством организации игровых занятий с камнями или с использованием образа камней.
Для проведений занятий с использованием камней в нашем саду созданы соответствующие условия. Имеется коллекция различных морских камней разных размеров и цветов, камни с изображением предметов, героев. Они имеют гладкую поверхность, что совершенно безопасно при работе с детьми разного возраста.
В соответствии с поставленными задачами подобраны тематические картины, которые служат фоном для целостного восприятия сюжета, также подобраны полотна разных цветов, которые приятны на ощупь и способствуют развитию тактильных ощущений.
В результате литогогики развивается мелкая моторика рук; развивается тактильная чувствительность у детей; развивается творческое воображение. Манипуляции с камнями оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания. Процесс игры даже в одиночку очень увлекательный, а в компании со сверстниками способствуют развитию элементарных навыков общения, развитию связной речи. Игры с камнями способствуют коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, снятию психоэмоционального напряжения, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе.
В литогогике камни выступают в качестве: 1. Камень - предмет, непосредственно используемый в игре или упражнении 2. Камень - образ, вокруг которого строится игра или упражнение 3. Камень - средство передачи информации. 4. Камень – средство творчества 5. Камень – средство развития воображения 6. Камень – средство умиротворения, раскрепощения 7. Камень – средство диагностики
Варианты игр с камнями:
— камни можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;
— камни можно намочить водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;
— с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и пр.);
— из камней можно строить «пирамидки» и скульптуры;
— камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать!
— камни как материал для работы на занятиях по математике, для моторики (сенсорные мешочки, выкладывание дорожек на шаблонах).
Таким образом, в литогогике задействованы все образовательные области, в соответствии с ФГОС – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Что способствует разностороннему развитию детей дошкольного возраста.