Анна Александровна Калёнова
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах, слогах, предложениях для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: "Автоматизация звука [Л] в словах, слогах, предложениях".
Цель: автоматизация звука [Л] в начале слов в позиции открытого слога в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Образовательные:
- Закреплять знания детей об артикуляции и характеристике звука [Л];
- Закреплять умение определять наличие звука на фоне слова, место звука [Л] в словах (в начале, в середине, в конце);
- Упражнять в правильном произношении звука [Л] в слогах, словах и предложениях;
- Упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;
Публикация «Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах, слогах, предложениях для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- Упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён существительных;
- Упражнять в образовании слов - действий;
- Упражнять в составлении предложений с заданным словом.
2. Коррекционные:
- Развивать слоховое и зрительное внимание и память, фонематический и ритмический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- Развивать зрительно-моторную координацию;
- Закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад;
- Укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей.
3. Воспитательные:
- Развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
- Воспитывать стремление овладеть правильной речью;
- Прививать интерес к занятиям.
Оборудование: предметные картинки (лампа, лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони, мелкая игрушка Лунтик, фишки, волшебная палочка, картинки со звуком [Л] в начале, в середине, конце слова (молоко, луна, стол, белка, вокзал, лотос, схема слова, кружки (красный, синий, зелёный, карточки, набор букв, плоские резиновые массажёры 5 штук.
Ход занятия.
1. Организационный этап. Сообщение темы.
- Здравствуй, Ваня! Ты уже хорошо говоришь отдельный звук [Л], молодец Ваня, когда ты разговариваешь с друзьями или родителями, всегда ли ты правильно произносишь звук [Л]? (Не всегда). Сегодня звук [Л] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях.
2. Артикуляция и характеристика звука [Л].
- Ваня, пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Л]? (Губы и зубы раскрыты, широкий язык поднимается к нёбу за верхние зубы. Голосовые связки работают. Воздушная струя идёт по бокам языка).
- Ваня, какой звук [Л]? (Звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Л).
3. Упражнение "Подними букву Л, если услышишь в слове звук [Л]".
- Ваня, найди букву Л среди других букв.
- Сейчас я тебе буду называть слова, а ты будешь поднимать вверх букву "Л", если услышишь в слове звук [Л].
- Шея, лоб, глаза, рот, лук, молоко, катер, ландыш, рука, Вова, узел, платье.
4. Упражнение "Определи место звука в слове".
- Ваня, я буду тебе буду называть слова, а ты будешь определять, где находится звук [Л], в начале, середине или конце слова.
- Возьми схему слова и кружок. Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Л] – твёрдый).
- Пила, лошадь, пол, палка, пенал, лупа. (Звук [Л] находится в начале слова "Лошадь").
5. Упражнение "Пальчики здороваются".
- Ваня, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы правой и левой рук здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.
ЛУ-ЛУ-ЛУ (3 раза поздоровались мизинцы)
ЛА-ЛА-ЛА (3 раза поздоровались безымянные пальцы)
ЛО-ЛО-ЛО (3 раза поздоровались средние пальцы)
ЛЭ-ЛЭ-ЛЭ (3 раза поздоровались указательные пальцы)
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ (3 раза поздоровались большие пальцы)
6. Упражнение "По дорожке песенка".
На столе перед ребёнком лежат массажёры.
- Ваня, я буду тебе говорить разные песенки, ты за мной их будешь повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.
лА-ла-ла
ла-лА-ла
ла-ла-лА
лО-ло-ло
ло-лО-ло
ло-ло-лО
ла-ла ла-ла-лА
ло-ло-лО ло-ло
лУ-лу лу-лу-лу
лы-лы-лы лЫ-лы и т. д.
7. Упражнение "Песенки".
- Ваня, посмотри, к нам в гости пришёл маленький Лунтик. Он хочет заниматься вместе с тобой. Лунтик тебе будет называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь-в-точь, как сказал Лунтик, старайся не ошибаться.
ЛА-ЛА-ЛО
ЛО-ЛО-ЛУ
ЛУ-ЛУ-ЛЫ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЭ
ЛЭ-ЛЭ-ЛА
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ
ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ
ЛУ-ЛЫ-ЛЭ-ЛА
8. Упражнение "Назови картинку".
Предметные картинки: лампа, лак, лапа, лыжи, лавка, лодка, локоть, ложка, ладони.
- Ваня, Лунтик хочет услышать, как ты говоришь звук [Л], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [Л].
9. Упражнение "Жадина".
- Ваня, Лунтик очень любит игру "Жадина", он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой лак, моя лапа, мои лыжи…»
10. Упражнение "Один и много".
- Ваня, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как-будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: "Лак-лаки, лапа-лапы и т. д. "
11. Упражнение "Запомни и назови".
- Ваня, Лунтик никак не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Лунтиком назовёшь, какие картинки были?
12. Упражнение "Большой и маленький".
- Ваня, там, где живут Лунтик, Кузя и Мила всё маленькое: у них не палка, а палочка; не платье, а платьице. Возьми Лунтика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие (лампа - лампочка, лак - лачок, лапа – лапка, лыжи - лыжки, лавка - лавочка, лодка - лодочка, локоть - локоток, ложка - ложечка, ладони - ладошки).
13. Упражнение "Что делает?".
- Ваня, сейчас Лунтик будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.
- Лак что делает? (сверкает, красит, покрывает, украшает и т. д.)
14. Упражнение "Придумай предложение с каждым словом - картинкой".
- Ваня, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Лунтик не умеет придумывать предложения со словами. Пожалуйста, покажи ему, как это нужно делать. Придумай предложения с каждым словом - картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той картинки снимешь фишку.
15. Итог занятия.
- Ваня, какой звук был главным на нашем занятии?
- Какое упражнение больше всего тебе понравилось?
16. Оценка занятия.
- Ваня, нашему гостю уже пора возвращаться к своим друзьям Кузе, Миле и Пчелёнку. Ему очень понравилось с тобой играть. Молодец, Ваня! Сегодня ты поработал очень хорошо.