Татьяна Бажанова
Конспект логопедического занятия «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Транспорт»
Цель: Правильное произношение звуков Р, совершенствование навыков словообразования.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
1. Расширение представлений о видах транспорта.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
2. Закрепить и обобщить знания о транспорте. Дети должны усвоить названия нескольких видов транспорта (машина, автобус, трамвай, поезд, самолет, корабль, мотоцикл, грузовик); элементарные части машины (кабина, руль, педаль, кузов, колёса); названия транспортных средств.
3. Совершенствование навыков словообразования.
Коррекционно-развивающие.
1. Развитие общей и мелкой моторики, сенсорное развитие.
2. Активизация и уточнение словаря по теме: «Транспорт».
3. Развивать интонацию, дикцию.
4. Развивать связную речь, фонематический слух.
5. Развивать зрительное внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные.
• Воспитывать самоконтроль за речью, интерес достижения результата от выполненной работы.
Здоровьесберегающие:
• Следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.
Оборудование: предметные картинки транспорта, частей транспорта; с «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками (транспорт); скорлупки грецкого ореха; макет игрушки самолет.
Ход занятия:
Логопед : Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие. К нам на занятие пришли гости. Давайте всех поприветствуем.
Приветствие:
Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Организационный момент:
Логопед : Ребята, сегодня к нам, в детский сад, прилетел вертолет и принес посылку, а в ней интересные задания для вас. Попробуем с ними справиться? Итак, выполнив 1-ое задание, вы узнаете тему нашего занятия. Посмотрите на эти картинки и скажите, что здесь лишнее? (показываю две картинки из игры «Четвертый лишний»).
Логопед : Молодцы, ребята, правильно назвали. Вы наверно догадались, что тема нашего сегодняшнего занятия «Транспорт». А теперь послушайте мой рассказ.
Люди с давних времен верили в чудеса и сочиняли волшебные сказки. Ковер-самолет легко переносил сказочных героев по воздуху через моря и океаны.
Быстро летает ковер-самолет,
Словно на крыльях тебя он несет.
Можно на нем, куда хочешь, добраться.
Самое главное — крепче держаться.
Все мы помним удивительную самоходную печку. На ней ездил к царю Емеля.
У Емели печь была
И блины она пекла.
Но по щучьему веленью,
По Емелину хотенью
Вдруг сошла она с ума
И поехала сама!
И ковер-самолет, и Емелина самоходная печка являются транспортом. Только волшебным. С его помощью герои сказок переносились из одного места в другое, когда они этого хотели. Но мы поведем речь не о сказочном, а о реально существующем транспорте, который не менее интересен, чем волшебный.
Слово «транспорт» означает — «перемещение». Поэтому транспортом называют обычно то, что перемещается в пространстве : ездит, плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.
Сегодня мы с вами поговорим о различных видах транспорта и узнаем, на каком транспорте лучше всего путешествовать.
(Звучит фонограмма песни «Кручу, кручу, кручу педали, кручу…» из мультфильма «Кот Леопольд»)
Артикуляционная гимнастика
Логопед :
- Ребята, сегодня у нас будет еще гость. Он здесь будет с минуты на минуту. Послушайте, вот он едет и поёт песенку.
- Угадали, кто это? (Кот Леопольд).
СЛАЙД 1
(на экране изображение кота Леопольда).
- Ребята, Леопольд очень добрый и очень воспитанный кот.
- На чём он к нам приехал? (На велосипеде).
СЛАЙД 2
(на экране изображение велосипеда)
- Какие части есть у велосипеда? Будем отвечать полным предложением. (У велосипеда есть руль. У велосипеда есть колёса. У велосипеда есть сиденье. На колёсах велосипеда есть спицы. У велосипеда есть звонок.)
- Давайте с вами тоже вместе с котом Леопольдом скатимся с горки на велосипеде. Но сначала проверим, все ли части велосипеда в порядке и готов ли ваш язычок к занятию.
СЛАЙДЫ 3-7
Колёса. – Они круглые и большие. Откроем ротик широко. («Окошко»)
Сиденье. – Мягкое и удобное. На нём удобно сидеть. Широкий язычок положим на нижнюю губу. («Лопаточка»)
Руль. – С его помощью мы можем поворачивать направо и налево. Движения языком вправо-влево. («Часики»)
Педали. – Крутятся вверх-вниз. Движения языком вверх-вниз. («Качели»)
А теперь скатимся с горы. («Горка»).
Дыхательная гимнастика
- Назовите, на чём можно путешествовать по воде?
(Дети называют виды водного транспорта.)
- Давайте станем капитанами и отправимся в плавание на корабле. Для того чтобы корабль поплыл, его парусам нужен ветер. Давайте поможем нашему кораблику плыть. Не забывайте, чтобы он благополучно добрался до другого берега и не потонул, ветер должен быть плавным, но сильным. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
(Дети по очереди дуют на кораблик, помогая ему перебраться до другого края таза).
Логопед : Хорошо, молодцы, ребята! Все кораблики доплыли до противоположного берега.
Лексико-грамматические игры и упражнения
А сейчас ребята, мы с вами поедем в гости. Игра «Едем в гости» (Усвоение предложного падежа с предлогом на).
Дети со стола берут картинки с изображением транспортных средств. Логопед : Ребята, расскажите, кто из вас на каком транспорте поедет в гости.
Арина: Я поеду на поезде.
Ислам: Я полечу на самолете.
Камиль: Я поплыву на корабле.
Полина: Я поеду на мотоцикле.
Дария: Я полечу на ракете.
Настя: Я поеду на трамвае.
Физминутка:
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем
Смотрим пристально мы вдаль
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы — водители хоть куда! Имитируют движения рулем.
Ногу сгибают, вытягивают.
Рукой двигаем вперед – назад.
Приставляют ладонь ко лбу.
Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают.
Наклоняют руки влево, вправо.
Над головой шевелят пальцами.
Поднимают вверх большой палец руки.
Развитие связной речи
Рифмованный рассказ-описание «Грузовик».
С помощью логопеда рассказ заучивается наизусть).
Логопед : Что это?
Камиль: Машина грузовая.
Логопед : Правильно. Сейчас мы с вами составим рассказ и заучим его наизусть.
Вот машина грузовая,
Большая-пребольшая!
Она перевозит грузы.
У неё есть кузов.
Вот кабина – в ней шофер,
Впереди у машины мотор.
У машины крутятся
Все четыре колеса.
Логопед : Кто может нам рассказать?
Молодцы! Справились с заданием.
Следующее задание:
Сенсорное развитие
«Пальчиком показывай, про самолет рассказывай».
(Учить детей определять пространственное расположение частей предмета. Логопед демонстрирует детям игрушку самолета и рассказывает, что у неё где находится. Дети повторяют, потом рассказывают сами).
Впереди у самолета — нос.
Сзади у самолета — хвост.
Посередине — корпус.
С одной стороны — крыло.
С другой стороны — крыло.
У самолета два крыла.
Внизу у самолета три колеса.
Самолет летит вверх.
А потом самолет летит вниз (показывает).
• «Волшебный мешочек»
Логопед демонстрирует детям игрушки из мешочка, затем их прячет. Дети должны на ощупь определить, что это за игрушка (вид транспорта, которая им попалась в руки).
Работа над звуковой стороной речи
• «Найди картинку». Звуковой анализ слов.
Логопед четко называет картинки по теме и просит детей назвать ту картинку, в названии которой язычок «заводит моторчик» : самолет, тр-р-рамвай, автобус, кор-р-рабль, машина, вер-р-ртолет, мотоцикл, гр-р-рузовик.
Логопед : Ребята, назовите, пожалуйста, те картинки, в названии которых язычок заводит моторчик.
7. Итог занятия. Рефлексия.
- Что вам на занятии больше всего понравилось?
-Какие виды транспорта вы запомнили?
- Перечислите воздушный, водный, наземный транспорт.
А теперь сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы спите. Я в то время поглажу вас по голове. Вы посчитаете, сколько раз я вас погладила (похвалила).
- А теперь поднимите правую руку и покажите пальчиками, сколько раз я вас погладила. Молодцы! Наше занятие окончено, всем спасибо!
Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «Путешествие на транспорте».