Екатерина Андреева
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р]
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия
по автоматизации звука
Тема: Звук Р
Цель: Автоматизация звука Р
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять правильный артикуляционный уклад звука [Р].
2. Закреплять произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и чистоговорках.
3. Закреплять навыки согласовании прилагательных с существительными.
Публикация «Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р]» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
4. Закреплять навыки звукового анализа.
5. Закреплять умения составления коротких предложений.
Коррекционно-развивающие:
1. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными.
2. Совершенствовать слуховое внимание и память.
3. Развивать зрительно-пространственные восприятия и представления.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Развивать логическое мышление посредством отгадывания загадок.
Коррекционно- воспитательные:
1. Совершенствовать внимание, память, мышление.
2. Воспитывать трудолюбие, отзывчивость, взаимопомощь.
3. Закреплять умение следовать инструкции.
4. Формировать потребность правильно произносить звук [Р], за счёт трансформации игровой мотивации в мотивацию коррекционную.
Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР
Возраст: 6-7 лет
Время реализации занятия : 30 минут.
Предварительная работа: постановка звука [Р], закрепление звука [Р] изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Оборудование: предметные картинки; куклы: Красная Шапочка, волк, медведь, лиса, заяц; 4 картинки – волк; следы со слогами; норки; плакат – Змей Горыныч с замками; солнце с радугой; предметные картинки на прищепках; норки; магнитная доска; письмо; спортивный инвентарь.
План занятия :
1. Организационный момент
2. Основная часть
2.1. Самомассаж
2.2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
2.3. Изолированное проговаривание звука
2.4. Анализ артикуляции.
2.5. Закрепление звука в слогах.
2.6. Определение позиции звука в слове.
2.7. Физкультминутка
2.8. Грамматика
2.9. Автоматизация звука в предложениях
2.10. Автоматизация звука в чистоговорках
3. Заключение
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся и всем улыбнёмся, чтобы у всех было хорошее настроение.
- Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в увлекательное путешествие по сказочной стране звука Р. В этой стране живут самые разные сказки. Какие сказки вы знаете (ответ детей)
2. Основная часть
2.1. Самомассаж
- Мы с вами сядем на волшебное облачко и отправимся в сказочную страну. Закрывайте глаза. Вот мы летим высоко-высоко. Сквозь облака пробивается солнечный лучик. Он побежал по вашему лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы его не спугнуть, голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. (Дети выполняют соответствующие движения).
- Открывайте глаза.
- Наш лучик скрылся опять за облаками, а мы с вами прилетели в сказочную страну звука Р. Чтобы мы не заблудились, нам поможет в путешествии, отгадаете кто!
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее!
(красная шапочка)
- Она мне рассказала, что когда проходила мимо детского сада, видела, что ребята умеют делать зарядку для языка, но сама ее делать не умеет!
- Вы научите её? (Да)
2.2. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
- Встаньте ровно, спины прямые. Наши руки будут делать зарядку вместе с языком. Приготовились?
Чистим зубы
Мы, конечно, очень любим
Аккуратно чистить зубы.
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем ротик полоскать.
Маляр
Наведем порядок в доме
И поможем маме.
Кисточки возьмем мы в руки,
Все покрасим сами
Лошадка
К нам лошадки прискакали,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Парус
Ветер парус раздувает,
Нашу лодку подгоняет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем парус мы держать
Дождик
Дождик с самого утра
Льет и льет как из ведра -
Величайшего на свете!
Неизвестный великан
Зачерпнул ведерком этим
Целый Тихий Океан!
-Молодцы. Вы научили Красную Шапочку дружить со своим языком.
2.3. Анализ артикуляции.
- Расскажите Красной Шапочке, как мы произносим звук [Р]? (губы растянуты в улыбку, язык находится за передними верхними зубами, кончик языка «дрожит»).
- Скажите звук [Р] какой : согласный или гласный? (согласный)
- Звук [Р] : глухой или звонкий? (звонкий)
- Звук [Р] : твёрдый или мягкий? (твердый)
-Молодцы! Наша подруга много нового узнаёт от вас.
2.4. Изолированное проговаривание звука
-Присаживайтесь. Дорога у нас долгая. Мы немного отдохнём.
- К кому, в сказке, пошла Красная шапочка? (к бабушке)
- Что она понесла бабушке? (пирожки)
- Пока она шла, увидела волка. Он громко рычал. Как он рычал? (ррр). Давайте мы проследим, куда он пошёл.
-Спину держим ровно. Головой не крутим. Двигаются только глаза. Смотрим внимательно на волка (картинка на палочке, и подпеваем ему. Вот он пошла вверх, потом влево, затем в право, спустился вниз по тропинке (дети держат картинку, смотрят на неё, отводят в разные стороны по инструкции и рычат).
-Молодцы!
2.5. Закрепление звука в слогах.
-Пока мы следили за волком, Красная Шапочка кроме него, встретила ещё несколько лесных жителей: медведя, лису, зайца. Покажите, как они ходят (волк, лиса, заяц, медведь. Каждому ребёнку показывается один герой? На каждый шаг произносим слоги, которые написаны на следах. (следы со слогами)
-Вы очень похоже изобразили. Именно таких животных видела Красная Шапочка.
- В каких сказках встречаются эти герои? (колобок, теремок, Маша и медведь, семеро козлят и тд)
2.6. Определение позиции звука в слове.
-Пойдём дальше? (да)
- Смотрите, кто-то потерял вещи. Наверное их владельцы живут в этих норах. Чтобы вернуть вещи по верному адресу, нам нужно узнать в какой норе они живут. Для этого надо определить где стоит наш звук Р в названии найденных предметов. В начале, середине или в конце. (У каждого ребёнка по три картинки) (роза, ручка, ракетка, ракушка, барабан, гитара, тетрадка, корзина, топор, сыр, самовар, мухомор).
-Молодцы! Все вещи возвращены их владельцам и они говорят вам большое спасибо.
2.7. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
(шагаем с высоким подъёмом колена)
Через кустики и кочки,
(перешагиваем, высоко поднимая ноги)
Через ветви и пенёчки.
(разводим руками, прыгаем)
Кто высоко так шагал
Не споткнулся, не упал.
(шагаем с высоким подъёмом колена)
2.8. Грамматика
-Идём дальше? (Да)
- Смотрите, кто-то оставил письмо. Прочитаем его? (Да)
- «Дорогие друзья, пишем Вам из страны гномов. Мы сшили себе вещи, но злой волшебник отправил их в вашу страну. Пришлите пожалуйста их назад. Спасибо. Гномы».
- Поможем гномам? Из какой они сказки? (Белоснежка и семь гномов)
- Они живут на другом конце радуги. Отправятся вещи только после того, как вы правильно и красиво скажете, что отправляете. (красные кроссовки, оранжевая рубашка, красная куртка, оранжевый свитер) (Дети называют одежду, нарисованную на прищепках, прищепляют на радугу).
- Гномы передают вам большое спасибо.
2.9. Автоматизация звука в предложениях
- Вы слышите? Кто-то плачет. (дети подходят к плакату, на котором нарисован Змей Горыныч и четыре замка).
- Посмотрите, это Змей Горыныч. Он очень голоден. Чтобы пройти мимо него и открыть замки, на которые закрыта наша дорожка, нужно накормить Горыныча. Возьмите по одной корзине и придумайте предложения, используя названия тех продуктов, которые в ней лежат. И вы сможете снять один замочек. (Дети придумывают предложения открывают по одному замку).
- Теперь, благодаря вам, Змей Горыныч сыт и доволен. За вашу доброту и отзывчивость, он всегда готов вам помочь.
2.10. Автоматизация звука в чистоговорках
- Посмотрите, делая добрые дела, мы незаметно добрались дома бабушки!
-Чтобы волк не обманул бабушку, она закрыла дверь на пароль. Чтобы её открыть, вам надо рассказать чистоговорки. (Ры – ры – ры – нет добрее детворы. Ро – ро – ро – пирогов целое ведро. Ра – ра – ра – нам домой идти пора. Ру – ру – ру – завершаем мы игру.)
- Молодцы, ребята! А вот и бабушка. В благодарность за то, что вы проводили её внучку, она угощает вас пирожками. (Выходит бабушка, говорит благодарственные слова, дарит корзинку с пирожками).
- Мы долго путешествовали, теперь можем отдохнуть. Садитесь на наше облачко поудобней, закрывайте глаза.
«Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Потянуться! Улыбнуться!»
-Открывайте глаза. Вот мы опять в саду.
3. Заключительная часть
- Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили? Каких героев сказок встретили? Что делали?
-Молодцы, ребята. Давайте попрощаемся с нашими гостями.