Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Дифференциация звуков [а], [у]»

Светлана
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Дифференциация звуков [а], [у]»
▼ Скачать

Цель: закрепить навык произношения и различения звуков [а], [у].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Дифференциация звуков [а], [у] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях, в связной речи.

• Закрепления навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Совершенствование навыков звукового анализа, умения определять и выделять первый звук в слове.

Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Дифференциация звуков [а], [у]“» размещена в разделах

• Развитие лексико-грамматического строя речи, согласования слов в предложении о субъектно-объектных отношений.

• Развитие способность составлять предложения с использованием зрительной опоры.

• Развитие связной речи, способности восстанавливать стихотворный текст с опорой на рисуночный план.

• Развитие произвольного внимания, переключаемости и концентрации внимания.

• Развитие просодических компонентов речи. Развитие модуляции силы голоса.

• Развитие мышления, способности устанавливать логические связи.

• Развитие слухового внимания.

• Развитие общей и мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитывать умение слушать сверстника при ответе, не перебивая его.

Оборудование:

• предметные картинки со звуками [а], [у];

• сюжетные картинки;

• символы звуков;

• конверты для игры «Почтальон»;

• пластмассовая радуга с отделяющимися деталями;

• аудиозапись со звуками природы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед : Закройте глаза и прислушайтесь. Мы слышим голоса птиц, шум ветра, шелест листьев, журчание ручья. Куда мы попали?

Дети: В лес.

Логопед : Откройте глаза. Ребята мы заблудились. Будем искать дорогу домой.

II. Сообщение темы. Сравнительная характеристика звуков [а], [у] по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед : Вот ползёт улитка. Давайте попросим улитку нам помочь. Как сказать ласково?

Дети: Улиточка, помоги пожалуйста.

Логопед : Верно! Улиточка нам поможет, если мы выполним все её задания. Какой первый звук в слове «улитка»?

Дети: Звук [у].

Логопед : Посмотрите в зеркало и произнесите звук [у]. Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [у] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на маленький круг. Звук [у] можно петь, тянуть, его легко говорить.

Логопед : Смотрите, к нам летит аистёнок. Попросите его помочь нам найти дорогу домой. Давайте ласково попросим аистенка нам помочь.

Дети: Аистёнок помоги нам пожалуйста.

Логопед : Он согласен. Какой первый звук в слове «аист»?

Дети: Звук [а].

Логопед : Посмотрите в зеркало и произнесите звук [а]. Горлышко гудит. Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Звук [а] гласный. Губы сделали воротца для воздуха, их форма похожа на большой круг. Возьмите на столе большой красный круг. Звук [а] можно петь, тянуть, его легко говорить. Чем похожи звуки [а] и [у]?

Дети: Их можно петь, тянуть, они гласные.

Логопед : Чем отличаются эти звуки?

Дети: А – воротца большие, У – воротца маленькие.

Логопед : Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [а], [у]. А аистёнок и улиточка будут задавать нам задания и давать подсказки, как же добраться до дома.

III. Дифференциация звуков [а], [у] изолированно.

Развитие слухового внимания, модуляции голоса.

1. Игра «Какой звук [а]».

Инструкция: Слушайте внимательно. Вместе с аистёнком произносите звук [а] по разному.

Со мною вместе пойте, -А!

Пошире рот откройте, -А!

Споём мы высоко, -А!

Теперь протянем низко, -А!

Как будто далеко, -А…

А теперь близко, -А…

Шепнём слегка, -А…

И крикнем звонко, -А!

Тихонько, -А.

Так громко, -А!

Теперь мы будем знать,

Как «А» может звучать.

2. Игра «Подудим, погудим».

Логопед : Слушайте внимательно. Вместе с улиточкой произносите звук [у].

Мы в дудочку дудим, -У…

Как поезд мы гудим, -У!

Вперёд потянем губки, -У.

И выдыхаем в трубку, -У…

3. Игра «Будь внимателен, не проспи, [а] и [у] не пропусти»

Логопед : Я буду называть разные звуки. Слушайте внимательно, когда услышите звук [а], поднимите большой красный кружочек. Когда услышите звук [у], поднимите маленький красный кружочек.

А-о-о-и-у-и-а-о-и-а-а-о-у-у-и-а-и-у-и-а-и-у…

Логопед : Молодцы! Улиточка и аистёнок очень нами довольны и дают нам первую подсказку (красная деталь).

IV. Дифференциация звуков [а], [у] в слогах.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

1. Игра «Измени слог».

Логопед : Аистёнок и улитка будут называть слоги со звуками [а], [у]. Если вы услышите слог со звуком [а], замените его на [у]. Если вы услышите слог со звуком [у], замените его на [а]. Например: «мА» нужно поменять на «мУ», а «рУ»-на «рА». ( Слоги: му, ра, УК, па, ан, ну, ру, ма).

Логопед : Правильно! Улиточка и аистёнок дают нам вторую подсказку (оранжевая деталь).

2. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

Игра «Потерялись в лесу».

Логопед : Вдруг мы уже близко от дома, давайте попробуем кого-нибудь позвать: «Ау!Ау!». Все вместе «Ау!Ау!». Какой первый звук мы произносили?

Дети: Звук [а].

Логопед : Какой звук был после звука [а]?

Дети: Звук [у].

Логопед : Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначала звук [а] – (дети должны положить большой красный кружочек, потом звук [у] – (маленький красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось.

Логопед : Послушайте, вдалеке кто-то плачет «Уа!». Это потерялся малыш. Какой первый звук мы услышали?

Дети: Звук [у].

Логопед : Какой звук был после звука [у]?

Дети: Звук [а].

Логопед : Выложите кружочки в правильной последовательности. Сначала звук [у] – (маленький красный кружочек, потом звук [а] – (большой красный кружочек). Посмотрите на кружочки, произнесите, что получилось. Малыш больше не плачет, его нашла мама. Улиточка и аистёнок дают нам третью подсказку (жёлтая деталь).

V. Дифференциация звуков [а],[у] в словах, выделение первого звука.

1. Игра «Посмотри и разложи».

Инструкция: Возьмите конверты, аккуратно достаньте картинки. Посмотрите внимательно и разложите картинки, названия которых начинается на [а], к большому красному кружку и картинки, названия которых начинается на [у], к маленькому красному кружку.

Картинки: апельсин, абрикос, учебник, утюг, утка, автобус, арбуз, ананас, аккордеон, утята, аист, улитка, аквариум.

2. Игра «Почтальон».

Логопед : Аистёнок и улитка решили отправить письма своим мамам. В конверт с большим красным кружком опустите картинки, названия которых начинаются на звук [а]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. В конверт с маленьким красным кружком опустите картинку, названия которых начинаются на звук [у]. Назовите эту картинку. Подумайте, как можно сказать ласково. Улиточка и аистёнок дают нам четвёртую подсказку (зелёная деталь).

VI. Физминутка.

Аист, аист длинноногий, – Дети попеременно топают ногами

Покажи скорей дорогу.

Топай правою ногой,

После левою ногой,

Снова правою ногой,

После левою ногой.

И тогда придёшь домой.

Уля, милая улитка, – Дети складывают руки в виде «улитки», высовывают «рожки»

Дом найти нам помоги-ка.

Высунь рожки покажись.

Помоги, не откажись.

VI. Дифференциация звуков [а], [у] в предложениях.

1. Игра «Исправь ошибку».

Инструкция: Аистёнок и улитка решили нас перехитрить и задать непростое задание. Послушайте внимательно. Аистёнок и улитка специально будут делать ошибки. Вам нужно их исправит и повторить правильно неправильное.

Антон ловит удочку рыбой.

Аня гладит утюг рубашкой.

Аквариум сидит на улитке.

Апельсин, ананас и абрикос-это овощи.

Улица едет по автобусу.

Папа Анатолий отрастил длинные уши.

Улиточка и аистёнок дают нам пятую подсказку (голубая деталь).

2. Игра «Посмотри и расскажи».

Логопед : Перед вами лежит картинка. Посмотрите на неё внимательно и расскажите, что там произошло. Не забывайте про слова со звуками [а], [у].

Картинки: Рыбак удит рыбу. Утки летят на юг. Уж ползёт по тропинке. Автобус стоит на остановке. Рыбки плавают в аквариуме. Утка и утята плавают в пруду. Дети рисуют на асфальте. Улиточка и аистёнок дают нам шестую подсказку (синяя деталь).

VIII. Дифференциация звуков [а], [у] в связной речи.

1. Потешка «Аты-баты».

Логопед : Послушайте потешку. Какой звук часто встречается в этой потешке?

Аты-баты, шли солдаты

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты самовар.

Дети: Звук [а].

Логопед : Давайте её споём еще раз вместе.

2. Потешка «Утки».

Логопед : Послушайте потешку. Какие слова со звуком [у] вы услышали в этой потешке?

Давайте её споём.

Раз, два, три, четыре,

Утки жили на квартире.

Чай пили, чашки били,

«Ути-ути» говорили.

3. Стихотворение «Апельсин».

Логопед : Жители леса собрались все вместе проводить нас домой. Посмотрите, кто пришёл с нами попрощаться? (волк, кабан, бельчата, ёж). Как можно назвать их ласково? Аистёнок и улитка приготовили последнее задание. Послушайте внимательно.

Мы дели апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа.

Эта долька для ужа.

Эта долька для бельчат.

Эта долька для утят.

Долечка для кабана.

А для волка кожура.

Смотрите внимательно на картинки и вспоминайте стихотворение. Вспомните, какие герои не нарисованы (утята, уж).

Молодцы! Улиточка и аистёнок дают нам последнюю седьмую подсказку (фиолетовая деталь).

IX. Итог.

Логопед : Ребята, давайте посмотрим на подсказки, которые нам давали аистенок и улиточка за правильное выполнение заданий. Ничего они вам не напоминают?

Дети: Это цвета радуги.

Логопед : Правильно! Давайте соберем радугу. (Дети собирают пластмассовую радугу).

Логопед : Каждый цвет на разуге – это ступенька, которая приближает нас к дому. Красный – какие звуки мы сегодня слушали и произносили?

Дети: Звуки [а], [у].

Логопед : Оранжевый – как мы зовём друг друга в лесу?

Дети: Ау, ау…

Логопед : Жёлтый – как плачет маленький ребёнок?

Дети: Уа, уа…

Логопед : Зелёный – назовите слова со звуком [а].

Дети: арбуз, аист…

Логопед : Голубой – назовите слова со звуком [у].

Дети: утка, улитка…

Логопед : Синий – кто нам помогал найти дорогу домой?

Дети: Аистенок и улиточка.

Логопед : Фиолетовый – вот наш дом! Давайте громко крикнем Ура!

Дети: Ура!

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНРКонспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНР Тема занятия: «В гости к звукам и к буквам!» Цель: обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах. Задачи: Образовательные задачи.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Ю» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Ю Задачи: познакомить детей с буквой Ю, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Дифференциация звуков [а], [у]»
Опубликовано: 30 октября 2021 в 21:02
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Дифференциация звуков [а], [у]»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД