Бауэр Наталья Александровна
Конспект коррекционного-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (первый класс)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ, 1 класс (второе полугодие).
Тема: «Закрепление знаний временных представлений через знаково-графическую аналогию у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».
Длительность занятия : 40- 45 минут.
Форма занятия : подгрупповая
Цель: закрепление знаний о временных представлениях, с использованием методики знаково-графической аналогии, у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Задачи:
Публикация «Конспект коррекционного-развивающего занятия учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ (первый класс)» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
1. Коррекционно-развивающие :
А)закреплять и систематизировать знания у детей младшего школьного возраста с ОВЗ о последовательности времен года, месяцах, частях суток, днях недели, используя методику знаково-графической аналогии;
В) развивать воображение, мышление, память, зрительное восприятие, мелкую моторику.
Г) создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
Д) развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
2. Образовательные:
А) расширять и совершенствовать знания о временных представлениях детей с использованием методики знаково-графической аналогии, закреплять понимание значения слов (время года, месяцы (осенние, зимние и т. д), часть суток, день недели) и использовать в речи; продолжать развивать навык наблюдения и определения временной последовательности, каких-либо событий, а также учить полно и аргументировано высказывать свое мнение и отвечать на вопросы; совершенствовать умение детей внимательно слушать речевую инструкцию учителя
3. Воспитательные:
А) воспитывать положительные качества личности, умения вести себя на занятия, работать в подгруппе, развивать чувство дружбы и взаимопомощи.
Б) воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Ход занятия:
Организационный момент.
Учитель-дефектолог : ребята, сегодня на занятии будем закреплять ваши знания, о том, как вы научились ориентироваться во времени.
Учитель-дефектолог : для того, чтоб узнать о чем будет наше первое задание, вам необходимо отгадать загадку.
Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвертый плачет.
Предполагаемый ответ детей: времена года
Учитель-дефектолог : правильно, а для того, чтоб узнать о каком времени года пойдет речь в дальнейшем задании, которое вам предстоит выполнить.
Задание № 1. Я вам предлагаю Вам закрыть глаза, внимательно послушав мелодию времени года, подумав, о каком времени года «говорит» нам эта мелодия?
Предполагаемый ответ детей: мелодия об зимнем времени года
Учитель-дефектолог : я Вам не скажу правильный ли ответ дала ваша подгруппа.
Задание № 2. Предлагаю узнать ответ на ваше предположение, собрав картинку-пазл, лежащую перед Вами на столе.
Учитель-дефектолог : ребята, вы собрали картинку-пазл, скажите, что на ней изображено?
Предполагаемый ответ детей: зимнее время года
Учитель-дефектолог : молодцы, ваше предположение было верным, звучала «зимняя» мелодия. А чем вам нравится зимнее время года ребята?
Учитель-дефектолог :
Задание № 3. Посмотрите на экран. Подберите, графические обозначения, подходящие к зимнему времени года.
Учитель-дефектолог : молодцы.
Учитель-дефектолог : дети, посмотрите на доску, прочитайте название следующей нашей игры, в которую нам предстоит с вами поиграть.
Предполагаемый ответ детей: «Собери крону дерева».
Учитель-дефектолог : верно.
Задание № 4. Используя карточки со знаково-графическим изображением, выложите крону у дерева в последовательной смене времен года.
Учитель-дефектолог : молодцы, последовательно выложили. Давайте еще раз по цепочке проговорим в прямом порядке последовательность смены времен года. А теперь в обратном порядке, проверив, какие вы внимательные.
Учитель-дефектолог : а сейчас давайте маленько, отдохнем и выполним физминутку которая называется «Снеговичок» (выходит 1 ребенок, выполняет перед детьми минутку отдыха, проговаривая текст и выполняя движения к тексту).
Физминутка «Снеговичок».
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(Дети идут вперед, изображая, что катят перед собой снежок).
Он превратится в снежный ком
(Останавливаются, поднимая руки“рисуют” двумя руками ком).
И станет ком снеговиком.
(“Рисуют” снеговика из трех кругов разного размера).
Его улыбка так светла,
(Улыбаясь, показывают руками на лице улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Показывают глаза, складывая большой и указательный пальцы в круг, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу).
Но солнце припечет слегка,
(Медленно приседают).
Увы, и нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками).
Учитель-дефектолог : мы маленько отдохнули, а теперь предлагаю перейти к следующей игровой зоне и выполнить новое задание.
Задание № 5. Ребята подскажите, а как называется время года перед зимой? Чем оно вам нравится? В чем отличие от зимы?
Учитель-дефектолог : молодцы, ответы верные даёте
А теперь посмотрите, перед вами лежат листы, на которых изображено осеннее и зимнее время года, ниже лежат карточки с названием месяцев времен года (осеннего, зимнего, (в разноброс). Вам нужно (при помощи фломастеров, оранжевого (обозначает осеннее время года) и голубого (обозначает зимнее время года) стрелочками соединить название каждого месяца года с подходящим временем года (осенним или зимним).
Учитель-дефектолог : верно. Теперь Катя Б. назовет месяцы подходящие к осеннему времени года, а остальные ребята внимательно слушают.
Предполагаемый ответ детей: молодец, верно справилась
Учитель-дефектолог : Ваня М. назовет месяцы подходящие к зимнему времени года, а дети слушают, если услышите ошибку, поднимайте руку и исправляйте
Предполагаемый ответ детей: молодец, тоже верно ответил.
Учитель-дефектолог : ой, ребята слышите, кто-то стучится в дверь, давайте откроем. Здравствуй Незнайка. Проходи, что-то ты грустный совсем.
Незнайка: Знайка меня дразнит, что я не знаю как называются дни недели (плачет).
Учитель-дефектолог : Незнайка, дак наши ребята знают как они называются, а еще сколько их всего, какой день по счету, сколько дней выходных. Дети давайте посовещаемся, как нам быть с «бедой» Незнайки?
Предполагаемый ответ детей: поможем Незнайки, расскажем ему все про дни недели, что сами знаем.
Учитель-дефектолог : хорошо.
Задание № 6. Давайте перейдем к другой зоне. Сейчас, вам нужно быть очень внимательными, будем играть в игру «Ответь графическим знаком». Вам будет задан вопрос, на который вы ответ даете не словом, а графическим знакам (подняв его вверх, карточки перед вами.
1. Сколько всего дней в неделе?
2. Перечислите (по цепочке) дни недели в прямом порядке. В обратном.
3. Сколько дней выходных в неделе?
4. Назовите их?
5. Какои по счету ….день недели?
6. Какой день недели идет перед ….?
7. Какой день недели идет после….?
8. Как называется день недели между …. И …. ?
9. Какои день недели пропущен ….?
10. Что лишнее? Понедельник, вторник, зима, среда.
Учитель-дефектолог : молодцы, отлично справились с заданием. Незнайка, а ты запомнил все, что дети тебе рассказали?
Незнайка: да, спасибо, теперь меня Знайка перестанет дразнить. Пойду я ребята, скоро вечер настанет, до свиданья.
Учитель-дефектолог : ребята, а что говорил Незнайка про какой-то вечер, что это?
Предполагаемый ответ детей: часть суток.
Учитель-дефектолог : ребята, назовите, какие части суток вы знаете? Какая из них вам больше нравится? Почему? В чем разница между ними?
Задание № 7.
Учитель-дефектолог : ребята посмотрите на мольберт, художник нам знаковыми символами изобразил части суток. Дети рассматривают картину. Всё ли правильно изобразил художник?
Предполагаемый ответ детей: нет, он ошибся
Учитель-дефектолог : давайте назовем, что не так.
Итог занятия :
Учитель-дефектолог : вот и подошло наше занятие к концу. Расскажите, о чём было наше занятие? Сейчас я каждому из вас раздам по две (бумажных, плоских) конфетки, а вы выразите свои впечатления от занятий, «угостив» смайлика (печального, веселого) конфеткой (сверху коробки приклеено изображение смайлика с «вырезанным» ртом, куда дети и бросают конфетки, тем самым по оставшимся конфеткам мы поймём, понравилось вам занятие или нет.