Петрова Марина Алксандровна
«Взаимодействие с родителями по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Наша жизнь невозможна без переживаний, так как все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные эмоции. Эмоции могут раскрасить её светлыми или тёмными красками, делать нас способными дарить радость и получать её, любить и ненавидеть, страдать и сопереживать. Эмоции помогают нам понимать других людей, судить об их состоянии, лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Через формирование эмоциональной сферы человека происходит формирование его психики, становление его как личности.
В профессиональную деятельность педагога – психолога понятие «эмоциональный интеллект» вошло сравнительно недавно - в конце 20 века. Специалисты называют эмоциональным интеллектом - способность человека распознавать свои и чужие эмоции, желания и мотивацию других людей, умение управлять собственными эмоциями. Также сюда можно включить способность к сопереживанию, осознание собственных границ, умение развивать и использовать свои способности в повседневной жизни.
В настоящее время дети и подростки демонстрируют тенденцию к снижению основных эмоциональных и социальных навыков, а соответственно, и их родители. За последние одно-два десятилетия в жизни детей произошли огромные изменения, из-за которых им стало труднее освоить навыки человеческих чувств, что предъявляет дополнительные требования к их родителям. Родители должны узнать о более эффективных способах обучения своих детей основам эмоциональной и социальной жизни (Д. Готтман). В последнее время появилось много публикаций, преимущественно зарубежных, в которых рассматривается понятие эмоционального интеллекта (в работах Г. Гарднера, Д. Гоулмана, Д. Готтмана, Д. Деклер, Дж. Майера, П. Соловея, Н. В. Микляевой, И. Н. Андреевой). Благодаря работам этих авторов можно сделать научно обоснованный вывод, что эмоциональные взаимодействия между родителем и ребенком играют главную роль в становлении ребенка как личности. Теперь мы точно знаем, что, когда мамы и папы используют эмоциональное воспитание, они вносят неоценимый вклад в успех и счастье своих детей.
На основе изучения их исследований и была написана данная методическая разработка, которая призвана помочь педагогам – психологам в работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта детей, выборе более эффективных способов обучения их основам эмоциональной и социальной жизни. В методической разработке описаны особенности развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, а так же организация взаимодействия с родителями по развитию эмоционального интеллекта детей: развитие способностей идентифицировать и понимать причины своих и чужих эмоций, использовать эмоции для повышения личной эффективности, управлять своими переживаниями и конструктивно влиять на чужие эмоции.
В приложении описаны упражнения для формирования эмоциональной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста; представлены рекомендации для родителей по управлению своими и чужими эмоциями; содержатся консультации и анкеты.
Содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Раздел 2.7. ФГОС ДО гласит: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых».
Изучение материалов, содержащихся в методической разработке, будет способствовать повышению у педагогов-психологов и родителей качества знаний и умений в вопросах эмоционального интеллекта.
Методические материалы, представленные в пособии, адресованы педагогам-психологам, могут быть полезны воспитателям дошкольных образовательных организаций, студентам соответствующих специальностей, а также родителям, изучающим вопросы эмоционального интеллекта и сохранения психического здоровья.
Основная часть
За последнее десятилетие ученые выяснили, насколько огромную роль в нашей жизни играют эмоции. Они узнали, что успехи счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. Это качество называют «эмоциональным интеллектом».
Исследованием эмоционального интеллекта дошкольников занимались такие ученые как М. А. Нгуен, А. В. Добрин, Следует отметить, что большинство исследований направлено на изучение уровня и эмоционального интеллекта, особенностей эмоционального интеллекта у дошкольников разных групп, особенностей отдельных компонентов эмоционального интеллекта дошкольников (К. С. Кузнецова, А. В. Мирошникова). Исследования развивающего, формирующего характера, обосновывающих те или иные средства, программы развития эмоционального интеллекта, присутствуют. Основным средством развития эмоционального интеллекта дошкольником преимущественно выступает игра, как ведущая деятельность дошкольника (О. А. Куракина, Н. В. Салопенко).
Анализом эмоционального интеллекта дошкольников занимались такие исследователи как И. Н. Андреева, Ю. А. Афонькина, В. А. Лабунская, А. О. Куракина, М. А. Нгуен.
Ю. А. Афонькина представляет модель, опирающуяся на разработки отечественных психологов в данной области. Автор выделяет такие составляющие эмоционального интеллекта, как дифференциацию и адекватную интерпретацию эмоциональных состояний других людей, широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, их интенсивность и глубину, выразительность передачи эмоций в речи, мимике, пантомимике, способность эффективно контролировать свои переживания в ситуации борьбы мотивов. В. А. Лабунская, изучая эмоциональный интеллект дошкольников в контексте модели психического, определяла его как способность к интерпретации невербального эмоционального поведения других. По мнению автора, у дошкольников формирование понимания эмоций другого предшествует осознанию и пониманию своих эмоций (что согласовано с идеей Л. С. Выготского)
А. Н. Андреева, Г. Г. Кравцов описывают конкретные способности старших дошкольников, которые являются критериями развития эмоционального интеллекта: – умение распознавать собственные чувства, способен понять свое чувство и вербализовать его;
– способен донести свои переживания до другого человека;
– способен понять эмоции другого человека, ориентируясь на невербальные признаки (лицо, позу, интонацию);
– способен сопереживать и сочувствовать другому человеку;
– способен контролировать свои негативные эмоции (в частности, гнев, страх, печаль, а также вызывать позитивные эмоции (хвалить, поощрять);
способен адекватно реагировать на гнев другого человека, может противостоять гневу другого, не дает себя в обиду.
Анализируя выделенные А. Н. Андреевой способности, можем выделить когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты.
А. О. Куракина выделяет в структуре эмоционального интеллекта три компонента: эмоциональный (развитие социально ориентированных эмоций, когнитивный (способность понимать, вербализовывать эмоции, выносить суждения по поводу эмоций) и поведенческий (регуляцию своих эмоций в поведении и социальном взаимодействии).
Т. Д. Савенкова предлагает ориентироваться на выявление таких признаков, как понимание эмоций других людей (идентификация базовых эмоций, способность к сопереживанию и склонность к психическому заражению, выражение и регулирование собственных эмоций (выражение эмоций и доминирующее настроение) и управление своим мышлением и поведением (способность к саморегуляции и стрессоустойчивость); в качестве основного метода получения данных применять наблюдение за поведением ребенка и элементы экспертной оценки.
Нгуен Минь Ань, разрабатывая структуру эмоционального интеллекта старших дошкольников, отмечает, что в ней обязательно присутствуют такие структурные компоненты, как:
– эмоциональный уровень, который включает: эмоциональную ориентацию на другого и умение поставить себя на место другого, чтобы почувствовать его переживания в случае, если бы я поступил (-а) так или иначе; –
-рациональный уровень, который включает нравственные и жизненные ориентиры, Я-концепцию.
М. А. Нгуен в своем исследовании создает и апробирует авторский комплект процедур, в который входит анкета для воспитателей и родителей и диагностические методики для детей. Вопросы анкеты направлены на оценку эмоциональной отзывчивости детей, их способности переживать значимые для них события и сопереживать окружающим людям. Набор методик для детей содержит пробы «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания» и «Что – почему – как».
Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов становления эмоциональной сферы (Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова).
Данный период характеризуется активным вхождением дошкольника в социальный мир, где познавательные процессы перемещаются с «мира вещей» на «мир людей». Меняется форма общения с окружающими, интересы ребенка становятся направлены на познание социальной стороны жизни людей, на характер их взаимоотношений, дошкольник начинает соотносить свое поведение с социумом. В связи с этим, дошкольник научается регулировать свое поведение, между возникающим у него аффектом и поступком появляется момент осознания и контроля, по Л. С. Выготскому «обобщение переживаний», по Е. Е. Кравцовой «интеллектуализация аффекта». Ребенок начинает осознавать свои переживания и контролировать их. Осознание своих переживаний ведет к появлению внутренних противоречий, когда хочу и надо сталкиваются внутри ребенка, и порождают определенное поведение.
По мнению А. В. Запорожца, в дошкольном возрасте эмоциональное предвосхищение возникает в результате внутренней ориентировочноисследовательской деятельности ребенка, формирующейся на основе его практического взаимодействия с окружающей действительностью.
Функционируя в социальной системе, эмоции дошкольника «интеллектуализируются, становятся умными, обобщенными, предвосхищающими». Благодаря этому ребенок дошкольного возраста может не только заранее представить, но и пережить смысл данной ситуации, предпринимаемых действий и их возможных последствий для себя и других людей.
Понимая эмоции другого, видя эмоциональные реакции, ребенок начинает осознавать и свои собственные эмоции. Таким образом, путем интериоризации (Л. С. Выготский) происходит становление внутренней эмоциональной жизни дошкольника. В исследованиях Е. В. Куцевой, Н. А. Лужбиной дополнен механизм развития эмоционального интеллекта дошкольника. Авторы указывают, что развитие эмоционального интеллекта у них обусловливает: симуляция (выражение непереживаемой в данный момент эмоции, маскировка (замена выражения переживаемой эмоции выражением другой – непереживаемой) и подавление (сокрытие / снижение интенсивности выражения переживаемой в данный момент эмоции). По данным исследований Л. А. Белозеровой, В. А. Лабунской, уже в 3-4 года дошкольник может понять эмоции в контексте конкретной социальной ситуации. А в 5-6 лет дошкольник способен понять эмоции по невербальным признакам, в отрыве от ситуации.
Анализируя значимость эмоционального интеллекта для дошкольников в целом, А. Ю. Буянова, Ю. В. Глазкова и другие исследователи отмечают, что высокий уровень развития эмоционального интеллекта снижает уровень страхов и тревожности в целом, повышает гибкость и адаптивность социального поведения, поведение такого ребенка устойчиво, надежно, вызывает доверие окружающих.
В дошкольном возрасте эмоциональный интеллект развивается постепенно. А. М. Щетининой были выявлены типы восприятия эмоций по экспрессии, которые могут рассматриваться и как уровни развития этого умения.
Довербальный тип. Эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации («он, наверное, мультик смотрит»). Диффузно-аморфный тип. Дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко («веселый», «посмотрел и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона эмоции еще не дифференцированы. Диффузно-локальный тип. Воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев – глаза).
Аналитический тип. Эмоция опознается благодаря выделению элементов экспрессии. В подавляющем числе случаев дети опираются на выражение лица, а не позы. Синтетический тип. Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а целостное, обобщенное («злая она, потому что вся злая»).
Аналитико-синтетический тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у нее все лицо такое – глаза веселые и рот»). Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки, отмечают А. Ю. Буянова, Е. Ю. Бледнова, С. Ю. Кудрявцева, Э. М. Зимуков.
Имеются данные Е. И. Янкиной, что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием положительных эмоций и ниже – с преобладанием отрицательных. Б. И. Изотова, Е. В. Никифорова отмечают, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста ведут к тому, что ребенок не может использовать другие способности, в частности интеллект, для дальнейшего развития. Ю. В. Глазкова отмечает на возможность развития неврологических психиатрических отклонений в случае недостаточности развития эмоционального интеллекта.
Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии эмоционального интеллекта, что обусловлено развитием его социальной сферы, механизмами подражания и интериоризации.
К старшему дошкольному возрасту могут быть сформированы все компоненты эмоционального интеллекта, в том числе когнитивный (представления об эмоциях, способность распознать эмоции у другого и учитывать это в поведении, эмоциональный (развитие сопереживания, эмпатии, способности устанавливать эмоционально теплые связи, поведенческий (способность реализовывать понимание эмоций в регуляции социального поведения) (А. Н. Андреева, А. О. Куракина, М. А. Нгуен).
• Во ФГОС ДО прописаны целевые ориентиры, относительно эмоционального воспитания: умеет сдерживать проявление своих эмоций;
• контролирует свое поведение (соблюдает нормы и правила, принятые в обществе);
• умеет устанавливать коммуникативный контакт с детьми;
• откликается на просьбы других детей;
• с удовольствием занимается вместе со взрослым;
• оптимизм;
• успешно действует под руководством взрослого;
• принимает помощь взрослого;
• часто взаимодействует со сверстниками; контролирует импульсивность
моделирует различные отношения в сюжетно-ролевых играх;
• проявляет лидерские способности;
• уверенность в себе;
• умеет занимать других детей;
• с удовольствием участвует в играх, предложенных другими детьми;
• успешно разрешает конфликты со сверстниками;
• умеет выразить свое эмоциональное состояние;
• имеет адекватную самооценку;
• сопереживает неудачам и радуется успехам других.
С точки зрения воспитания проявление эмоционального интеллекта означает, что родители должны понимать чувства своих детей, уметь им сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей, которые получают бoльшую часть уроков по регулированию эмоций у своих родителей, это качество означает способность контролировать импульсы, мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться со взлетами и падениями в своей жизни. «Семья является тем местом, где мы впервые начинаем изучать эмоции», — пишет Дэниел Гоулман, психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект».