Ольга Чиндяева
Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной речевой группе «Дикие животные родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Обобщение и систематизация знаний о диких животных родного края, их образе жизни, закрепление представлений о животных Башкирии, занесённых в Красную книгу. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные родного края». Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, синтаксической стороны речи (образование сложноподчинённых предложений). Совершенствование навыка составления и анализа предложений, навыков звукового и слогового анализа слов, навыка составления и чтения слов. Автоматизация и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной речевой группе „Дикие животные родного края“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной, общей, мелкой моторики, графомоторных навыков.
Коррекционно-воспитательные: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к животным.
1. Организационный момент.
Дыхательная гимнастика «Снежинка» (развитие речевого дыхания)
Логопед:
Маленькая снежинка села на ладошку – (Дети показывают снежинку)
Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывают одну ладошку другой)
Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывают)
Отпускаю полетать.
(дети дуют на снежинки, вытянув губы трубочкой, не раздувая щёк).
- Не ленитесь, не зевайте,
На вопросы отвечайте:
Какое сейчас время года? Назовите осенние месяцы. Назовите периоды осени. (Ответы детей).
Логопед: Вы на схему посмотрите,
Приметы поздней осени назовите.
(солнце светит, но не греет, дни становятся короче, а ночи длиннее, небо часто хмурое, пасмурное, деревья скинули листву, перелётные птицы улетели в тёплые края, вода в водоёмах начинает замерзать, дикие животные готовятся к зиме).
- Каких диких животных Башкортостана вы знаете?
(лиса, медведь, волк, лось, кабан, рысь, заяц, белка, бобр, барсук, ёж)
- Почему этих животных назвали дикими? (Ответы детей).
- Сегодня мы продолжим разговор о диких животных нашего края, о том, что происходит в их жизни с наступлением поздней осени.
- Проходите, не торопитесь
На места свои садитесь.
(Дети садятся за столы)
2. Упражнение «Составь схему предложения»
(Совершенствование навыка анализа предложений)
Логопед: Прочитайте предложение, которое написано на экране.
(Дикие животные готовятся к зиме).
- Составьте схему предложения. Сколько всего слов в этом предложении? (5) Назовите слова по порядку. Есть ли в этом предложении маленькие слова - предлоги? Назовите это слово.
Логопед: Молодцы, вы отлично справились с заданием.
3. Составление предложений «Дикие животные готовятся к зиме»
(совершенствование навыка составления предложений на заданную тему, развитие связной речи).
Логопед: Как же дикие животные готовятся к холодной, снежной зиме? Составьте предложения по картинкам.
1. Белка линяет, меняет рыжий мех на серый. Она приготовила себе запасы на зиму – грибы, жёлуди, орехи.
2. Медведь обустраивает берлогу, в которой он будет спать до весны.
3. Ёжик забрался в норку и уснул.
4. Бобр запасает на дне водоёмов ветки деревьев.
5. Заяц меняет свой серый мех на белый для того, чтобы хищники не заметили его на снегу.
6. Волк линяет, меняет свою шерсть на более тёплую, густую.
7. Барсук осенью накапливает жир, обустраивает себе нору и впадает в спячку.
8. У лисы, как и у волка мех становится более густой и тёплый.
4. Упражнение «Составь схему» (совершенствование навыка звукового анализа слов).
Логопед: Возьмите фишки и составьте звуковую схему слова «лиса»
- Сколько всего звуков в слове «лиса»?
- Какой звук первый? Второй? Третий? Четвёртый?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
5. Пальчиковая гимнастика
(Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением)
Дикие животные водятся в лесу,
Здесь увидеть можно волка и лису,
Зайца и медведя,
Белку, кабана.
Прячет всех надёжно
лесная тишина.
6. Упражнение «Послушный карандаш»
(развитие графических навыков)
- Помогите лисёнку добраться до лисы. Возьмите карандаши, проведите линию, не отрывая карандаша от бумаги.
7. Пазлы «Составь слова» (работа в парах)
(совершенствование навыка составления и чтения слов).
Логопед: Перед вами – пазлы. Прочитайте слоги и составьте из них слова – названия жилищ диких животных. (дуп-ло, хат-ка, ло-го-во, но-ра, бер-ло-га)
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
8. Физминутка «Зверята»
(координация речи с движением)
Зверята
Собираю детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал.
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
Игра «Дикие животные и их детёныши».
9. Игра «Чей след?»
Логопед: (совершенствование навыка образования притяжательных прилагательных, развитие лексики)
- Совсем скоро наступит зима. Всю землю покроет снег. Подберите слова к слову «снег». Снег какой? (белый, холодный, пушистый, рыхлый, искрящийся). А на снегу в лесу можно увидеть следы различных животных. Назовите, чьи следы вы видите?
- Это заячьи следы… беличьи следы… волчьи следы… кабаньи следы… лисьи следы… лосиные следы… оленьи следы… рысьи следы…
10. Игра с липучками «Найди место»
(Закрепление представлений о животных Башкирии, занесённых в красную книгу, развитие лексики).
На игровом поле изображены среды обитания животных (лес, степь, водоём). На плоскостных изображениях животных (Ушастый ёж, выхухоль, белка-летяга, марал, норка, большой тушканчик, выдра, сурок степной (байбак, хомячок серый) с обратной стороны наклеены липучки.
Логопед: Скажите, вы знаете что такое Красная книга?
Красная книга – книга тревоги.
Животные и растения в ней – недотроги.
Обижать не нужно их друзья,
Охраняйте их всегда!
- Назовите животных Башкирии, занесённых в Красную книгу. (Ушастый ёж, выхухоль, белка-летяга, марал, норка, большой тушканчик, выдра, сурок степной (байбак, хомячок серый)
- Предлагаю вам расселить животных на страницы Красной книги. Найдите место для каждого животного и расскажите кто где живёт.
Дети: Ушастый ёж, марал, белка-летяга живут в лесу.
Выхухоль, речная выдра, норка живут около водоёма.
Тушканчик, байбак, хомячок живут в степи.
Итог занятия. Игра с кубиком «Вопрос-ответ»
- Подбрасывайте кубик по очереди и выбирайте соответствующую цвету кубика карточку.
Какое животное изображено на гербе города Уфа?
Каким цветом обозначаются твёрдые согласные звуки?
Какой знак ставится в конце предложения?
Кто из животных строит себе хатку?
Почему зимой в лесу не видно следов барсука?
Назови детёнышей белки.
Каким цветом обозначаются мягкие согласные звуки?
Раздели на слоги слово «выхухоль».
Почему Красную книгу так назвали?
Для чего белке нужен такой пушистый хвост?