юлия кароль
Конспект коррекционно-развивающего занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп» (эмоция «удивление»)
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кароль Юлия Ивановна, педагог-психолог ГУО "Ясли-сад № 397 г. Минска"
Задачи:
- создать максимально спокойную и доброжелательную атмосферу для свободного общения, игры и воображения, открытого выражения своих чувств, богатого эмоционального мира;
- расширить знания и понимание эмоции «удивление» через выражения мимики лица, позы, жестов и интонации голоса;
- обретать умения и навыки открытой коммуникации во время игр и игровых упражнений, закрепить позитивный эффект совместной деятельности воспитанников;
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия для воспитанников старшего дошкольного возраста „Калейдоскоп“ (эмоция „удивление“)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- содействовать снятию эмоционального и мышечного напряжения, гармонизации внутреннего состояния;
- воспитывать уважительное отношение к взрослым и сверстникам, бережное отношение к природе.
Материал: зеркальная плоскость, декоративный материал в сундуке (различные бусинки, цветные пластиковые камушки, ракушки, монеты, емкость с водой, полотенце, мягкие игрушки (животные южных стран, экзотические птицы, кокос (внутри лежат маленькие карточки с заданиями, пламя огня, вырезанного из картона оранжевого цвета, аудиозапись звуков чаек, шум волны, медитативной музыки, дидактический ковер «Поле чудес», пальма (сделана из пластиковых бутылок коричневого и зеленого цвета, мягкие модули, черно-белые фото людей, демонстрирующие разные эмоциональные состояния, цветные картинки и фотографии животных с различными эмоциями, «эмоции», сделанные из гофрированного картона с эффектом трансформации на каждого ребенка, пиктограммы эмоции, фломастеры для рисования на белой доске, набор карточек «Лабиринты», клубок вязальных ниток, лист ватмана, гуашь, поролоновые губки, гуашевые краски.
Ход занятия
1. Приветствие
«Связующая нить».
Передавая клубок ниток по кругу, каждый воспитанник делает несколько витков нити себе на палец. Педагог-психолог акцентирует внимание детей на том, что мы сейчас связаны друг с другом волшебной нитью, предлагает воспитанникам, сматывая клубок, рассказать о своем настроении.
2. Путешествие на остров Чудес.
Педагог-психолог рассказывает детям о том, что сегодня им предстоит отправиться в удивительное и интересное морское путешествие на остров Чудес, познакомится с Хранителем острова и его жителями.
Дети берут мягкие модули и «строят» корабль, садятся в него и под музыкальное сопровождение (звуки чаек, шум волны) отправляются в дорогу.
— Ребята, прислушайтесь к звукам моря, птиц… Чувствуете, как качается корабль по волнам? (педагог-психолог начинает самостоятельно задавать движения). Но что-то волны усиливаются… Вы чувствуете? По-моему, приближается буря. Но у меня в команде смелые ребята? Тогда нам нечего волноваться!
3. Упражнение «Капитан».
Каждый ребенок встает, представляет себя капитаном и выполняет выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносить к глазам воображаемый бинокль.
— Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения. Молодцы!
4. Прибытие на остров Чудес.
Педагог-психолог обращает внимание детей на «остров» (на полу лежит ковер зеленого цвета, на котором стоит пальма). Дети «высаживаются» с корабля. Их встречает Хранитель острова (мягкая игрушка льва).
Знакомство с Хранителем острова и его жителями (педагог-психолог имитирует интонацию голоса Хранителя острова). Хранитель острова выражает искренне удивление гостям, но не может выразить словами то, что чувствует, потому что забыл, как это чувство называется.
Воспитанники называют эмоцию. Педагог-психолог обращается к детям и предлагает изобразить эмоцию «удивления», чтобы жители острова запомнили и никогда больше не забывали.
5. Этюд «Удивление».
Педагог-психолог произносит слова, а дети показывают движения.
— Мальчик очень удивился : он увидел, как фокусник посадил в пустой чемо-дан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.
Дети показывают выразительные движения лица. Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
6. Беседа у костра.
Дети сидят в кругу. Хранитель острова рассказывает детям о том, что остров Чудес неспроста так называется. Он хранит тайну, удивительную историю. Оказывается, на острове спрятаны сокровища, которые обладают волшебной силой, но найти их люди до сих пор не смогли, потому что никто не смог преодолеть все испытания. Не нашлось ловких, смелых, а главное — добрых ребят. Ведь волшебство имеет силу только тогда, когда оно попадает в добрые руки.
Педагог-психолог обращается к детям и предлагает пройти испытания.
Дети подходят к пальме, Хранитель острова из кокоса достает карточки с заданиями для детей. Хвалит ребят после выполнения заданий.
6. Упражнение «Лабиринты».
Описание. Каждый участник игры получает карточку. С левой стороны нарисованы четыре пиктограммы эмоций : на трех прорисованы «помощники» настроения, а на четвертой ничего, она пустая. С правой стороны — четыре сюжетные картинки. У персонажей не прорисовано лицо, а представлен общий контур головы. Участнику необходимо:
1. Правильно определить эмоциональное состояние персонажа и провести линию от пиктограммы к сюжету.
2. Правильно нарисовать эмоцию в пустом круге в соответствии с оставшимся сюжетом.
3. Аргументировать свой выбор.
Карточки ламинированные. Для работы детям предлагается пользоваться фломастерами для рисования на белой доске.
Общее количество карточек — 8 шт.
7. Дидактическая игра «Эмоции».
Эмоции сделаны из гофрированного картона, на которых зафиксированы части лица с помощью болта и шурупа. Прикреплены они не плотно и это дает возможность трансформировать материал, создавать разные эмоциональные переживания.
Описание. Перед каждым ребенком располагается черно-белая фотография человека с определенным эмоциональным переживанием (радость, удивление, гнев, грусть) и дается «эмоция-трансформер». Детям необходимо сделать такую же эмоцию как и на фото. В ходе игры детям предлагается объяснить, как расположены «помощники» настроения.
8. Нахождение сокровищ.
После успешного прохождения испытаний, Хранитель острова выносит сундук с сокровищами: цветные камушки, бусины, монетки, ракушки. Ребята заглядывают, радуются, благодарят.
Взамен дети делают подарок всем жителям острова Чудес и оставляют на па-мять свои следы ладоней.
8. Арт-техника «След на память».
Педагог-психолог берет влажную поролоновую губку, обмакивает ее в гуашь, цвет которого выбирает ребенок самостоятельно, смазывает ладони, и, ребенок на ватмане делает отпечаток.
Дети моют руки в емкости с водой.
9. Возвращение в детский сад.
Дети прощаются. Садятся в корабль и под звуки живой природы (шум моря, пение птиц) возвращаются обратно в детский сад.
10. Релаксация «Калейдоскоп».
Зеркальная плоскость с эффектом калейдоскопа изготовлена самостоятельно: ДСП 30х30 см в количестве 3 штук и зеркала такого же размера, которые наклеиваются после сборки (одна часть - основание располагается горизонтально, а две остальные части - стенки фиксируются на ней - угол 90 градусов). Чтобы эффект был более насыщенным и вызывал эмоциональный отклик, воспитанникам предлагается использовать пластиковые цветные камушки, которые легко можно приобрести в зоомагазине (дренаж для аквариумов, кристаллы, крупные плоские бусины, ракушки разной формы и размера, пуговицы, бросовый, природный материал и т. п.
Для того, чтобы создать мандалу, воспитанникам необходимо сначала показать на горизонтальной поверхности, как выложить контур полукруга. Далее они заполняют его самостоятельно, рассматривают целостный продукт в зеркальных стенках, трансформируют.
- Ребята, давайте поиграем с сокровищами, расслабимся и отдохнем (дети садятся за стол. Зеркальные плоскости разворачивают к детям и с помощью «сокровищ» ребята создают мандалу — рисунок в круге). Работа сопровождается медитативной музыкой. После завершения дети могут рассмотреть работы друг друга.
11. Рефлексия «Закончи предложение».
Дети стоят в кругу и делятся своими впечатлениями. Взрослый предлагает детям по очереди закончить такие предложения о себе: «Я хочу.», «Я умею.», «Я смогу.», «Я добьюсь.»
12. Прощание невербальное.