Наталия Белькова
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Поговорим о доброте»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Туринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»
Воспитатель: Белькова Н. А.
Задачи:
1. Открыть детям новый мир – мир рождения человеческих имён и фамилий.
2. Дать понятие о гражданстве и пером документе, о гносеологическом древе.
3. Корректировать речь детей на основе упражнений в словообразовании имён и отчеств.
4. Воспитывать бережное отношение к своему имени.
Публикация «Конспект коррекционно-развивающего занятия „Поговорим о доброте“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Оборудование: разрезные буквы, фонарик, карточки с именем и профессией, карточки с изображениями людей, альбомный лист, фломастеры, релаксационная музыка.
Ход занятия.
Организационный момент, психологический настрой.
В каждом параграфе,
В каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись.
Кроется самая главная мысль,
Она не всегда открывается сразу –
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой!
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
Дети, сегодняшнее наше занятие называется открытием. А что мы будем открывать догадайтесь сами?
1 ребё нок: Что носит каждый человек
Весь долгий и недолгий век?
Он с ношей этой дорогой
Нигде не расстаётся,
А при рождении внучат
Им ноша достаётся.
- Дети, как вы думаете, о какой ноше идёт речь?
Совершенно верно мы поговорим об именах и фамилиях, узнаем откуда они произошли.
Игра «Сложи имя».
Дети, посмотрите здесь спрятались ваши имена, вы должны их найти. (составляют имена из букв)
- Дети, как вы думаете, зачем человеку имя?
В жизни бывают ситуации, когда вам необходимо обратиться к незнакомому человеку, как это сделать, если это мальчик или девочка?
- А если это взрослый человек?
- Как вы думаете, кто такие тёзки?
Игра «Круг знакомств».
Дети стоят в кругу.
- Я предлагаю вам познакомиться поближе. Сейчас вы по очереди войдете в круг, назовёте себя так, как вам больше нравится, поприветствуете нас и гостей, вернетесь на место.
Садятся на места.
2 ребё нок: Оставляет ветка плод,
Оставляет пчёлка мёд,
Нивы – золота зерна.
Золотой янтарь – сосна,
Овцы – тонкое руно,
Лозы – пряное питьё,
Оставляет человек – имя доброе своё.
Я хочу вам рассказать о происхождении имён. Рождение ребёнка считалось великим чудом, радостным событием. Издревле в честь новорожденного у многих народов устраивались праздники, высказывались разного рода благопожелания. Новорожденному мальчику желали: «Будь крепок, силён, трудолюбив, гож пахать, топор в руках держать, лошадью управлять». А девочке: «Будь приветливой, скромной, быстрой на работу, мастерицей ткать, узоры вышивать». Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность – оно срастается с человеком на всю жизнь и обладает определённой таинственной силой, которая может помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имён имел большое значение и рассматривался как обряд. Для большей уверенности малышу давали то или иное имя – благопожелание, которое несло в себе какую – то добродетель : смелость, мудрость, славу, добро, веру. Поэтому в старину мальчиков называли: Добрыня, Владимир, Святослав, а девочек – Вера, Надежда, Любовь, Людмила. Сейчас родители своих детей называют современными, порой необычными именами. При рождении ребёнок получает не только имя, но и первый свой документ.
- Как вы думаете какой?
- Для чего он даётся?
Правильно ребёнок становится гражданином, у него появляются определённые права и обязанности.
- Гражданином какой страны вы являетесь?
- Какие права и обязанности есть у вас?
- Дети, кто может рассказать почему родители вам дали такие имена?
Тренинг «Пожелания».
Я предлагаю вам сейчас поучаствовать в древнем обряде: вы друг другу выскажите благопожелания.
Релаксация.
Дети, сядьте на ковёр. Сейчас вы будете придумывать имена мальчикам и девочкам, которые здесь будут появляться.
Лучом света схематично рисую силуэты, звучит спокойная музыка.
Упражнение на анализ – синтез «Сложи правильно».
Дети, посмотрите сюда, здесь явно какой-то беспорядок.
Имена, отчества, прозвища, профессии написаны на разных листах на своём цветовом фоне.
- Дети, какие фамилии могут быть у этих людей?
- Дети, как вы думаете для чего людям фамилии?
Правильно. А вот в древние времена, когда люди ещё жили племенами, чтобы отличить одного от другого, придумывали клички – чёрный, рыжий, силач. От этих кличек со временем появились фамилии: Чернавин, Рыжов, Силачов и другие.
- Скажите мне, пожалуйста, все ли фамилии произошли от кличек?
Правильно, фамилии людей произошли от рода их деятельности: плотник – Плотников, столяр – Столяров.
- Дети, а теперь давайте остановимся на происхождении ваших фамилий.
3 ребё нок: Любили тебя без особых причин,
За то, что ты внук, за то, что ты сын,
За то, что малыш, за то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
Упражнение «Звали, зовут, будут звать».
Дети, давайте вспомним, когда вы были маленькие как вас звали, как зовут сейчас, когда вырастите будут звать.
(стоят в кругу)
Дети проходят за столы.
4 ребё нок: Нет меж живущих людей,
Да не может и быть,
Безымянных!
В первый же миг, по рождении, каждый
Убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар,
От родимых своих получает.
Дети, а вы знаете своих предков? Я вам предлагаю нарисовать родословное древо семьи. Вы начнёте с близких родственников, с бабушек и дедушек, это будут корни, ствол – это мама и папа, а веточки – это вы.
Игра «Изобрази своё имя».
Я вам предлагаю поиграть в весёлую игру, попробуйте показать своё имя движением.
Молодцы, очень интересно придумали.
Наше занятие подходит к концу.
- Скажите мне, пожалуйста, что вам понравилось на занятии?
- Что можно было бы сделать по другому?
- Когда вам было особенно радостно и почему?
В заключении разрешите мне сделать вам благопожелание.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое дарует,
Пусть добрый будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего,
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
Спасибо, дети, мне было с вами приятно заниматься.