Лариса Фёдорова
Использование ИКТ при взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающего процесса
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.
Публикация «Использование ИКТ при взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста в системе коррекционно-развивающего процесса» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к образовательной деятельности в настоящее время особо актуальна.
Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.
Применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционно – развивающего обучения весьма эффективны. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
Таким образом, презентация:
· Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами
· Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей. Целью работы с родителями является достижение партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка с осуществлением квалифицированной коррекции нарушений речи.
Современным и наиболее эффективным взаимодействием является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с родителями. Компьютер позволяет:
· расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с нарушениями речи;
· реализовать коррекционные задачи, активизируя работу с родителями;
· применить индивидуальный подход к ребенку;
· сформировать в определенной степени сотрудничество между ребенком, учителем-логопедом и родителями;
· повысить компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.
Информационно-коммуникационные технологии помогают решить целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.
Основные задачи:
1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.
3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями.
4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.
5. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИЕСЯ ВОЗМОЖНОСТИ учителя – логопеда в работе с родителями по использованию ИКТ :
- нахождение на сайтах необходимых информационных материалов;
- создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с родителями;
- самостоятельное создание фотогаллерей, памяток, буклетов, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения;
- консультирование родителей, используя возможности Интернета, повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов; повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная);
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Сроки же преодоления речевых нарушений зависят: от степени сложности нарушения; от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; от регулярности проведения занятий; от участия родителей в коррекционном процессе.
Каждый из родителей понимает о необходимости систематической, длительной работы с ребенком. Сотрудничество логопеда с родителями включает в себя разнообразные формы: проводятся консультации, беседы, открытая непосредственно – образовательная деятельность, праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы. Безусловно, участие ИКТ во всех этих разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.
Это могут быть различные логопедические странички, статьи-консультации, советы, рекомендации, подсказки родителям, размещенные на персональном сайте учителя - логопеда. Здесь можно с целью профилактики речевых нарушений размещать материал для родителей детей младшего возраста, которые только начинают говорить. А для родителей детей – логопатов, посещающих речевые группы активно использовать ИКТ при выполнении домашних заданий.
Наблюдая за тем, как родители не обращают внимание на информацию, размещенную в информационных уголках, не находят времени для общения с воспитателем и логопедом, а так же другими специалистами, но, находятся в социальных сетях, я подумала: если родители находят время для общения в социальных сетях, то может они смогут находить время и для занятий с ребёнком с ИКТ в домашних условиях, найдут там много полезного.
На электронных носителях я стараюсь размещать информацию, чтобы она была полезна родителям : упражнения, которые использовала на занятии, презентации, логопедические игры, различные практические задания. Наличие дисков даёт возможность родителям повысить свою педагогическую компетентность в общении с детьми, сделать их активными участниками коррекционно – развивающего процесса.
НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
Индивидуальные формы работы
(материал для родителей на диске)
Компьютерные презентации:
Артикуляционная гимнастика :
· «Сказка о Веселом Язычке».
· «Лягушка – зелёное брюшко».
. «Весёлая артикуляционная гимнастика»
Картотека компьютерных и мультимедийных презентаций по темам:
Работа над звукопроизношением: Игры по автоматизации различных звуков: «Поймай звук Р», «Звукарик», «Различаем звуки Р-Л».
Картотека презентаций по всем лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Весна», «Птицы» и др.
Развитие связной речи:
· составление рассказа-описания с опорой на картинки-символы по заданной теме;
· пересказ текста с опорой на серию сюжетных картинок;
· презентации рассказов с продолжением.
Подготовка к обучению грамоте:
· «Распредели картинки по наличию звука».
· «Посчитай слоги».
· «Веселый поезд».
· «Поиграем».
· «Вставь пропущенную букву»
. «Весёлые звуки»
. «От звука к букве»
Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет сделать следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
– использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедической непосредственно – образовательной деятельности, способствует повышению речевой и познавательной активности;
произвольного внимания и памяти детей, самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости, творческого воображения, словарного запаса.
--способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);
повышает компетентность родителей в коррекционной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка, имеющего нарушение речи.
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Безусловно, участие ИКТ во всех этих разнообразных формах работы логопеда с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне.