Марина Чулкова
Конспект комплексной ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Прибыткова Н. Ю. ,Чулкова М. Н. ,Бабахина А. В. ,Фёдорова Л. В., Вячеславова Л. Г.
Конспект комплексной ООД по развитию познавательных способностей и речи детей с ТНР в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказкам А. С. Пушкина"
Цель: Закрепление и расширение представлений детей о жизни и творчество великого русского поэта А. С. Пушкина
Задачи:
1) Обучающие:
Публикация «Конспект комплексной ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Путешествие по сказкам А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
- Формировать умения эмоционально воспринимать образное содержание сказки; уметь определять название сказок по сюжетным иллюстрациям, по отрывкам из них.
- Расширять и активизировать словарный запас детей.
2) Развивающие:
- Способствовать литературному и творческому развитию детей; развитию их воображения и мышления в различных игровых ситуациях и упражнениях.
- Формировать умение выразительно читать стихи, изображать сказочных персонажей.
3) Воспитательные:
- Формировать коммуникативные навыки.
- Воспитывать любовь и интерес к литературе, художественному слову.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная
Формы организации: совместная деятельность воспитателя с детьми
Методы и приёмы:
-Словесный: чтение наизусть отрывков из сказок А. С. Пушкина, вопросы, ответы, рассуждения.
-Практический: обводка «гусиным пером» контура героя или предметов из сказки; инсценировка «Сказки о Попе и работнике его Балде»;
-Наглядный: просмотр презентации «Творчество А. С. Пушкина»;
-Обсуждение знакомых сказок.
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Творчество А. С. Пушкина», «ручки» из гусиных перьев, карточки с точечными контурами для обведения героев и предметов из сказок, зеркала, макет корабля, ширма, элементы костюмов для инсценирования «Сказки о Попе и работнике его Балде»
Предварительная работа:
-Рассматривание портретов из жизни и творчества А. С. Пушкина, выполненных различными художниками;
-Беседа о жизни и творчестве поэта;
-Подборка книг и сказок в книжный уголок;
-Рассматривание иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина;
-Заучивание наизусть стихов, чтение произведений А. С. Пушкина;
-Рисование по сказкам А. С. Пушкина;
-Инсценировки отрывков из сказок А. С. Пушкина для родителей;
-Настольная игра «По сказкам А. С. Пушкина» (кубик, фишки).
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Вводная часть
Спокойно играет мелодия П. И. Чайковского «Полёт шмеля».
Воспитатель вносит игрушку – макет корабля, читает отрывок из стихотворения:
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
- Дети, из какой сказки я прочитала это стихотворение? («Сказка о Царе Салтане…»)
- Кто написал эту сказку? (А. С. Пушкин)
II. Основная часть:
Воспитатель:
- Дети, сегодня я вас приглашаю на этот корабль – совершить удивительное путешествие, вспомнить и узнать новое о жизни и творчестве известного всем поэта. Закроем все глаза и скажем: «Раз, два, три, на корабль заходи, и путешествие наше, кораблик, начни».
- Вот мы и на корабле в большом музейном зале.
- Вам этот портрет знаком?
- Да, это А. С. Пушкин. Какой у поэта загадочный сосредоточенный взгляд. Наверное, нет человека, который бы не читал или не слушал его стихи, сказки.
Послушайте, я вам расскажу немного о нём:
А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 г, а погиб в 1837 г. В доме, где жил маленький Саша, было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писать стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в 3 года. (Слайд «Арина Родионовна с маленьким Пушкиным») У него была няня – Арина Родионовна. Она была заботливая, добрая, талантливая сказочница и рассказчица. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня своим напевным голосом. Арина Родионовна была близким другом поэта и сыграла важную роль в его жизни и его творчестве.
А сейчас, дети, посмотрите с палубы нашего корабля на бескрайнее море.
Физминутка:
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья,
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там,
Плывут рыбки тут и там,
Сочиняют сказки нам.
- А. С. Пушкин написал чудесные сказки.
Назовите, какие сказки Пушкина вы знаете. (Дети называют сказки и на экране появляются фрагменты-картинки из сказки. Дети читают выученные заранее отрывки из сказок).
- Молодцы, ребята, вы все сказки назвали правильно и выразительно прочитали стихи из сказок.
(Иллюстрации из сказок остаются на экране)
- Какие чудесные иллюстрации к Пушкинским сказкам нарисовали художники. Как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам? (Рассуждения детей)
Воспитатель уточняет:
- Иллюстрации помогают нам представить события, которые происходят в сказке, настроения сказочных героев, их жизнь, на иллюстрации можно рассмотреть народные русские костюмы, богатые костюмы царей, цариц, костюмы волшебных нереальных героев.
(Слай – портрет: А. С. Пушкин пишет сказки)
- Посмотрите на этот портрет, на нём А. С. Пушкин сочиняет и пишет свои сказки и стихи.
- Дети, раньше не было ручек для того, чтобы писать, конечно, таких, какими мы пишем сейчас (шариковые, гелевые, фломастеры). Люди писали «ручкой», изготовленной из гусиного пера. Вот таким пером писал А. С. Пушкин свои произведения.
Хотите вы попробовать тоже писать такой же «ручкой» из пера?
(Дети по точкам обрисовывают контуры героев из сказок «ручками» из перьев с использованием чернил: рыбка, яблоко, кот, дуб, петух, зеркало и т. п.)
- Дети, продолжаем сказки вспоминать и в игры играть. А вот и игра для вас.
Проводится игра «Сказку мы знаем и героя называем»:
1. Кто исполнял песню «Во саду ли в огороде»? (белка)
2. Чем отравилась молодая царица? (Яблоком)
3. Кто хотел стать владычицей морскою? (старуха)
4. Кто сидел высоко на спице и был верным сторожем царю? (петушок)
5. Что пряли три девицы под окном? (пряжу)
6. Чем старик ловил золотую рыбку? (неводом)
7. Какой предмет подсказывал царевне «Ты прекрасна, спору нет…»? (зеркало)
8. Кто укусил Бабариху прямо в нос? (комар)
Проводится игра «Зеркало»:
Цель: учить детей различению эмоциональных состояний, умению подражать им, развивать эмпатию.
(Дети становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребёнок с помощью мимики и пантомимики передаёт разное настроение. Задача другого ребёнка-«зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями)
III. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель:
- Молодцы, дети. Вы были активны в играх. Что вам запомнилось сегодня на занятии? О чём вы можете рассказать дома своим родителям или своим друзьям о Пушкине?
Ребёнок: Сказка – дивная страна,
Волшебства она полна…
Учит нас она добру,
А ещё – не верить злу.
Воспитатель:
- Глазки, дети, мы закрыли,
С корабля в детский сад опять приплыли.
- О поэте А. С. Пушкине мы говорили, стихи читали, в игры играли, сказки называли, героев узнавали. И поэтому сейчас приглашаю в театр вас.
(Разученная с детьми инсценировка «Сказки о Попе и работнике его Балде»)