Нина Корнева
Конспект НОД по познавательному развитию «Исследователи зеркал» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Исследователи зеркал»
Цель:
- формировать навыки исследовательской деятельности
Задачи:
- развивать интерес к познанию;
- познакомить детей с некоторыми свойствами зеркала;
- корректировать детские представления о содержании понятий «наука», «ученый», «исследование»;
- учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Исследователи зеркал“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- формировать умение действовать по инструкции;
-развивать качество безопасности, при работе с хрупким материалом (зеркало);
-активизировать речь детей;
- развивать внимание, память, мышление, воображение, логическое мышление;
-вызвать положительный эмоциональный настрой у детей, создавать ситуацию успеха.
Материал к занятию: проектор мультимедийный, экран, два детских стола, журнальный столик.
зеркала (по два на каждого ребенка, электрические свечи (по одному на ребенка, вогнутые зеркала, фонарики, игрушка калейдоскоп.
-Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожмем руки.
-Посмотрите, чьё-то зеркало. Это кто-то из вас принёс?
-Как вы думаете, кому может принадлежать это зеркальце? (Девочке, женщине….).
А мальчикам и мужчинам зеркала нужны? Как и где они могут их использовать? (Ответы детей).
-Чтобы узнать, кто и каким образом использует зеркала, надо изучить его свойства. Вы готовы стать юными учеными? Сегодня мы будем учиться проводить исследования так, как это делают взрослые ученые.
Кто такие ученые – исследователи? Где человек проводит исследования? (Ответы детей).
-Если вы не возражаете, я буду вашим научным руководителем.
-Коллеги, а что вам уже известно о зеркале? (Ответы детей: оно хрупкое, стеклянное, может разбиться, в него можно смотреться, бывает разной формы и т. д.)
Давайте сформулируем правила работы с зеркалами. Возьмите каждый по льдинке (блестящему пластмассовому камушку) и назовите правило. А я вам немного помогу.
- Зеркало гладкое, скользкое, значить надо …. (заканчивает кто-то из детей);
- Зеркало хрупкое, значит ….
- Чтобы не помешать соседу, надо ….
- Чтобы каждый мог высказать своё мнение, надо ….
Назвав правила, дети складывают их в коробочку, которую убираем в «шкатулку ожиданий».
Теперь мы точно готовы к новым знаниям? Тогда приступаем к работе.
(на столе размещены зеркала).
Эксперимент № 1
Возьмите в руки зеркало и посмотрите в него. Что вы видите? (Себя). А теперь постарайтесь повернуть зеркало так, чтобы увидеть людей, предметы, которые находятся слева, справа, вверху, внизу, за спиной. Кто что увидел? Опишите.
Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей: с помощью зеркала можно увидеть)
Правильно, коллеги: зеркало отражает реальный мир.
(символическое изображение – модель) дети размещают на мольберте (флипчарте)
- Подумайте, работники каких профессий используют такое свойство зеркала? (стоматолог, парикмахер, водитель - внутри машины, перед лобовым стеклом, модельер и портниха, парикмахер, учитель-логопед и т. п.)
Внесем полученную информацию в электронную энциклопедию (слайд презентации или страничка альбома - энциклопедии «Всё о зеркалах»).
- Молодцы, сотрудники! Вы правильно определили главное свойство зеркала.
Давайте с его помощью сделаем гимнастику «Веселый язычок». Те, кто занимался с логопедом, хорошо ее знают.
Гимнастика для языка.
-Уважаемые исследователи, а вы знаете, что зеркало может говорить неправду? Хотите удостовериться?
Вернемся в лабораторию. Что будет, если мы возьмем два зеркала и приставим их друг к другу? Ваши предположения. (Высказывания детей)
Эксперимент № 2
-Чтобы проверить ваши высказывания, проведем эксперимент. Возьмите любой небольшой предмет, соедините два зеркала, прижав двумя краями, как бы делая зеркальную стенку за предметом (угол соединения 90 гр.)
Сколько вы видите игрушек? (три). Будем приближать зеркала друг к другу, что происходит? (Количество предметов увеличивается).
Когда их будет больше всего?
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: Зеркала могут многократно увеличивать количество предметов. Предлагаю выбрать модель, где отражено это свойство и поместить её на флипчарт.
-Как вы думаете, кто может использовать такое свойство зеркал? (Ответы детей) Подсказать вам может наша электронная энциклопедия.
Это свойств зеркала используют в своей работе фокусники и иллюзионисты.
-Уважаемые ученые, вы еще очень молоды и, конечно же, помните игрушку, в которой тоже с помощью трех зеркал многократно увеличивают количество предметов? (Калейдоскоп)
(Предлагаю детям рассмотреть строение калейдоскопа, посмотреть через три соединенные зеркальные пластины на свою ладошку).
-Что вы видите, друзья?
- Возьмите каждый по калейдоскопу и посмотрите узоры, можете обменяться игрушками. Обратите внимание, узор зависит от того, какие предметы помещены в игрушку.
-Коллеги, наши первые опыты были с плоскими зеркалами. Отложим их на подносы.
Возьмите половинку шарика (блестящая новогодняя игрушка) посмотрите в него. -Какая у него внутренняя часть?
(Ответы детей). Вы себя или окружающие предметы хороша в нем видите? В какой части зеркала? (Ответы детей: в центре зеркала, уменьшенное и не правильное). А если к выпуклой части поднести ладонь, что вы увидите?
Можно ли использовать такое зеркало, как вы думаете? (Ответы детей).
- Проверим в нашей энциклопедии (дети рассказывают об использовании сферических зеркал, используя иллюстрации на слайде или в альбоме). Оказывается вогнутые и выпуклые зеркала тоже нужны. Их используют в автомобилях (фары, зеркала заднего вида, в микроскопах, телескопах. Маленькие вогнутые зеркала применяются также в разных медицинских приборах, необходимых, например, для рассматривания внутренности носа, горла.
-А еще такое зеркало ловит лучи света и отражает их в одном направлении. Посмотрите на фонарики. Что вы видите? Почему такая крохотная лампочка так ярко светит? Давайте снимем стекло и рассмотрим что внутри фонаря. Что вы видите?
(В них мы видим вогнутое одно или несколько зеркал). Зачем они нужны? Предлагаю посветить фонариком в зеркальное полушарие. Что вы видите? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать?
Вывод: зеркало усиливает поток света и помогает его направлять в нужном направлении. Выставляется модель.
Такие зеркала используют в маяках, прожекторах, фонарях.
Самые большие вогнутые зеркала применяются в астрономических приборах.
Свойства фокусов вогнутых зеркал еще до конца не исследованы, но уже сейчас можно предположить, что ученых здесь ожидают большие открытия. Я думаю, что некоторые из вас будут этими учеными.
-Итак, наши эксперименты закончились, благодарю за работу, уважаемые исследователи.
Так какой вывод можно сделать, как люди используют свойства зеркал?
- Ребята, давайте посмотрим, что же стало с нашими льдинками – правилами? Открываем «шкатулку ожиданий», предлагаю детям достать коробочку с льдинками и открыть ее. А там – зеркальные сердечки.
- Мы выполнили все правила, были аккуратными, внимательными и льдинки растаяли, превратившись в зеркала. Эти маленькие зеркала - сердечки останутся вам на память о нашем исследовании.
Что интересного и нового вы сегодня узнали? Какой эксперимент вы бы показали дома? О чем захотелось бы рассказать другим детям? Поможет вам альбом «Всё о зеркалах».
-А нам пора прощаться.
Игра «Прощание» Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо за работу, до свидания».