Бакашова Елена
Конспект комплексного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комплексного занятия в средней группе «Путешествие в весенний лес»
Цель: уточнение знаний детей о весенних изменениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
2. Продолжать развивать связную речь детей: развитие речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности.
Развивающие:
1. Развивать умение сравнивать различные периоды весны
Публикация «Конспект комплексного занятия в средней группе „Путешествие в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы («Весенний лес» В. Степанов; «Полюбуйся, весна наступает» И. Никитин; «Весна» Е. Каргановой, «Весна – красна» И. Соколов-Микитов).
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Наблюдение в природе.
Материалы: фланелеграф, дидактические игры «Правила друзей леса», «Когда это бывает», «Времена года», иллюстрации, игрушка Буратино, мнемотаблица, модели.
Используемые технологии: моделирование, мнемотехника, элементы ТРИЗ.
Ход занятия
Организационный момент
Дети с воспитателем стоят в кругу, у воспитателя в руках мяч.
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Мячик ты передавай,
Имя друга называй.
Основная часть
Дети сидят за столами, у каждого по четыре карточки-модели от игры «Когда это бывает».
Воспитатель: Ребята к нам в гости пришёл наш старый знакомый Буратино. Он просит нас помочь ему.
Буратино: Здравствуйте, ребята. Вчера мне Мальвина читала стихи, но я никак не пойму о чём в них говорится. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.
Воспитатель: Конечно, поможем. Правда, ребята?
Дети: Да!
Буратино: Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
На полянке у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Возвращаются скворцы —
Наши старые певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Буратино: Кто мне скажет, когда это бывает?
Дети: Весной! (объясняют, доказывают каждое четверостишие)
Буратино: Сколько месяцев длится весна? Назовите их. (Дети отвечают)
Буратино: послушайте еще стихи и скажите, о каком весеннем месяце каждое из них:
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит. (ответы детей)
Буратино: Молодцы! Вот теперь и я всё понял. А хотите отправиться со мной в весенний лес? Тогда нужно получить билеты на поезд, а для этого ответить на вопросы ваших билетиков – чего нельзя делать в лесу, если вы его друзья?
Игра «Угадай правило»
Я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – «Нет!». Слушайте внимательно:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Динамическая пауза
Воспитатель: (раздаёт билеты, называет машиниста). Молодцы, ребята, садимся в поезд. Посчитаем, кто в каком вагончике оказался ( порядковый счет: первый второй, третий, четвертый, пятый). Машинист громко объявляет: Двери закрываются! (ходьба по кругу, построение «поезд», руки согнуты в локтях, имитация движения колёс, звуковая имитация ш-ш-ш-ш, так-так-так, меняется темп, сила голоса)Поезд проносится через поля, потом зелёный лес встает впереди. На деревьях нежные листочки. Идём гурьбой по лесной тропинке. Смотрите, на полянке стоит выссокая раскидистая сосна, она тихо шумит.
Дети: ш-ш-ш.
Воспитатель: скажем скороговорку про сосну: Шумели и шушукались верхи высоких сосен. (повторить 2-3 раза)
Воспитатель: взбираемся на горку, вершины сосен покачиваются рядом, до них можно дотянуться рукой. Смотрите, смотрите! Белка! (модель дерева с дуплом белки). Почему она рыжая? Чему радуется? (ответы детей) Послушайте, как она звонко цокает «цок, цок». (Дети повторяют)
Воспитатель: Смотрите, ребята, а там сидит дальше на стволе сидит пё стрый дятел и с размаха ударяет клювом по коре: «Тук, тук, тук» (Дети хором повторяют) Зачем он так стучит? (Ответы детей) А на самом краю тонких веток вертятся синицы: «Зинь-синь! Зинь-синь! Зинь-синь!» (Рассматривают иллюстрации, повторяют хором) Какими звонкими, тонкими голосами звенят синицы! А издали, слышите, трубят журавли: «Утро! Утро! Утро!» (повторяют хором и индивидуально) Почему так веселы птицы, чему они радуются? (ответы детей)
Составление рассказа по модели
Воспитатель: ребята, давайте расскажем Буратино о весне. Что происходит весной? Почему всё просыпается? Дети находят модели у себя в конвертах, выбирая из своего набора карточек от лото «Времена года». Модели выставляются на доске. Модели – признаки весны: весеннее солнце, деревья с молодыми листочками, птицы прилетают, строят гнёзда, звери линяют, меняют окрас, выводят потомство. Дети рассказывают, используя модели.
Буратино: Ребята, вы такие молодцы! Так хорошо о весне рассказали, что мне захотелось нарисовать картинку. (на фланелеграфе выставляется картинка-путаница, дети исправляют ошибки)
Воспитатель: у меня тоже есть для ребят картинка (схема роста одуванчика). Рассматривают схему, обсуждают как и почему растет цветок. Давайте поиграем с вами и превратимся в цветочки.
Физкультминутка «Мы цветы»
Распрямили стебли, вытянули ветки. Поднять руки вверх
Расправили листочки, пошелестели листочками Пошевелить пальцами
Гимнастика для стебля Наклоны туловища вправо-влево, вперед-назад
Гимнастика для корней Вытянули правую ногу – вращение ступней, вытянули левую ногу – вращение ступней
Моем листья и стебли под дождем Подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся
Воспитатель: Хорошо размялись, ребята, а теперь присаживайтесь на стульчики.
Буратино: Какие красивые цветы из вас получились, ребята. Вы много знаете о весне, и я хочу вас научить чего еще нельзя делать в природе, чтобы быть верным ее другом. Вот послушайте:
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.
Воспитатель: ребята, что не так в этом стихотворении? (нельзя рвать цветы)
Буратино: правильно! А вот еще стихотворение:
Я кузнечик словил,
В банку с травкой посадил,
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
Воспитатель: а что плохого сделал герой этого стихотворения? Чего нельзя делать в природе? (нельзя ловить насекомых – они погибнут)
Буратино: вы правы, ребята. И еще одно правило угадайте:
В лес зелёный я пойду,
Зайку серого найду,
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.
Воспитатель: что неправильно в этом стихотворении, ребята? (нельзя никого брать из леса домой) Правильно, ребята, лес – это родной дом животных и птиц. Нельзя забирать их из их среды обитания.
Буратино: Всё верно, ребята. Лес и его обитателей нельзя обижать, их нужно беречь и защищать. Но вы ведь живёте в городе. Здесь у вас тоже есть живая природа – скверы, газоны. Можете ли вы помочь природе в городе? Как?
Дети: нельзя мусорить, рвать цветы, ломать ветки кустов и деревьев.
Воспитатель: вы все правильно сказали, ребята. А вот послушайте о чем шепчет травушка-муравушка (на доску выставлена модель – трава) :
Притоптали меня травушку,
Притоптали меня зелёную,
Да все детушки, да все малые,
В зелёном саду гуляючи,
Бегая, играючи.
Воспитатель: правда жалко травку, ребята? Когда травка зеленеет, вокруг красивее и воздух чище, и пыли нет. По газонам бегать нельзя. А как часто бывает, что вдоль дорожек трава затоптана (переворачивает модель черной стороной вверх) Нет травы, нет цветов. Значит не будет насекомых, и улетят птицы. А мы с вами умеем ходить по дорожкам, не наступая на травку. Сейчас покажем Буратино. (выкладывает на полу «дорожку» из скакалок) Давайте пройдём по дорожке, не наступая на газон. (Дети проходят по дорожке)
Буратино: Ребята, какие вы молодцы. Вы много знаете о природе, бережёте её. Вы – настоящие друзья природы. Я принёс вам подарки – лопатки и грабли, чтобы взрыхлить землю на газоне, и семена, чтобы посадить на клумбах цветы. А мне пора домой, Мальвина ждёт меня на обед. Пока!
Все: до свидания, Буратино!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что вам понравилось больше всего?
Что вам больше всего запомнилось?
Как вы можете помочь природе?
Вы большие молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы выполняли все задания и отвечали на вопросы.