Суздальцева Ирина
Конспект комплексного занятия «Широка страна моя родная. Путешествие по природным зонам России» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Закрепить знания детей о природных зонах России.
Задачи:
1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных природных зон;
2) развитие связной речи детей, активизация словаря; развитие восприятия, мышления, внимания;
3) воспитывать экологическое сознание, культуру поведения в лесу, воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.
миру.
Публикация «Конспект комплексного занятия „Широка страна моя родная, Путешествие по природным зонам России“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Природные зоны Земли
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материалы: Иллюминационный шнур, шапочка стюардессы, запись полёта самолёта; магнитная доска, подносы, на которых ёмкости с водой и два листа бумаги; шапочка оленя; карточки с буквами и загадками; трубочки, ложечки, щётки, ватные палочки, листы картона синего цвета, корзиночка с шоколадными грибочками.
ИКТ: мультимедийка, магнитофон, ноутбук.
Ход занятия:
Дети входят в зал. По залу расположены зоны для путешествия. - Давайте поздороваемся с гостями и начнём заниматься. Скажите, пожалуйста, как называется наша планета? (Земля). А если смотреть на землю из космоса, какого цвета она будет? (Разноцветной). А почему? (Горы – коричневые, снег – белый, лес – зелёный и т. д.) Правильно, природа на Земле имеет свой цвет, и мы сегодня отправимся в путешествие по природным зонам нашей страны. А как называется наша страна? (Россия). А можно объехать нашу страну за один день? (Нет). Почему? (Наша страна очень большая). А на каком транспорте можно быстро передвигаться? (На самолёте). А кто управляет самолётом? (Пилот). А помощницу пилота? (Стюардесса). В путешествии я буду вашей стюардессой. (Надеть шапочку стюардессы). Вот мы и отправимся в путешествие на самолёте. Нас ждёт много заданий, будьте готовы.
Дети проходят к стульям, стоящим по два в два ряда. По краям стульев протянут иллюминационный шнур (не включён). Дети проходят «в самолёт» и усаживаются на места. Включается запись полёта самолёта. Включается иллюминационный шнур. На экране мультимедиа изображение неба и самолёта. Заканчивается запись, появляется на экране картинка снегов и ледников, белого медведя). Дети выходят из «самолёта».
Остановка «Северный полюс» - Как вы думаете, в какую природную зону мы попали? (На Северный полюс). Как вы догадались? (Много снега, белый медведь). А какие животные ещё живут на Северном полюсе? (Тюлень, морж, белуха: картинка на экране). А чем они все питаются? (Рыбой). Значит, они все кто… хищники. Что вы можете рассказать о белом медведе? (Охотится, разбивает лёд, плавает). А почему медведь, который много плавает, выходит из воды сухой? (Шкура очень жирная, жир не позволяет шкуре намокнуть). Кто ещё использует эту хитрость? (Гуси, утки). А человек где использует это явление? (Смазывают детали машин, велосипед). Сейчас мы проведём опыт, чтобы понять, как медведь не намокает от воды.
На столах стоят подносы, на которых ёмкости с водой и два листа бумаги, один из которых смазан маслом. При опускании поочерёдно листа в воду, видно, что обычный лист намок, жирный лист остался сухой. Вывод: жир не намокает.
Последнее задание - загадка: На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь, А если захочешь — в руках унесёшь. (Глобус на букву Г)
Пора отправляться дальше.
Наше путешествие продолжается.
Дети проходят «в самолёт» и усаживаются на места. Включается запись полёта самолёта. Включается иллюминационный шнур. На экране мультимедиа изображение неба и самолёта. Заканчивается запись, появляется на экране картинка тундры и северного оленя. Дети выходят из самолёта.
Остановка «Тундра» - А куда же мы попали сейчас? (В тундру). Как вы узнали? (Ответы детей: очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти не греет
землю, много болот). А какие ещё животные живут в тундре? (Песец, полярная сова, волк, лемминг - слайд). А бабочки? А какая растительность в тундре? (Ягоды, мхи, карликовая берёза, карликовая ива, лишайники - слайд). Чем полезны ягоды? (В ягодах есть витамины). Для какого органа полезна черника? (Для глаз). Какая ягода заменяет лимон по вкусу? (Клюква). Если варенье из клюквы, то оно какое… клюквенное, из брусники, из голубики, из костяники, из морошки…. А почему деревья карликовые? (Не даёт расти вечная мерзлота). А что такое вечная мерзлота? (Лёд). А если вода не впитывается в почву, то в тундре много…болот.
- Последнее задание - загадка:
Я у дерева спросила:
— Что грустишь, склоняясь в пруд,
Косы в воду опустила?
Все серёжки уронила.
Видишь — вот они плывут.
— А ты и без них красива,
Плакучая. ива. (Карточка с буквой И)
- Ну что ж, пора отправляться дальше. Проходим в самолёт. Наше путешествие продолжается.
Дети проходят «в самолёт» и усаживаются на места. Включается запись полёта самолёта. Включается иллюминационный шнур. На экране мультимедиа изображение неба и самолёта. Заканчивается запись, появляется на экране картинка рыси. Дети выходят из самолёта.
Остановка «Тайга» - Ой, а что это за зверь? (Рысь). А где живёт рысь? (В тайге). А что такое тайга? (Тайга – это хвойный лес). Какие деревья растут в таком лесу? (Ель, сосна, кедр, лиственница). А почему лиственницу называют лиственницей? (Она сбрасывает хвоинки как лиственные деревья). Чем полезен хвойный лес? (Лес очищает воздух, строят санатории, делают лечебные масла). Попробуйте определить, какое это дерево. (Слайды с деревьями, ответы детей). А птиц тайги вы знаете? (Сова, тетерев, глухарь, клёст). Что вы можете рассказать об этих птицах? (Ответы). А какие животные ещё живут в тайге? (Куница, медведь, лиса, волк, лось, олень, заяц). Вариант ответа: В тайге много… Сейчас мы разомнёмся под песенку «У оленя дом большой». Физ. минутка «У оленя дом большой».
- Ну что ж, пора отправляться дальше. Но как всегда последнее задание – загадка:
Бродит хищный кот в лесах
С кисточками на ушах.
Дальше от него держись —
Быстро нападает. рысь. Проходим в самолёт. Наше путешествие продолжается.
Дети проходят «в самолёт» и усаживаются на места. Включается запись полёта самолёта. Включается иллюминационный шнур. На экране мультимедиа изображение неба и самолёта. Заканчивается запись, появляется на экране картинка смешанного леса. Дети выходят из самолёта.
Остановка «Смешанные леса» - Ребята, а в какой природной зоне живём мы с вами? (Смешанных лесов). Правильно, значит, мы с вами вернулись домой, ведь сейчас мы в смешанных лесах. А почему наши леса называются смешанными? (Растут хвойные и лиственные деревья). Какие лиственные деревья вы знаете? А хвойные? Как называется лес, где растут одни берёзы? (Берёзовая роща). Ели? (Ельник). Сосны? (Сосновый бор). А если лист с клёна, то он, какой … кленовый, с березы … березовый, с дуба … дубовый, с ивы … ивовый, с рябины … рябиновый и т. д. - Какое значение для человека и животных имеет лес? (Дом для растений и животных; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, мебель, бумага, дрова, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).
- А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу? (Ответы детей). И последнее задание в смешанном лесу – загадка:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (Берёза на букву Б). Молодцы! Как мы много путешествовали, давайте нарисуем зимний лес на память о нашем путешествии. (Картинка зимнего леса на слайде).
Дети проходят к столам, усаживаются на стулья. Рисование зимнего дерева выдуванием из трубочки:
На лист бумаги капнуть ложкой каплю белой гуаши.
Нарисовать ствол дерева, раздувая каплю через трубочку.
При необходимости капаем еще гуашь на основу веток и продолжаем раздувать кляксу, «рисуя» дерево нужной высоты.
Развести в тарелочке белую гуашь с водой, опустить в неё зубную щетку и
под деревом нарисовать снег. Добавить ватной палочкой падающий снежок.
Ну что ж, наше путешествие закончилось. Пока я ещё стюардесса, хочется узнать, где вы побывали? (Ответы детей). Где больше понравилось? (Ответы детей). Животные природных зон не зря давали вам задание – загадки. Из этих букв получилось слово, какое: ГРИБ. Да это же сюрприз: корзинка с грибами. Угощаться будем в группе. А теперь я снова ваш воспитатель. (Снимаю шапочку стюардессы). Попутешествовали? Пора возвращаться в группу, помыть руки и съесть шоколадные грибочки. Молодцы!