Татьяна Жогло
Конспект комплексного занятия «Познакомим Карлсона с комнатным растением — фиалкой» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Формировать представления о внешнем виде комнатного растения – фиалки, его строении;
Закрепить представление о способах ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы и т. д., о потребностях растений в свете, тепле и воде;
Публикация «Конспект комплексного занятия „Познакомим Карлсона с комнатным растением — фиалкой“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Фиалка, комнатное растение
- Темочки
Расширить и активизировать словарь по теме (растение, стебель, лист, цветок, корень, фиалка; ухаживать, поливать, рыхлить; красивый, зеленый, нежный, белый, розовый, фиолетовый и др.);
Формировать умение передавать формы цветов фиалки с помощью нетрадиционной техники рисования - оттиск смятой бумагой;
Развивать память, мышление, речь, эстетическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, творческие способности, чувство цвета и композиции, мелкую моторику рук, способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, желание ухаживать за ними, любоваться ими.
ОБОРУДОВАНИЕ: цветок в горшке – фиалка, пульверизатор, лейка, палочка для рыхления, ватные диски, тарелочки, влажные салфетки, кисть для ухода за растениями, салфетка для ухода за растениями, клеенка; фотографии и картинки цветущей фиалки, гуашь голубого, фиолетового и розового цветов, небольшие скомканные листы бумаги (печатки) для рисования ; вырезанные из войлока части цветков (листья, цветки, стебель, корень, заготовка для композиции в виде аппликации из цветочного горшочка с листьями фиалки; фланелеграф, магнитофон, презентация: «Комнатный цветок - фиалка», аудиозапись П. И. Чайковский «Вальс цветов»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: дид. игры «Собери цветок», «Найди растение по описанию», разв. игра «Что необходимо для ухода за комнатными растениями»; заучивание пальчиковой гимнастики «Посадили в землю зернышко» и физкультминутки «Цветок»; рассматривание комнатных растений и наблюдение за ними, работа со схемами-моделями, заучивание стихов, рассматривание фотографий фиалок, наклеивание на лист бумаги горшочка и листиков.
Ход занятия
(Дети заходят в группу под музыку и встают в полукругом)
Воспитатель: Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся
Детки проснулись, к солнцу потянулись,
Лучик взяли – к сердцу прижали,
Людям отдали. “Здравствуйте”, сказали.
Раздаётся плач, в группу входит грустный Карлсон. В руках у него цветок, который завял.
Воспитатель: Кто это к нам пришел и плачет? Сейчас мы узнаем. Ой, да это Карлсон! Здравствуй, Карлсон! Ну что с тобой случилось?
Карлсон : Здравствуйте, ребята! Мой цветочек был когда - то таким красивым, как у вас на картинке. А теперь он заболел и мне его жалко.
Воспитатель: Ребята, давайте мы подарим цветочку красивые слова. (Алый, красивый, нежный, ласковый, весёлый, милый, хрупкий). Но наш цветочек всё равно грустит.
Воспитатель: Где же он был этот цветочек и как ты ухаживал за ним?
Карлсон : Он рос у меня на крыше в моём домике, под ведром.
Воспитатель: Карлсон, под ведром твоему цветку было неуютно, он завял, потому что твоему цветку не хватало света, воздуха и воды.
Воспитатель: А знаешь ли ты Карлосон как называется твой цветок?
Карлсон : Нет, не знаю.
Воспитатель: Тогда присаживайтесь ребята и Карлсон я сейчас познакомлю вас с этим комнатным растением и расскажу, что необходимо, чтобы твой цветок рос здоровым и красивым.
Презентация
Воспитатель:
Слайд 1 Это комнатное растение. Его называют фиалка.
Слайд 2 Фиалка небольшого размера, она низкая и стебель почти невидно.
Слайд 3 У фиалки много листиков, они зелёного цвета и покрытые ворсинками.
Слайд 4 Самая красивая часть этого растения – это цветки. Цветы у фиалки бывают разные : белые, голубые, розовые, фиолетовые, даже светло – зеленые. Слайд 5 Ребята, наши растения пьют воду корнями, у фиалки тоже есть корни, они находятся в горшке, в земле.
Воспитатель: Слайд 6 А сейчас рассмотрим, что необходимо для роста растениям. Все комнатные растения нуждаются в солнечном свете и тепле. Растениям нужна земля. Комнатным растениям нужен воздух. Все комнатные растения нуждаются в поливе. И обязательно им нужна наша забота и нежность.
Воспитатель: Растение – живое, оно растет, дышит и поэтому его надо любить и ежедневно ухаживать, чтобы оно росло большим, красивым.
Воспитатель: Слайд 7 Чтобы напоить растения их нужно поливать водой из лейки. Носик лейки нужно класть на край горшка и лить воду на землю, не разбрызгивая вокруг цветка. Много воды нельзя лить, это вредно для корешка.
Воспитатель: Слайд 8 На листьях комнатных растений скапливается много пыли. Их обязательно нужно очищать. Слайд 9 Если у растения большие блестящие листья, то можно протереть их влажной мягкой тканевой салфеткой. Слайд 10 Если у растений гладкие листья небольшого размера, то их можно опрыскать из пульверизатора. Слайд 11 Растения с бархатистыми листьями, покрытыми пушком, чистят с помощью мягкой кисточки.
Воспитатель: Слайд 12 Корни растений должны дышать, а для этого мы должны рыхлить землю острой палочкой. Но нужно быть осторожным и не повредить корни растениям.
Воспитатель: Слайд 13 Растения нам очень помогают. Они очищают воздух и насыщают его кислородом и украшают дом.
Воспитатель: Ну вот, Карлосон, теперь ты знаешь, как называется твоё комнатное растение и что ему нужно для роста.
Воспитатель: Карсон, а знаешь ли ты из каких частей состоит комнатное растение – фиалка?
Карлсон : Нет, не знаю.
Воспитатель: Тогда мы с ребятами сейчас тебе покажем и расскажем. (Проводится дидактическая игра «Собери цветок» на фланелеграфе).
Воспитатель: Ребята, у меня на столе лежат карточки с изображением частей цветочка. Ваша задача правильно собрать из этих частей целую картинку.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает стихотворение про фиалку?
(Читают стихи).
Разноцветные фиалки –
Как девчонки в платьях ярких:
В белом, розовом, лиловом.
Задаваки, одним словом.
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте напомним Карлсону, что фиалке и другим комнатным растениям необходимо для роста.
Игра «Что растениям необходимо для роста».
Воспитатель: У меня есть волшебные картинки. Нужно выбрать, то что необходимо нашей фиалке для роста и рассказать, что обозначает карточка.
Воспитатель: Карлсон, ты хорошо всё запомнил? Ты готов ухаживать за фиалкой?
Карлсон : Да, я принес много инструментов которые нам понадобятся для ухода за растениями (показ коробки)
Воспитатель: Да, Карлсон, по-моему, ты совсем не умеешь ухаживать за растениями, столько ненужного принёс.
Воспитатель: Но ты не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем. Пройдём в нашу лабораторию и присядем.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как мы ухаживаем за комнатными растениями в нашем уголке природы и сейчас найдём то, что нам нужно для ухода за растениями и расскажем Карлсону.
Дидактическая игра «Назови лишнее»
Из коробочки дети по очереди достают лейку, рыхлитель, тряпочку, кисточку, а кроме того разные предметы, не подходящие для ухода за растением (игрушки, баночки разные, детали конструктора и т. п. В зелёную корзинку положим те инструменты, которые нужны для ухода за растениями, а в красную корзинку - остальные предметы).
Воспитатель: Карлсон, сейчас мы научим тебя ухаживать
Воспитатель: Начнём с рыхления земли. Зачем нужно рыхлить землю у растений (Чтобы она стала мягкой, и вода хорошо проходила к корням. Корни растений должны дышать). Как нужно рыхлить, сильно? (Нет, потихоньку, чтобы не сломать растение, не повредить корни).
(Показ рыхления детьми).
Воспитатель: Листья какие у фиалки? (Пушистые, мягкие). Если потрогать ватный диск. Какой он? (Пушистый, мягкий). Если я брызгну на ватный диск водой, какой он станет? (Мокрый, тяжелый). Листья фиалки не любят воду, от воды могут згнить. Поэтому его надо поливать аккуратно, под корешок, чтобы вода не попала на листья. А как узнать, что растение нужно поливать? (Нужно потрогать землю, если она сухая, то пора поливать, а если мокрая, то поливать не нужно).
Воспитатель: Кто из вас покажет, как правильно поливать?
(Показ полива растения).
Воспитатель: Мы дышим носом, а растения листочками. У нашего растения - фиалки, на листьях есть ворсинки. Такие листья не протрёшь от пыли тряпочкой, поэтому с фиалок необходимо бережно снимать загрязнения мягкой кисточкой. Кто нам покажет, как правильно очищать листья фиалки от пыли?
(Показ очищения листьев от пыли).
Карлосон : Спасибо вам ребята, теперь я буду стараться и правильно ухаживать за моим цветочком.
Воспитатель: Волшебной палочкой взмахну, вас ребята в цветочки превращу.
Физкультминутка «Цветок» :
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок». (дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай (наклоны головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка. (наклоны)
А теперь водой умойся,
Отряхнись и успокойся. (встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Воспитатель: Волшебной палочкой взмахну всех в ребят превращу.
Воспитатель: Что - то Карлсон опять грустный. Что случилось?
Карлсон : Мне придётся долго ждать пока мой цветок зацветёт и поэтому мне грустно.
Воспитатель: Не расстраивайся, Карлсон, мы с ребятами тебя порадуем нарисуем цветущую фиалку.
Карлсон : Хорошо, а я сделаю фотографии ваших фиалок и буду дома ими любоваться.
(Дети проходят за столы).
Воспитатель: Рисовать цветочки для фиалки мы будем необычным способом, с помощью бумажной печатки.
Показываю, как рисовать фиалку (Обмакиваю печатку в краску и прижимаю к листу бумаги. Остается отпечаток.)
Пальчиковая гимнастика «Посадили в землю зернышко»
Посадили в землю зернышко (кладём в ладонь «зёрнышко»)
На небе выглянуло солнышко.
Свети солнышко, свети! (сжимаем кисти и по очереди разжимаем)
Расти зернышко, расти! (ладони соединить вместе и поднимать руки вверх)
Появляются на стебельке листочки. (соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках)
Распускаются на стебельке цветочки! (сжимаем кисти рук и по- очереди разжимаем).
Под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» дети выполняют работу.
Воспитатель: Фиалки получились просто замечательные, очень красивые. Как настоящие.
Воспитатель: Какой по цвету у тебя цветок? (Дети называют цвет своей фиалки).
Воспитатель: Какие у нас получились цветы? (красивые, нежные, любимые, добрые)
Воспитатель: А пока ваши работы подсохнут, мы покажем нашему сказочному герою и гостям танец с цветочками.
Карлсон : Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли. Пойду расскажу своим друзьям про вас!
(Карлсон прощается с ребятами, уходит).
Итог занятия
Воспитатель: С каким комнатным растением мы сегодня познакомились?
Дети: (Фиалка).
Воспитатель: Что надо делать, чтобы цветы росли здоровыми?
Дети: Поливать, рыхлить землю, протирать листочки.
Воспитатель: Для чего нам нужны комнатные растения?
Дети: для красоты, они очищают воздух, дают кислород