Абрамова Ольга
Конспект комплексного занятия по экологии в средней группе «Природа — наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование экологической культуры у детей посредством игровой деятельности
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания детей о животных, птицах, растениях леса;
-формировать у детей основы экологической грамотности : представление о том, что дикая природа нуждается в помощи и защите;
-способствовать становлению у детей таких качеств личности, как самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий;
Развивающие:
Публикация «Конспект комплексного занятия по экологии в средней группе „Природа — наш дом“» размещена в разделах
-развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками, умение слаженно работать в ходе совместной деятельности;
-развивать мыслительную деятельность воспитанников (умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи);
-развивать грамматически правильную речь детей, умение обосновывать свои ответы;
Воспитательные:
-воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе, доставлять детям радость от результатов совместной деятельности в игре;
- воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Методы и приё мы:
Словесный: художественное слово, беседа, вопросы к детям, пояснения воспитателя, отгадывание загадок;
Наглядный: картинки животных, плакат «Берегите лес», медали «Друг леса», конверты с заданиями, подсказки в картинках;
Практический: поиск заданий с помощью подсказок, сбор мусора, физкультминутка;
Игровой: форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми -квест-игра
Материал и оборудование: голосовое сообщение от Лесовичка, конверты с заданиями, подсказки, дерево, мольберт, маркеры
Ход занятия:
1. Мотивация
Воспитатель: Ребята! Сегодня, когда я направлялась к вам в детский сад, я получила голосовое сообщение с пометкой, что оно от дедушки Лесовичка. Ребята, что же мы будем предпринимать с этим сообщением (Ответы детей)
Сообщение:
"Приветствую вас, дорогие малыши! Обращается к вам дедушка Лесовичок. Произошло несчастье в моем лесу. Злая волшебница заколдовала мои земли, и теперь там царит "мёртвая тишина" : птицы не поют, животные исчезли, даже ветер не проникает в лес, не играет в листве деревьев, насекомые разбежались. Я не знаю, что делать, но я знаю, что только дети могут снять это заклинание. Злая волшебница расколдует лес только при выполнении вами ее заданий. За каждое выполненное задание вы будете получать часть волшебной головоломки, и когда мы соберем ее, сможем разрушить заклинание. Помогите моему лесу, очень прошу вас!"
2. Планирование деятельности:
Воспитатель: Ребята, мне очень хочется помочь Лесовичку, а вам? (Ответы детей)
-Отлично, мне очень нравится ваш выбор. А как же мы можем помочь ему?
3. Реализация замысла:
Но как же мы сможем найти задания, которые приготовила колдунья? Ребята, вы никакого предмета незнакомого не видите в группе? Может где-то есть подсказка. (дети находят конверт). Точно ребята, это подсказка куда нам надо идти. (на карточке нарисовано дерево).
-Что нарисовано? (дерево)
-Пойдемте к дереву и найдем задание.
(Подходят к дереву. На дереве конверт.)
Задание 1. «Знатоки правил поведения»
(Воспитатель предлагает открыть ребёнку конверт)
В: Ребята, что же это такое? (ответы детей)
В: Это правила поведения, а вы знаете их? (Ответы детей)
В: Сейчас проверим. Я буду вам читать правила, если это можно делать вы говорите «да», если нельзя – «нет».
«Если я приду в лесок»
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да).
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Получайте первый пазл. А в конверте подсказка –мусорный пакет. Дети ищут пакет для мусора, находят, а в нем задание- очистить поляну от мусора.
Задание 2. «Очистите полянку от мусора»
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет. Интересно почему? (Ответы детей). Правильно, вся полянка завалена мусором (разбросана бумага, пластиковые бутылки, коробки, стаканчики, а животные и растения не могут жить и расти там, где все загрязнено. Ребята, предлагаю помочь лесу. А как мы можем это сделать? (Ответы детей). Конечно убрать весь мусор.
(Убирают мусор в пакеты.)
Воспитатель: Какие вы молодцы, справились с заданием. Получайте еще один волшебный пазл.
А чтобы узнать куда идти дальше и получить следующую подсказку.
В: Ребята, я что-то уже устала, а вы? (ответы детей)
-А не пора ли нам с вами отдохнуть, чтобы набраться сил перед новыми заданиями?
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды набрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали.
А вот и следующая подсказка – шторка. Идем к шторке на ней конверт.
Задание 3. Д/И «С какого дерева листок».
Воспитатель: Перед вами картинка с деревьями и листья с этих деревьев. Назовите деревья (береза, рябина, дуб, клён). Возьмите маркер и соедините дерево с его листочком.
Молодцы! С заданием справились и за это получите волшебный пазл. Следующая подсказка – кукольный театр.
Задание 4. Игра на внимание «Прилетели птицы». Когда дети услышат НЕ птицу, должны хлопнуть в ладоши и назвать лишнее слово.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки —
и спасибо шутке! За правильно выполненное задание вы получаете ещё один пазл.)
-Молодцы! Получите еще один волшебный пазл. Следующая подсказка – шкаф.
Задание 5. Д/и «Отгадай загадку»
1. Спит всю зиму напролет,
Лапу нехотя сосет
Любит мед, малину, шишки,
Это старый добрый. (Мишка)
2. Эта рыжая плутовка
Обхитрит любого ловко.
Хвост красивый, как коса,
Это хитрая. (Лиса)
3. Летом серый, зимой белый,
Он ушастый и несмелый,
Попрыгайчик-побегайчик,
Кто же это? Это. (Зайчик)
4. Рыжий, словно огонек,
Этот маленький зверек.
Быстро-быстро, будто стрелка,
По деревьям скачет. (Белка)
5. У него одежды колки -
Во все стороны иголки. (Ёж)
6. Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
Воспитатель: После правильно выполненного задания получают еще 1 волшебный пазл. Последняя подсказка – окно.
Задание 6. «Собери картинку и назови насекомое»
Перед детьми конверты с разрезными картинками насекомых, нужно собрать картинку и назвать насекомое.
Молодцы, ребята. Получите последний пазл.
Мы выполнили все задания злой колдуньи, давайте сложим все пазлы вместе и посмотрим, что же получилось. (Складывают пазлы и получают плакат «Берегите лес!»)
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слова «Береги лес!»? Зачем это нужно делать? (ответы детей)
4. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, для чего мы собирались с вами сегодня? (Помочь Лесовичку)
-Зачем ему нужна была помощь?
-Что понравилось больше всего?
-Какое задание вызвало трудности?
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, вы так здорово выполняли все задания.
Воспитатель: Ребята, на последнем пазле была приклеена подсказка (сундучок). (Воспитатель обращает внимание детей на неё. Дети находят сундук, открывают его и достают медали.)
Воспитатель: Ребята, Лесовичок говорит вам огромное спасибо за то, что вы помогли расколдовать лес и дарит вам за это медали «Друг леса».