Саодатхон Гаибова
Районный семинар. Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Гаибова Саодатхон Салижановна.
Тема: Изучаем гласные.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель:
• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [ы].
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о гласных звуках.
• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
Публикация «Районный семинар, Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семинар, практикум
- Темочки
• Продолжать учить определять количество слогов в слове.
• Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Ы.
Дать понятие о предложении.
Развивающие :
• Развивать речь, внимание, мышление.
• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
• Музыкальное сопровождение.
• Словесный (вопросы, объяснение).
• Наглядный (картинки, слайды).
• Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
• Практический (упражнения).
• Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь» : «Про следы», Три желания»,проектор, ноутбук, знаки-символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, природный и бросовый материал для выкладывания букв.
Ход деятельности:
I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по развитию речи.
- Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи :
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
II. Мотивационная игра.
- Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Назовите приметы осени? (желтеют листья.)
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)
Осень в лесу!
Заходим в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот берёзки золотые шумят
Под берёзками грибочки стоят
В корзинку прыгнуть хотят!
(в этот момент появляется корзинка)
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь» : песенка «Про следы»)
- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!
- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)
- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.
- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков, выставляют на мольберт и определяют, какой звук)
- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!
- Молодцы!
- Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)
- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)
III. Введение в тему занятия.
1. Игра «Найди пару»
- Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.
- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако)
-Риваль и Наргиза, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?
(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
2. Игра «Найди звук»
- Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)
- А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?
- Правильно! Это листопад.
- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.
(дети парами садятся за столы)
- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [а],. [и],. [ы] .
- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)
- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий квадрат.
- Каким цветом?
(Следить за осанкой детей. Одного ребё нка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)
- Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?
- Докажите! Что нужно сделать?
- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?
(дети хлопками определяют количество слогов в слове)
- Молодцы!
3. Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»
- Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?
- Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, и т. д.)
IV. Физкультминутка «Дождик».
- Ребята, вернёмся с вами в лес, может встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)
- Ой, смотрите, закапал дождь.
Капля раз, капля два
(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва
(тоже самое)
А потом, потом, потом
(руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом
(бег с ускорением на месте)
Мы зонты свои раскроем
(остановиться, руки в разные стороны)
От дождя себя укроем.
(изображается над головой вид «зонтика»)
V. Ребус.
.-Ребята, Маша же давно гуляет по лесу, возможно она заблудилась.
-Давайте позовем ее. (произносят хором «Ау»)
-Сначала тихо,а теперь громко.
(Появляются Маша и Медведь.)
- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.
- Мы так рады встрече и хотим поиграть с вами, предлагаем разгадать ребус.
- Что это? ( на слайде картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)
- Кто это? (Маша, Медведь)
- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?
У И.
А У.
- Что у нас получилось? ( Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)
- Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.
- Молодцы, ребята!
- А теперь нам пора домой.
(Прощаются, уходят)
А теперь закройте глаза и послушайте волшебную музыку, которая поможет вам вернуться домой в д/с.
VI. Итог занятия.
- Какие звуки мы вспомнили?
- Какие это звуки? Почему?
- Чем звуки обозначаются на письме?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
VII. Рефлексия.
- Ребята, на столе лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.