Мигранова Эльза
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
для детей подготовительной к школе группы
на тему: «Скоро в школу» Миграновой Э. Ф.
Цель: использование речевых игр и упражнений в развитии фонематических процессов (фонематического слуха, восприятия) как основа для дальнейшего успешного обучения в школе.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы „Скоро в школу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Образовательные задачи:
Закреплять правильное произношение звуков в слогах, словах и предложениях.
Закреплять навык выделения отдельных звуков в словах и слов в предложениях.
Закреплять умение выделять звук в слове, определять его местоположение (вначале, середине, конце). Развивать элементарные навыки звукового анализа слов.
Совершенствовать навык согласования существительных с числительными и умение правильно грамматически оформлять распространенные предложения, составлять сложные предложения.
Совершенствовать навык детей в умении образовывать слова близких по значению; слов одинаковых по звучанию и написанию, но разных по их значению.
Развивающие задачи:
Развивать координацию мелкой и крупной моторики в соединении речи, движения и ритма.
Развивать слуховое внимание, координацию движений, зрительную и слуховую память, мышление, дикцию, коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи:
Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.
Воспитывать личные качества ребенка, дружеское отношение друг к другу, активность, желание выполнять работу самостоятельно и совместно с другими детьми.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами, связанными со школой : школьные принадлежности, спортивный инвентарь.
Понимание выражения «родственные слова». Умение детей подбирать родственные слова приставочно – суффиксальным способом: школа, школьник, школьница, дошкольник.
Умение подбирать слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по их значению (ручка чья).
Предварительная работа: работа с настенным пособием «Буквоградом», нахождение адреса буквы (ряд, место) в буквенном домике.
Развитие умения детей ориентироваться на плоскости.
Работа с пословицами и поговорками. Умение детей правильно понимать их значение.
Работа с детьми над звуко- буквенным анализом слов: умение выделять звуки из состава слова; анализ гласных и согласных звуков.
Работа с детьми со схемами слов, предложений.
Методы и приемы: игровой метод, словесный метод, метод проблемного обучения, метод творческого задания, практический метод, метод использования ТСО, наглядно-зрительный и наглядно-слуховой приемы, прием работы в парах.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети играют в группе. Каждый ребенок занимается своим интересным делом (конструирует, рисует, в настольные игры играет, книги рассматривает.) Воспитатель подходит к ребенку, который рассматривает книгу.
- Скажи, чем ты занимаешься? (рассматриваю картинки, читаю книгу)
- А ты любишь читать? Ребята, как здорово уметь читать! Вот об этом мы и расскажем в нашем стихотворении. Соберите свои игрушки и подходите ко мне.
Игра с веревочкой с узелками. (Дети в кругу, держат обеими руками длинную веревку с узелками, рассказывают хором стихотворение, при этом попеременно перехватывают руками узелки веревочки. Веревка движется по кругу. Дети стоят на месте)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять, и прочитать.
В. Берестов
-О чем говорится в стихотворении? (как хорошо уметь читать) Ребята, кто-то из вас уже умеет читать, а кто-то только учиться читать. Не зря говорится в пословице «Чтение - лучшее учение» А какие вы знаете пословицы и поговорки о книгах?
Кто много читает, тот много знает.
Хлеб питает тело, а книга – разум.
Сказанное слово – было да нет, а написанное – живет век.
Неграмотный – как слепой, а книга глаза открывает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
-Вот сколько замечательных пословиц вы знаете о книгах. Книги обязательно вам поможет хорошо учиться в школе. А чтобы хорошо читать – нам поможет в этом наш «Буквоград». Садитесь за столы.
Перед каждым ребенком раздаточный материал по обучению грамоте
Основная часть.
«Что лишнее?»
-Жители города приготовили нам картинки (карандаш, книга, обруч, ластик, ручка). Рассмотрите их.
-Назовите, какой предмет здесь лишний - (обруч). Почему? (обруч - это спортивный инвентарь, а остальные - это школьные принадлежности).
«Расскажи о звуке и найди букву»
-Выдели в слове «карандаш-ш-ш» последний звук. (Карандаш-ш-ш. Последний звук /ш/. Он - согласный, твердый, обозначим синим кружочком).
-Найди букву, которая обозначает звук /ш/. Назови ее адрес. (3 улица, 6 дом).
-Выделите в слове «к-к-книга» первый звук. (В слове «к-к-книга» первый звук /к/. Он - согласный, твердый, обозначим синим цветом).
-Найди букву, которая обозначает звук /к/. Назови ее адрес. (3 улица 5 дом)
-Выделите в слове «о-о-обруч» первый звук. (В слове «о-о-обруч» первый звук /о-о-о/. Он гласный, обозначим красным)
-Найди букву, которая обозначает звук /о/. Назови ее адрес (1 улица 2 дом)
А чем отличаются эти улицы? (красным цветом обозначены гласные звуки, а синим – согласные звуки)
-Выделите в слове «л-л-ластик» первый звук. (В слове л-л-ластик первый звук /л/. Он согласный, звонкий, твердый, обозначим синим.
-Найди букву, которая обозначает звук /л/. Назови ее адрес (1 улица 1 дом)
Выделите в слове «ручка-а-а» последний звук. (В слове «ручка-а-а» последний звук /а/. Он гласный, обозначим красным кружочком.
-Найди букву, которая обозначает звук /а/. Назови ее адрес (1 улица 1 дом)
«Слова – близнецы»
-Ребята, вы говорили, что ручка относится к школьным принадлежностям, А что еще означает слово ручка? Какая еще ручка бывает? (ручка от двери, ручка малыша, ручка чайника)
-Ребята, если вы внимательные, можете прочесть слово, которое у нас получилось (школа)
-Молодцы! Вы хорошо потрудились, а теперь отдохнем.
Физминутка. Выполнение комплекса кинезиологических упражнений под музыку.
«Семейка слов»
-Подберите к слову «школа» родственные слова, это слова близкие по значению. (Школа, школьник, школьница, дошкольник) (объясняют значение слов) Разделите их на слоги, а каким способом, выбирайте сами.
(Прохлопать, подпрыгнуть, прошагать, подбрасывать или жонглировать крупяными мешочками)
«Школьные слова»
-Придумайте свои слова связанные со школой и узнайте любым способом, сколько слогов в вашем слове.
«Один, два, пять»
- Ученик (один ученик, два ученика, пять учеников);
- Ученица (одна ученица, две ученицы, пять учениц).
- Карандаш (один карандаш, два карандаша, пять карандашей)
- Линейка (одна линейка, две линейки, пять линеек)
-А еще жители Буквограда очень любят играть с мячом.
«Звуки и слоги»
-Я бросаю вам звуки, вы мне возвращаете слоги (а, л - ал.)
-Что я вам бросала? (звуки) А вы мне (слоги)
- Я проговариваю слоги с твердыми согласными звуками, а вам нужно произнести его в обратном порядке (ал -ла, па- ап.)
- Продолжаем игру с твердыми и мягкими согласными звуками (па -пя, ла-ле.)
«Составь предложение»
- Составьте предложение со словом «школа».
-Найди себе пару, разделите свое предложение на слова (держась за руки шагают на каждое слово)
-Катя, сделай схему к своему предложению. Какое первое слово? Какое второе. Как на схеме обозначено первое слово? (Уголком, потому что это слово – начало предложения)
«Длинное предложение»
- Ребята, вы составили очень хорошие предложения о школе «Дети идут в школу». Добавьте в это предложение следующие слова: счастливые, первый раз, с портфелями.
«Счастливые дети идут в школу».
«Счастливые дети в первый раз идут в школу».
«Счастливые дети с портфелями в первый раз идут в школу».
Заключительная часть.
- Чем мы сегодня занимались? Ну, а теперь давайте возьмемся все за руки, улыбнемся друг - другу и еще раз подарим свою улыбку. Мне сегодня очень понравилось, как вы работали. И я уверенна, что те знания, которые вы приобрели в детском саду, помогут вам быть успешными в школе.
- А в заключении София вам приготовила сюрприз: она прочитает стихотворение И. Токмаковой «Скоро в школу».
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счётных палочек не счесть,
И он читать старается,
То, значит, он (вернее я,
То, значит, он (вернее я,
Он в школу собирается!