Света Сыркина
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Выявить:
-уровень осознания детьми основных языковых понятий ("звук", "буква", "слово", "предложение");
-умение проводить звуковой и слоговой анализ слова;
-умение подбирать слова-антонимы;
-умение ставить вопрос к существительному и подбирать к нему прилагательные;
-умение выделять среди других слов многозначные слова;
-умение заканчивать предложение;
-умение отгадывать загадки.
Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, связную речь.
Публикация «Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Методы и приемы: наглядный, словесный, игровой и практический.
Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов у занятию.
Демонстрационный материал: цветные картинки (карандаш, школа, бабочка, ракета, гриб, зонт, карточки со слогами, карточки с буквами.
Раздаточный материал: звуковые линейки, карандаши, карточки для написания схемы слова, карточки для обозначения позиции звука, карточки с буквами и цифрами для прочтения букв по порядку цифр, цветные картинки солнышко и тучка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, в какую вы ходите группу?
(Подготовительную группу). Значит, скоро вы пойдете в школу и будете кем?
(Учениками, школьниками).Но чтобы идти в школу, надо много знать и уметь. К нам пришли педагоги, чтобы посмотреть, насколько вы готовы к школе. Покажем гостям, что мы знаем и умеем?
В: Говорим всегда красиво, четко и неторопливо. Вспомним обязательно, все что узнали на занятиях.
(Дети садятся за столы)
В: Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите (Буквы)
В: А может это звуки?
(Ответы детей)
В: Правильно. Это буквы. Буквы мы видим, пишем и читаем. Звуки мы слышим и произносим. Сегодня эти буквы необычные. За каждой из букв стоит задание. Но для начала, предлагаю вам вспомнить:
-из чего состоит наша речь? (Из слов и предложений);
-если слова подружатся и встанут рядом, то получится. (предложение);
-в предложение может быть разное количество. 2.,3. (слов);
-слова состоят из. (слогов, букв, звуков).
БУКВА "ЗЭ" - первое задание
В: Послушайте загадку:
Стоит дом
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет.
(Школа)
В: Ребята, возьмите со стола листочки бумаги, и укажите штриховкой квадрат, где стоит звук "Ш"(вн,ср,кн)
В: Следующая загадка:
Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы- твои труды.
(Карандаш)
В: Укажите штриховкой квадрат, где стоит звук "Н".
В: Последняя загадка:
Говорит она беззвучно
И понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
В: Укажите штриховкой квадрат, где стоит звук "А".
Воспитатель, после отгадывания детьми загадки показывает картинку или предмет: КАРАНДАШ, КНИГА, ШКОЛА.
Пальчиковая гимнастика
Скоро в школу мы пойдем пальчики ходя по столу
И портфель с собой возьмем, показывают квадрат руками
Книжку, ручку, карандаш, загибают пальчики на руке
Мы в портфель положим наш показывают квадрат руками
Будем мы читать, писать показывают себе ладони
И учиться на все пять. поднимают руки, показывая пять пальцев.
БУКВА "КА" - второе задание
В: Возьмите звуковые линейки и покажите сколько звуков в слове "книга".
-Какой первый звук (к)
-Какой второй звук (н)
-Какой третий звук (и)
-Какой четвертый звук (г)
-Какой пятый звук (а)
-Назовите гласные звуки (и,а)
-Назовите согласные звуки (к,н,г)
Индивидуальная работа детей за столами. Написание детьми схемы слова.
В: Возьмите желтые листочки бумаги и нарисуйте схему слова " книга". Покажите сколько слогов и отметьте ударный слог в слове "книга".
В: Ребята, задайте вопрос к слову "книга" и сами попробуйте на него ответить. (Книга какая? Книга интересная, красочная, новая, увлекательная.)
БУКВА "ЭС" - третье задание
В: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру " Какие слова спрятались"
Чтобы найти слова, вам нужно будет правильно соединить слоги.
ПЕ-НАЛ РУЧ-КА ЛИ-НЕЙ-КА
В: Назовите одним или двумя словами - все слова. (Школьные принадлежности)
В: Посмотрите, внимательно на эти слова и найдите многозначное слово. (РУЧКА)
Воспитатель просит объяснить сделанный выбор слова.
БУКВА "О" - четвертое задание
Д/и "Что общего"
Воспитатель вывешивает на доску картинки: Бабочка-ракета; Гриб- зонт. Затем, просит, внимательно посмотреть на картинки, и сказать,что между ними общего.
БУКВА "ЭН" - пятое задание
Дети стоят в кругу.
Игра с мячом "Скажи наоборот"
День - ночь
Шум - тишина
Горячий - холодный
Добрый - злой
Вежливый - грубый
Смелый - трусливый
Бедный - богатый
Аккуратный - неряшливый
Сытый - голодный
Далеко - близко
Горячий холодный
Узкий - широкий
Кислое - сладкое
Легкая - тяжелая
Грустный - веселый
Мягкий -жесткий.
БУКВА "ПЭ" - шестое задание
Игровое упражнение - "Закончи предложение"
В: Я начну предложение, а вы его закончите.
-Побежали ручьи, потому что. (снег таит и превращается в воду)
-Сосульки тают, звенит капель, потому что. (пригревает солнышко)
-Ласточка низко летает. (к дождю)
-Весна да осень. (на дню погод восемь)
-Грач на дворе. (весна на горе)
В: А каком времени года все эти предложения (О весне). Какой сейчас идет месяц (Апрель).
В:А вы знаете стихи о весне?
В: Предлагаю поиграть. Я начну предложение из стихотворения, а вы продолжите.
-От полуденных лучей, побежал с горы ручей
-И малиновка и дрозд, занялись устройством гнезд
-К нам весна шагает, быстрыми шагами и сугробы тают, под ее ногами
-Первым март пришел, белый снег сошел.
В: Молодцы! Вы со всеми заданиями хорошо справились. Но если вы, прочитаете буквы по порядку цифр, вы узнаете, как вас еще можно назвать.
Дети, сидя за столами, самостоятельно читают буквы по порядку цифр.
И М У Н К И
4 2 1 3 5 6
(УМНИКИ)
Рефлексия
Предложить детям взять картинки:
Солнышко - если занятие понравилось
Тучка - если занятие не понравилось