ЕКАТЕРИНА СИДЮКОВА
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.
Задачи:
Обучающие :
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у, (ц) и (р, делить звуки на гласные и согласные
2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.
3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать познавательный интерес и речь.
3. Развивать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
2. Вызвать эмоциональный отклик детей.
3. Воспитывать умение слушать.
Методы и приё мы:
1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок, портрета поэта А. Плещеева.
2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Доскажи словечко», «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук» упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки», «Определи, гласный или согласный звук», привлечение к самоанализу, оценка, итог.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, краткие пересказы по рассказам Н. Н. Носова, составление рассказов по сюжетным картинам «Осень», «Прогулка», дидактические словесные игры.
Оборудование: портерет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, кружки из картона красные и синие, карточки с разным количеством геометрических фигур – треуголльников, полоски из картона длинные и короткие, просты крандаши и альбомные листы, фишки.
Ход НОД:
Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).
Дети высказывают свои предположения. Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.
- Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?
- И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.
Игра: «Послушай и узнай звук»
Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.
Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.
- Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро) .
- И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)
Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение. (Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал) .
Игра «Доскажи словечко».
1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне
Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)
2. Вот пришла и осень, листья пожелтели
И с прощальным криком птицы (улетели)
4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)
5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)
Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?
Дети: звук – у
Воспитатель: молодцы, внимательно слушали. Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. (произносит по очереди звуки : «у», «м», «а», «к».)
Дети: одни тянутся, другие произносятся быстро.
Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.
- Давайте попробуем их произнести. ( На доску выставляются картинки : утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально)
Игровое упражнение «Звуки заблудились»
- Ребята, а сейчас я хочу прочесть вам стихотворения А. Шибаева, где звуки заблудились
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Мы собрали васильки
На головах у нас - щенки (венки,
Подарили нам игрушки:
Целый день стреляли мушки (пушки) .
Закричал охотник: - Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке! (маки) .
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом (коне)
Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.
Жучка будку не доела (булку)
Неохота. Надоело.
- Можно ли назвать это стихотворение весёлым, смешным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, т. к. люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своём месте)
Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»
Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно) .
-Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.
Упражнение: «Определи место звука в слове»
Воспитатель: ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек - ячеек, чтобы заселить в них звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку. (дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками : «ч», «у», «р».)
Воспитатель: час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир. (дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку) .
- Хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся.
Воспитатель: ребята, а что такое слог, кто может сказать?
Дети: он состоит из букв.
Воспитатель: правильно, вот, например: слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?
Дети: два.
Воспитатель: назовите эти два звука. (ответы детей) .
Воспитатель: два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».
Дети: Чай, чайник, часы, чашки.
Воспитатель: а слова, начинающиеся на слог «ра»?
Дети: рама, ракушка, ракетка.
Воспитатель: а слова со слогом «му»?
Дети: муха, мурка.
Воспитатель: правильно, таких слов довольно много. (воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра», «му»).
Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.
Физминутка «Самолёты полетели».
Вот мотор включился, Вращательные движения руками
Пропеллер закрутился, перед собой
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.
И шасси убрались.
Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными
Приготовим парашют. в стороны
Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.
Дети мягко приземлились.
Воспитатель: хорошо, садитесь, ребята. - Скажите, а что такое предложение?
Дети: это много слов
Воспитатель: правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
Игра «Доскажи словечко»
- Ребята, нам от Петрушки пришло письмо (показ конверта). Я не могу его прочитать. Здесь в словах пропущены звуки. Давайте поможем Петрушке, поставим звуки на место. Ребята послушайте Я называю птиц: аис., воро., орё., коршу., скворе., щего., соко., фили., павли., берку., вьюро., гри.
- Вы знаете таких птиц? Почему вы их не узнали? Правильно, потому что пропущены звуки в словах. Послушайте ещё :
- На крыльце сидел котёно… к
- Перед ним на солнце грелся черноухий щено… к
- В зоопарке живё т : ено… т, крокоди. л, бегемо. т, ло. сь, медве. дь, вол. к, зуб. р, шака. л, тиг. р, ле. в.
- Мы дали животным : хле… б, бана. .н, апельси. .н, кос. .ть, овё. .с.
- А в какой части слова попущен звук? (в конце)
Итог: итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?
Дети: учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р».