Лучший педагог года

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

ЕКАТЕРИНА СИДЮКОВА
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие :

Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Звуковая культура речи, Подготовка к обучению грамоте“» размещена в разделах

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у, (ц) и (р, делить звуки на гласные и согласные

2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.

3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Методы и приё мы:

1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок, портрета поэта А. Плещеева.

2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Доскажи словечко», «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук» упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки», «Определи, гласный или согласный звук», привлечение к самоанализу, оценка, итог.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, краткие пересказы по рассказам Н. Н. Носова, составление рассказов по сюжетным картинам «Осень», «Прогулка», дидактические словесные игры.

Оборудование: портерет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, кружки из картона красные и синие, карточки с разным количеством геометрических фигур – треуголльников, полоски из картона длинные и короткие, просты крандаши и альбомные листы, фишки.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

- Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

- И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.

Игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.

- Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро) .

- И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)

Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение. (Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал) .

Игра «Доскажи словечко».

1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)

2. Вот пришла и осень, листья пожелтели

И с прощальным криком птицы (улетели)

4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)

5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)

Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?

Дети: звук – у

Воспитатель: молодцы, внимательно слушали. Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. (произносит по очереди звуки : «у», «м», «а», «к».)

Дети: одни тянутся, другие произносятся быстро.

Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.

- Давайте попробуем их произнести. ( На доску выставляются картинки : утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально)

Игровое упражнение «Звуки заблудились»

- Ребята, а сейчас я хочу прочесть вам стихотворения А. Шибаева, где звуки заблудились

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил. (щепками)

Мы собрали васильки

На головах у нас - щенки (венки,

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли мушки (пушки) .

Закричал охотник: - Ой!

Двери гонятся за мной! (звери)

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке! (маки) .

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву (лес)

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом (коне)

Мама с бочками пошла (дочками)

По дороге вдоль села.

Жучка будку не доела (булку)

Неохота. Надоело.

- Можно ли назвать это стихотворение весёлым, смешным? Почему? А в обычном общении можно переставлять звуки в слове? (Нельзя, т. к. люди перестанут понимать друг друга; каждый звук должен быть на своём месте)

Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно) .

-Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.

Упражнение: «Определи место звука в слове»

Воспитатель: ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек - ячеек, чтобы заселить в них звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку. (дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками : «ч», «у», «р».)

Воспитатель: час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир. (дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку) .

- Хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся.

Воспитатель: ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети: он состоит из букв.

Воспитатель: правильно, вот, например: слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?

Дети: два.

Воспитатель: назовите эти два звука. (ответы детей) .

Воспитатель: два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».

Дети: Чай, чайник, часы, чашки.

Воспитатель: а слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети: рама, ракушка, ракетка.

Воспитатель: а слова со слогом «му»?

Дети: муха, мурка.

Воспитатель: правильно, таких слов довольно много. (воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра», «му»).

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.

Физминутка «Самолёты полетели».

Вот мотор включился, Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился, перед собой

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными

Приготовим парашют. в стороны

Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.

Дети мягко приземлились.

Воспитатель: хорошо, садитесь, ребята. - Скажите, а что такое предложение?

Дети: это много слов

Воспитатель: правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

Игра «Доскажи словечко»

- Ребята, нам от Петрушки пришло письмо (показ конверта). Я не могу его прочитать. Здесь в словах пропущены звуки. Давайте поможем Петрушке, поставим звуки на место. Ребята послушайте Я называю птиц: аис., воро., орё., коршу., скворе., щего., соко., фили., павли., берку., вьюро., гри.

- Вы знаете таких птиц? Почему вы их не узнали? Правильно, потому что пропущены звуки в словах. Послушайте ещё :

- На крыльце сидел котёно… к

- Перед ним на солнце грелся черноухий щено… к

- В зоопарке живё т : ено… т, крокоди. л, бегемо. т, ло. сь, медве. дь, вол. к, зуб. р, шака. л, тиг. р, ле. в.

- Мы дали животным : хле… б, бана. .н, апельси. .н, кос. .ть, овё. .с.

- А в какой части слова попущен звук? (в конце)

Итог: итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

Дети: учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р».

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группыКонспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: «Читаем с ласточкой». Повторение изученного материала. Тема недели.

Конспект НОД по развитию речи на тему: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш для детей старшей группы. Тема. «Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш». Цели: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи. Звук [ш]» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тарская Светлана Андреевна Воспитатель МБДОУ Детский сад №69 «Брусничка» с. Маган,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ш]» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук Ш» Цели и задачи. Учить произносить звук [Ш] в изолированном.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [С]» Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе. На тему: Звуковая культура речи: звук Моленова Ирина Андреевна- воспитатель.

Конспект НОД в младшей группе по речевому развитию (звуковая культура речи) Конспект образовательной деятельности с дошкольниками младшей группы по речевому развитию (звуковая культура речи) Тема: «Путешествие на.

НОД образовательной области «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе. Игротека НОД образовательной области «Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе. Тема: Игротека Цель: - Закреплять.

НОД по развитию речи Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[З]» Старшая группа Цель: Совершенствовать слуховое восприятие детей. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах; упражнять в делении.

Сюжетная игра «Звуковая культура речи у детей первой младшей группы» Цель: Развивать: интерес детей к краскам, звукам мира, его формам, мыслительные процессы, активизация детского внимания. Задачи: -учить.

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. «Мы солдаты» (подготовительная группа) Цель: Формировать навык звуковой культуры речи и развивать речевую активность. Задачи: 1. Упражнять в звуковом анализе слов. 2. Упражнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Опубликовано: 17 июня 2017 в 20:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем ЕКАТЕРИНА СИДЮКОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД