Надежда Шихова
Конспект комплексного занятия по развитию речи «Насекомые» в подготовительной группе (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Учитель-дефектолог Шихова Н. В.
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
в подготовительной группе (ЗПР).
Тема: «Насекомые»
(с использованием технологии развивающего обучения,
здоровьесберегающей, игровой технологий, интерактивной доски SMART
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
Публикация «Конспект комплексного занятия по развитию речи „Насекомые“ в подготовительной группе (ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
= Закреплять представления об окружающем мире, познакомить детей с насекомыми (муха, комар, жук, пчела, бабочка, кузнечик, муравей);
= Познакомить детей с внешним строением тел насекомых, учить правильно называть отдельные части (голова, брюшко, крылья, лапки);
= Рассказать детям о пользе и вреде, которые приносят насекомые;
= Упражнять детей в умении видеть признаки сходства и отличия, отвечать на вопросы о них;
= Упражнять детей в использовании понятий «большой, маленький, толстый, тонкий, твердый, мягкий, прозрачный, блестящий и т. д.»;
= Учить составлять описательные рассказы о насекомых с опорой на символический план;
= Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по заданию и выполнять конструкции (фигурки насекомых) из них по инструкции;
= Обогащать опыт выполнения ориентировочных действий;
=Постоянно учить детей понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно;
= Развивать у детей ориентировку в пространстве, воображение, глазомер, логическое мышление, внимание, восприятие, наблюдательность, память, речь, моторику;
= Воспитывать бережное отношение к живой природе. Воспитывать желание и умение помогать друг другу.
Демонстрационный материал:
предметные картинки с изображением насекомых, картинки, на которых нарисованы насекомые без каких-либо частей (крыло, головка, ножка или брюшко, карточки с изображением насекомых, изготовленных из палочек Кюизенера, карточка-схема для рассказывания.
Раздаточный материал:
муляжи насекомых, палочки Кюизенера, разрезные картинки «Насекомые».
Интерактивная доска SMART : проект «Насекомые»
1. Оргмомент.
«Посмотрите, дети, кто это сейчас пролетел мимо нашего окна? Кто-то маленький, быстрый, почти незаметный!» (Дети называют свои варианты.)
2. Работа с картинками – отгадывание загадок. На доске размещены предметные картинки «Насекомые».
«Отгадайте загадки, на доске отыщите картинки-отгадки.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
тут уж вдоволь нажужжусь.
Летит, звенит,
Ножки длинные тащит.
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка –
С травы – на былинку,
С ветки – на тропинку.
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом.
Хоть они и жалят больно,
Мы работой их довольны.
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.»
Как можно назвать их одним словом? Когда мы можем увидеть этих насекомых? Каких насекомых можно назвать полезными? Вредными?
Дети отвечают на вопросы, педагог дополняет и уточняет.
3. Работа с разрезными картинками.
«Посмотрите, что случилось! Части картинок перепутались, давайте вместе наведём порядок».
Педагог даёт задание – кто из детей какое насекомое складывает из частей.
«А теперь рассмотрите внимательно, какие части тела насекомых мы можем назвать?
Посчитайте, сколько ножек у вашего насекомого, есть ли усики и т. д. Покажите и назовите эти части».
Дети выбирают части своей разрезной картинки, складывают картинки.
«Голова, брюшко, ножки, крылья и т. д.»
4. Выполнение задания на интерактивной доске.
Дети собирают из частей насекомых по образцу (муравей или бабочка) и по замыслу.
5. Работа с палочками Кюизенера. «Сейчас мы с вами сделаем из палочек насекомое, которое ещё не называли. Вы должны догадаться, кто это.
Возьмите две палочки 2, поставьте их буквой Т, сверху две палочки 1. Вниз за палочкой 2 поставьте палочку 4. Теперь делаем крылья. Нам понадобятся шесть палочек 3, четыре палочки 2 и две палочки 5.»
Кто получился?
Правильно, послушайте про неё загадку:
«Шевелились у цветка
все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел».
Дети выполняют конструкции последовательно, следуя инструкциям.
Бабочка.
Физкультминутка. Я весёлый майский жук.
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу.
«Пчела села на цветок,
пьёт она душистый сок.» Дети сжимают кулачки, мизинец и указательный палец разводят в стороны – шевелят «усами».
Делают вращательные движения указательными пальцами.
6. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
«Дети, посмотрите, что мы спрячем в мешочке.
Сейчас вы по очереди на ощупь выберете насекомое – кого захотите! Кого вы хотите найти в мешочке?
Складываем и называем муляжи насекомых.
Называют и выбирают, садятся на места.
7. Составление описательного рассказа по схеме.
1. Как вы думаете, почему в первой клеточке таблицы нарисована буква Н? Что она обозначает?
2. Какие части мы можем выделить у насекомых?
3. Что можно увидеть на головке?
4. Какое бывает брюшко?
5. Сколько у насекомых ножек? Какие они?
6. Сколько бывает крыльев? Какие крылья?
7. Как передвигаются насекомые? Что они умеют делать?
Дополнительные вопросы:
8. Чем питаются насекомые?
9. Насекомые приносят пользу или вред? Какую пользу? Какой вред?
Дети отвечают на вопросы, составляют описательные рассказы с опорой на план-схему, не называя насекомое, остальные дети отгадывают.
8. Итог занятия.