Елена Прыткова
Конспект комбинированной НОД в средней группе «На Дымковской ярмарке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект комбинированной НОД в средней группе
«На Дымковской ярмарке»
Комбинирование образовательных областей: Познание (ФЦКМ, ФЭМП, художественно-эстетическое развитие (рисование, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: формирование интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
1. Закреплять умения прямого счета в пределах 5.
Темочки:
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
2. Упражнять в сравнении двух групп предметов.
3. Развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству (дымковская роспись, поощрять интерес к изо-деятелньости в нетрадиционной технике.
4. Продолжать формировать у детей умение рисовать декоративные элементы дымковской росписи (круг, кольцо) нетрадиционными материалами. Учить располагать элементы на разлинованном полотне юбки, повторяя их симметрично в каждой клетке, называть их своими терминами: круг, кольцо. Обращать внимание на многоцветие дымковской росписи.
5. Развивать любознательность, память, логическое мышление; двигательную активность; побуждать к активному общению, умении основывать свой ответ перед сверстниками.
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, 3 мольберта, два стола с маркировкой для работы, бантики розового и голубого цветов (по количеству детей).
Демонстрационный материал: изображение торговцев, полочек (6 шт., изображения Дымковских барышень (5 больших и 5 маленьких, опорные схемы украшения юбки (в клетку).
Раздаточный материал: 3 больших Дымковских барышни, 2 маленьких барышни, 5 кистей для клея, баночки с клеем, поддоны с цветной манной крупой (красный, желтый, зеленый, синий, подносы (для стряхивания излишек крупы).
Реквизит: эмблемы для каждого ребенка (по мотивам дымковской росписи, картузы для мальчиков, повязки для девочек, платок для педагога.
Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение, инструктирование) ; ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, смена деятельности детей, проблемное обучение.
Ход занятия:
Дети входят в зал. У каждого ребенка на груди прикреплена эмблема – круг и кольцо по мотивам дымковской росписи.
Слайд №1.
П-г: Ребята, знаете ли вы что такое ярмарка? (ответы и предположения детей)
Ярмарка – это место, куда съезжались купцы, торговцы, ремесленники для того, чтобы продать различные товары. На ярмарке были места для развлечений, где скоморохи и шуты потешали публику. Также на ярмарках устраивали гуляния.
-А вы хотели бы посмотреть, как проходили ярмарки в давние времена? (ответы детей). Я приглашаю посмотреть на экран.
Слайд №2.
Посмотрите как много народа собралось на ярмарке. Она всегда была еще и праздником для людей. Поэтому для похода на ярмарки люди доставали свои красивые наряды.
Вот ярмарка летняя. На картине изображено, как торговцы продают бочки, кади, ушата, ковши, бочонки.
Слайд №3.
А вот ярмарка зимняя. Здесь продают сладости, одежду, украшения, предметы быта. Дети и взрослые катаются на каруселях.
- Там вдалеке стоит торговец и что-то продает. (Педагог указывает на мольберт 1). Хотите посмотреть поближе его товары?
- Ребята, что стоит на прилавке у этого торговца? (Дымковские барышни)
Какие они красивые, нарядные, вы согласны?
- Ребята, давайте посчитаем, сколько барышень стоит на верхней полочке прилавка. (Дети пересчитывают и обозначают результат количественным числительным – 2, например, на верхней полочке прилавка стоит две барышни.)
- А сколько барышень стоит на нижней полочке прилавка? (Дети пересчитывают и обозначают результат количественным числительным – 3, например, на нижней полочке прилавка стоит три барышни).
- Посчитайте, пожалуйста, сколько всего игрушек продает первый торговец? (например, всего продается 5 игрушек).
- Ребята, на верхней полочке барышень стоит больше или меньше, чем на нижней? (методом приложения дети определяют, что на верхней полочке барышень стоит меньше, чем на нижней; например, на верхней полочке барышень стоит меньше).
- Ребята, на нижней полочке барышень стоит больше или меньше, чем на верхней? (методом приложения дети определяют, что на нижней полочке барышень стоит больше, чем на верхней; например, на нижней полочке барышень стоит больше).
- Молодцы, ребята. Понравился вам товар на прилавке этого торговца? (Ответы детей).
Педагог указывает на мольберт 2.
- Посмотрите, вот рядом еще один торговец. Хотите посмотреть на его товар? (Ответы детей).
- А этот торговец девушка. Что она продает на своем прилавке? (Здесь тоже продают дымковских барышень). На её прилавке тоже две полочки.
- Ребята, давайте посчитаем, сколько барышень стоит на верхней полочке прилавка. (Дети пересчитывают и обозначают результат количественным числительным – 3; например, на верхней полочке прилавка стоит три барышни).
- А сколько барышень стоит на нижней полочке прилавка? (Дети пересчитывают и обозначают результат количественным числительным – 2; например, на нижней полочке прилавка стоит две барышни).
- Посчитайте, пожалуйста, сколько всего игрушек продает первый торговец? (например, всего продается 5 игрушек).
- Ребята, на верхней полочке барышень стоит больше или меньше, чем на нижней? (методом приложения дети определяют, что на верхней полочке барышень стоит больше, чем на нижней.)
- Ребята, на нижней полочке барышень стоит больше или меньше, чем на верхней? (методом приложения дети определяют, что на нижней полочке барышень стоит меньше, чем на верхней.)
- Товар этой девушки тоже красив, правда? (Ответы детей)
- Ребята, а чем похожи товары этих торговцев? (Они продают дымковских барышень, и у них по пять игрушек). А чем они различаются? (Игрушки различаются размером).
- Значит, несмотря на то, что у первого торговца игрушки большого размера, а у второго торговца – маленького, на прилавках у них стоит по пять барышень. И количество игрушек одинаково и не зависит от их размера.
- Ребята, торговцы говорят мне, что их товар очень хорошо покупают. И они переживают, хватит ли им игрушек для продажи до конца ярмарки. Вы хотели бы им как-то помочь? (Да). А как мы можем это сделать? (например, Мы можем нарисовать дымковских барышень). Мы можем их нарисовать.
Посмотрите, здесь и столы для работы уже готовы. Скорее за работу!
А пока мы с вами идём до рабочего места, немного поиграем.
Повторяйте-ка за мной (физкультминутка):
Раз-два, раз-два,
Пошла кругом голова. (круговые вращения головой один раз вправо и
один раз влево).
Руки вверх, ноги шире, (руки развести в стороны, ноги поставить на
ширину плеч).
Получилось? Три-четыре.
Будем топать, будем петь, (топот ногами на одном месте).
Как на ярмарке медведь. (имитация движений медведя, переваливаться из
стороны в сторону).
Вот мы и пришли к нашим рабочим местам. Для каждого из вас торговцы приготовили рабочее место, которое вы можете определить, посмотрев на свои эмблемы. Найдите такую же эмблему на столе – это ваше рабочее место. Присаживайтесь. Ваши эмблемы подскажут вам, каким узором нужно украсить юбку дымковской барышни для каждого торговца.
- Каким узором просит украсить юбку барышни первый торговец? (он просит украсить юбку барышни большими кругами).
- Каким узором просит украсить юбку барышни второй торговец? (она просит украсить юбку барышни большими колечками).
- Подскажите мне пожалуйста, с чего начинается украшение юбки для барышни? (Нужно нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, чтобы получились клеточки). Посмотрите на образцы. Клетки могут быть разного цвета (рассматривание схем). А затем в каждой клетке вам нужно нарисовать тот элемент, который изображен на вашей эмблеме.
- Но на столе у нас нет красок. Как же тогда мы можем украсить игрушку? (Ответы детей).
- Хотите попробовать украсить юбку дымковской барышни необычным способом? (ответы детей). Предлагаю посмотреть один такой способ.
- Нам понадобится жесткая кисточка, клей, и … цветная манная крупа.
Сначала нужно набрать клей на кисточку, затем на юбке клеем провести две горизонтальные линии, а затем две вертикальные. Вот теперь быстро посыпаем полоски клея манной крупой одного цвета. Цвет выберите сами. Теперь сверху прикладываем салфетку и прижимаем плотнее крупу к бумаге. Лишнюю крупу стряхиваем на поднос. А теперь нужно украсить клетки юбки кругами и колечками. Для этого на кисть нужно набрать клей и в каждой клетке нарисовать круг или колечко. А затем посыпать их манной крупой другого цвета.
Чтобы у вас получились красивые игрушки, нужно приготовить руки к работе (дети поочереди сгибают пальцы в кулак, а потом распрямляют их):
Наши руки крендельком,
Щеки, будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Ну, Мастера, приступаем к работе.
Слайд №4.
Давайте посмотрим, какие барышни у вас получились. Вам нравятся игрушки, которые вы сделали? Мне очень понравились. Какие они яркие, красивые, не похожие друг на друга.
Слайд №5.
А теперь нам пора расставить наших барышень на прилавке. Каким способом мы их можем расставить? (Выбирается вариант – маленькие барышни на одну полочку, а большие барышни – на другую). Ребята, сколько всего барышень вы изготовили, сосчитайте, пожалуйста? (например, мы изготовили пять дымковских барышень).
- Ребята, работа над игрушкой была для вас легкой или сложной? Что вам показалось трудным? Что было сделать легко? (Ответы детей). Но я надеюсь, что работа была очень интересной.
- А в скором времени мы познакомимся с вами с работами мастером Городецкой росписи. Она тоже очень яркая, многоцветная, со своими интересными узорами.
- Ну а своими впечатлениями о прогулке и работе на Дымковской ярмарке вы можете поделиться дома родителям, с ребятами в группе.
- Посмотрите, у меня в коробе лежат бантики. Если работа над игрушкой вам была интересна, то прошу вас взять бантики розового цвета. А если работа была не интересна, то прошу взять бантик синего цвета. (дети выбирают сувенир). Спасибо за ваш выбор. Этой мой вам сувенир. Возьмите его пожалуйста на память о прогулке по сегодняшней ярмарке.