Мулянова Светлана Борисовна
Конспект коллективного занятия и труда детей старшего дошкольного возраста по уходу за комнатными растениями
Конспект проведения коллективного труда по уходу за комнатными растениями будет полезен в работе воспитателям старших возрастных групп детского сада. Деятельность детей представлена в форме выполнения поручений взрослого. Элементарные трудовые поручения воспитывают интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
Публикация «Конспект коллективного занятия и труда детей старшего дошкольного возраста по уходу за комнатными растениями» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Тема: организация труда в природе детей «уход за комнатными растениями».
Обучающие задачи:
-способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы : их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;
Развивающие задачи:
-способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса : ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало); выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне); получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо);
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу;
-способствовать воспитанию аккуратности, культуры труда
Вид труда : труд в природе
Форма организации: поручение
Тип труда : совместный
Оборудования: фартуки на каждого ребенка, орудия труда : тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.
Предварительная работа: наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .
Словарная работа:
А) обогащение: рыхление, протирать, поддон, полив, отстоявшаяся вода, ком земли, закрепить название цвет.
Б) активизация: растения, цветок, земля
Ход занятия:
Дети входят в группу и приветствуют гостей.
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. звук мотора
Приходит игровой персонаж карлсон грустный. Здоровается с каждым ребенком.
Воспитатель. Что-то наш карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.
Карлсон. Я пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. Со мной на крыше живет мой единственный цветок, который мне подарил мой друг малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел. Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель, а теперь стало вот каким (показывает растение).
Воспитатель. Почему растение карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо?
Дети: за растением надоухаживать и оно поправится.
Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.
Воспитатель. А мы можем помочь карлсону? Как? (можем научить его ухаживать за растениями.)Давайте мы с вами вспомним строение растений. На экране схема строения.
растению карлсона нужно скорее помогать. Что же нам для этого нужно (ответы детей)
Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы-помощники.
Карлсон. Я знаю, что нужно. (приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается,почему ее нельзя использовать для полива.)
Воспитатель. Какую лейку нужно взять?
Дети:в лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры.
Воспитатель:а какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель - средства труда : лейка с водой,клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель). А теперь мы будем ухаживать за растениями. но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. (рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)
Карлсон: перед тем, как начать ухаживать за растениями, я предлагаю вам немного отдохнуть. Физминутка.
Карлсон: ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?
Воспитатель: да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением - это не только его полив.
Дети: сначала мы ухаживаем за листьями, мы протираем листья, опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что-то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)
Воспитатель: молодцы, ребята, вы вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки. Сейчас ребята выберут растение, я буду вам помогать. (после распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет-помощник) а ты, карлсон, внимательно смотри и запоминай, что делают ребята. Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.
Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)
Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)
Воспитатель. Сколько будем лить воды?
(дети объясняют,лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений. Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы. В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)
Зрительная гимнастика на экране
Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (показывает модель - растение в хорошем состоянии.) Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям и научили карлсона ухаживать за его растением.
Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад. Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Планшеты
Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим карлсону в память о нас вот это цветок –лилию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! До свидания!