Галина Колметова
Конспект итоговой НОД «Развитие элементарных математических представлений» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «ПОЙДИ ТУДА - НЕ ЗНАЮ КУДА,
НАЙДИ ТО - НЕ ЗНАЮ ЧТО…»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Закрепление элементарных математических представлений.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект итоговой НОД „Развитие элементарных математических представлений“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года;
- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10;
- совершенствовать знания о геометрических фигурах;
- продолжать устанавливать, соответствие между цифрой и количеством предметов;
- продолжать формировать пространственно- временные представления (слева, справа, вверху, внизу);
- продолжать совершенствовать навыки сравнения предметов по количеству (использование знаков, по величине (длинный, короткий, узкий, широкий)
- закрепить знание дней недели.
Развивающие задачи :
- развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;
- развивать внутреннюю активность детей, создать положительное эмоцио-нальное настроение;
- поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться;
- совершенствовать речевые навыки (образную выразительную речь).
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение видеть затруднения других детей (людей) и желание оказывать им помощь;
- формировать умение выслушивать собеседника;
- совершенствовать стиль партнерских отношений в детском коллективе;
- воспитывать ответственность, чувство самоуважения, собственного достоинства.
Словарная работа:
- совершенствование и обогащение словаря: длиннее, короче, шире, уже.
- формирование навыков грамматического строя речи: согласование числи-тельных с существительными.
Материалы и оборудование :
Демонстрационный материал : декорации - ель, береза с лентами, яблоня, пень; цветы с разным количеством лепестков и с цифрами от 1- 9 в середине; цифры от 1 до 9, карта путешествия, ворота из строительных модулей, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб, прямоугольник, трапеция, треугольник, сундук с коронами.
Раздаточный материал : контуры геометрических фигур, карандаши, ножницы, ленты разной длины и ширины.
Материал, внесенный в развивающую предметно - пространственную среду группы в соответствии с темой недели: Государственная символика нашей Родины - флаг, герб. Иллюстрации символа нашей страны – березы. Фотографии достопримечательностей столицы - Москвы
Оборудование: магнитофон, записи звуков природы, детские песни.
Предварительная работа :
Чтение художественной литературы: Чтение стихов о Родине, березе; разучивание пальчиковой гимнастики «Неделя»
Ход.
I Вводная часть (мотивационный этап).
Дети заходят в группу через ворота из строительных модулей, на них сверху падает блестящий «волшебный дождь». Педагог обращает внимание детей на украшение ворот геометрическими фигурами и цифрами.
Педагог: Ребята, как вы думаете, куда мы попали? (ответы детей) А как вы догадались, что это математический парк, по каким признакам? (ответы детей) Этот парк называется «Пойди туда - не знаю куда, найди то - не знаю что…»Я предлагаю пройтись по этому замечательному парку и разгадать все его тайны. Вы готовы?
Дыхательная гимнастика «Удивимся»
Удивляться чему есть, (И. п. - встать прямо, опустить плечи и сделать
В мире всех чудес не счесть. свободный вдох. 1- медленно поднять плечи, одновременно делать выдох. (7 раз)
II. Основная часть (содержательный, деятельностный этап).
Чтобы нам не заблудиться, здесь есть карта и подсказки куда пойти и что найти. А чтобы не запутаться мы будем наш путь зарисовывать. Отправляемся? Начало нашего путешествия – математические ворота.
Первая подсказка «Сделайте 3 шага налево». Куда мы пойдем?
Стоит чудо - дерево,
На дереве - мячики:
Летом - зеленые,
Осенью - румяные.
Ответ: Яблоня.
Дидактическая игра «Найди пропущенные цифры»
Итак, первая наша встреча с яблоней. Как вы думаете, какую тайну надо разгадать?
( На красных яблоках написаны цифры: 1, 3, 5, 6, 9. Под яблоней лежат зеленые яблоки с цифрами 1-9. Надо вставить пропущенные цифры и прикрепить яблоки)
- Каких яблок больше?
- На сколько больше?
- Как сделать поровну?
- С помощью каких знаков можно показать равенство, неравенство?
Молодцы, первую загадку разгадали.
Вторая подсказка «Сделайте 5 шагов прямо». Куда мы отправимся?
Я модница такая, что всем на удивление!
Люблю я бусы, блестки – любые украшения.
Но на мою, поверьте великую беду
Наряд мне надевают всего лишь раз в году
Ответ: Елка
Дидактическая игра «Наряди елочку»
Вторая наша встреча с елкой. Как вы думаете, какое задание нужно здесь выпол-нить? (Ответы детей. Педагог обращает внимание на жалобы елочки и предлагает её нарядить)
- Сначала украсьте елочку фигурами без углов (круг, овал)
- Украсьте елочку фигурами с тремя углами (треугольник)
- А теперь украсьте фигурами с четырьмя углами (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб)
Ребята, вы молодцы, помогли елочке.
Следующая подсказка «Сделайте шаг вперед и три шага направо». Куда мы придем?
Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей — зимой,
А летом с бритой головой.
Ответ: Пень
Физминутка «Неделька»
Ребята, мы подошли к пеньку, но какой - то он не обычный. Посмотрите, срез пенька разделен на разные цвета. Сколько их? Как вы думаете, о чем говорит нам пенёк? (ответы детей). Давайте порадуем пенек и расскажем ему про недельку (дети показывают движения в соответствии с текстом).
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.
- Какой день недели идет за понедельником?
- Какой день недели находится пятым по счету?
- Какой день недели между средой и пятницей?
Так, и с этой задачей мы справились.
Следующая подсказка «Сделайте три шага вперед и один направо». Что у нас на пути? (ответы детей)
Есть в лесу такое место,
Где растут трава, цветы,
Земляника на варенье,
Где побегать любишь ты.
Ответ: Поляна
Дидактическая игра «На цветочной полянке»
Дети берут по одному цветку и по команде должны найти себе пару:
- цветы с лепестками одинакового цвета;
- цветы с одинаковым количеством лепестков;
- расставить цветочки по порядку цифр на их серединках.
Следующая подсказка «Сделайте шаг вперед и три шага направо». Где мы очутились? (ответы детей)
Глядятся в него
Молодые рябинки.
Цветные свои
Примеряют косынки.
Глядятся в него
Молодые березки,
Свои перед ним
Поправляют причёски.
И месяц и звезды -
Все в нем отражается.
Как зеркало это
У нас называется?
Ответ: Озеро
Дидактическая игра «Отражение»
Дети должны поставить геометрические фигуры в соответствии с «отражением» (усложнение игры – объемные фигуры – конус, цилиндр, куб)
Молодцы, ребята, и эту задачу решили!
Следующая подсказка «Сделайте три шага налево и шаг вперед». Ребята, мы подошли к символу нашей страны.
Это дерево - символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые -
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то -
Счастье и удачу принесёт.
Ответ: берёза.
Как вы думаете, какое задание она нам приготовила? (предположения детей).
- Измерить ленты в парах (длинная, короткая, узкая, широкая, одинаковые)
- Разделить ленты на две равные части, четыре равные части.
Молодцы, ребята, как береза делится своим теплом, добром, так и вы можете сейчас поделиться между собой лентами.
Последняя подсказка «Сделайте два шага направо»
Мостик, мостик, мостик – чудо!
Я на нём качаться буду!
Мостик, мостик подвесной,
Украшает город мой.
Дидактическое упражнение «Обратный счет»
Мы подошли с вами к необычному мостику. На нем цифры. Как вы думаете, ребята, как можно пройти по этому мостику (ответы детей).
Дети переходят по мостику и подходят к воротам.
Педагог: Ребята, вот мы с вами и вернулись к началу нашего пути.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап).
Педагог обращает внимание детей на сундук, стоящий у ворот.
Педагог: Ребята, а что же мы здесь нашли? Это какой - то сундук. На замке надпись «Посмотрите внимательно на карту».
-Ребята, где же мы сегодня побывали?
-Кому помогали? (дети проводят линии на карте по пути следования)
-Ребята, что вы видите? (ответы детей) Правильно, из нашего пути получилась корона. Так что же лежит в сундуке? (ответы детей) Корона, но не одна, а сколько? А кому? Хватит ли корон на всех детей?
Педагог:
- дает поименную оценку действий детей во время выполнения заданий, ито-гов их выполнения. Не только хвалит детей, но и указывает на некоторые недостатки в их работе и советует, как справиться с ними;
- обращает внимание детей на практическую значимость той деятельности, которую они осуществляли: выполняли разные задания, учились логично мыслить.
А всё у нас сегодня получилось?
А почему?
А мы можем показать это родителям?
Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и превратить эти геометрические фигуры в разные предметы.