Валентина Серова
Итоговое занятие на сюжетной основе по теме «Гласные звуки и буквы первого ряда» в подготовительной группе детей с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
могут прятаться Тема: «Гласные звуки и буквы»
Цель: Развитие простых форм звуко-буквенного анализа на материале изученных гласных первого ряда.
Задачи: продолжать учить отличать гласные звуки и буквы первого ряда по артикуляционным и графическим признакам, упражнять в вычленении гласных первого ряда из начала, середины, конца слов, в анализе звукового ряда из 3 гласных. Продолжать учить использовать модель слова и предложения, развивая простейшие навыки языкового анализа и синтеза. Закреплять графические навыки. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, логическое мышление. Воспитывать умение детей взаимодействовать в учебной деятельности.
Публикация «Итоговое занятие на сюжетной основе по теме „Гласные звуки и буквы первого ряда“ в подготовительной группе детей с ФФНР» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Материал:
1. Ребус: А + (лиса)
2. Картинка с изображением девочки
3. Демонстрационные буквы в зашумлённом варианте
4. Картинка гусеница
5. Демонстрационные гласные буквы
6. Картинки (гласный в начале слов + 1 картинка с согласным звуком в начале)
7. Рабочие листы для нахождения детьми звуков в конце, середине слов
8. Рабочие листы - таблица для чтения стечений гласных
9. Рабочие листы с геометрическими фигурами
10. Картинка с изображением дворца
11. Модели предложений
12. Ребусы для каждого ребёнка
Ход занятия.
Оргмомент.
Разгадывание ребуса. Разгадайте имя девочки, которая пришла к нам на занятие
А
Картинка - лиса
Алиса
Знакомство с темой занятия через развитие умения выделять первый гласный звук в слове на слух.
Алиса читала книгу. Да так наскучило ей это занятие, что прервав чтение, Алиса устроилась под старым деревом и приготовилась мечтать. Тут ей показалось, будто мимо проскакал белый кролик. Алиса бросилась его догонять. Кролик проскочил в узкую нору – это был вход в сказочную страну. Как же ей попасть туда? Как стать маленькой? Чтобы понять, что это за страна помогите Алисе уменьшить слова – выделите голосом только первый звук в этих словах :
Австрия, Эстония, Индия, Украина, Уганда, Эфиопия, Испания
Основная часть.
Как называем мы эти звуки?
Гласные.
Почему их называют гласными?
Объяснение артикуляционных признаков.
Алиса поняла, что попала в Страну гласных звуков и мы вместе с ней. Мы шли, шли, шли, в страну гласных мы пришли.
Раз, два, три – не зевай – быстро гласный звук поймай :
Выделение гласных звуков из звукоряда : М, А, П, У, Н, К, Ы, Р, С, Э, Н,О
Волшебство помогло Алисе стать маленькой, но вход в нору был закрыт тяжёлым камнем. Камень станет лёгким, если мы произнесём заклинание жителей страны гласных звуков.
Воспроизведение и звуковой анализ стечений из 3 гласных :
Запомните, повторите это заклинание, и мы попадё м к воротам королевского дворца: ОАУ, ОЭИ, ОЫЭ. Сколько звуков? Какой первый? Второй? Третий? Запишите заклинание буквами на доске (работа у доски, обозначьте звуки фишками.
Вы помогли Алисе открыть вход в норку, и она устремилась вслед за кроликом. Но, где же он?
На пути ей встретилась большая гусеница, спросим у неё. Но гусеница не хочет отвечать просто так: она просит Алису выполнить несколько заданий.
Развитие зрительного восприятия, закрепление графического образа букв
- нужно отыскать и назвать спрятанные буквы, которыми мы записываем гласные звуки (буквы даны в наложении друг на друга) - разложить на столы демонстрационные буквы.
Выделение гласных из начала (работа с демонстрационным материалом у доски)
- по демонстрационным картинкам - задание «4 лишний» : выделить голосом первый звук и догадаться, какая картинка лишняя.
-разнести картинки к нужной букве, выделив голосом первый звук (гласный)
Алиса устала гоняться за кроликом, присела отдохнуть под дубом. Тут она заметила Чеширского кота. Она просит его подсказать, где искать белого кролика. Кот соглашается помочь, но только после выполнения Алисой его заданий:
Выделение гласных звуков из конца слов, из середины слов, закрепление понятия о модели слова, позиции звука на фоне слова.
(Работа за столами – выполнение заданий в тетради)
- найти гласный в середине слова и записать его в схеме слова (1 строка – вместе с взрослым, 2 – самостоятельно)
- найти картинки, которые заканчиваются на гласный звук, обозначить слово схематично и записать гласный в конце слова- схемы
- «4 лишний»- самостоятельно (вычеркнуть картинку, название которой заканчивается на согласный звук)
Чтение стечений согласных, нахождение слов
Чеширский кот вручил Алисе записку, нам необходимо найти и прочитать в записке (таблице) слова и мы узнаем, где же кролик. Взрослый читает сочетания гласных букв, ребёнок находит его в таблице и прочитывает.
УЭО
УА
ОЭАЫ
ЫЭИ
АУ
АОЫЭ
ОАУ
ИА
УОИА
-Вы заметили, что в записке есть настоящие слова? Назовите их.
(На обороте таблицы картинка с изображением дворца)
Развитие языкового анализа на уровне предложения.
Алиса подошла к воротам дворца и увидела, что на них записаны какие-то странные предложения, где гласные буквы обозначают целое слово. Помогите их разгадать.
1_у (У) ___.
2___ ___ _А___.
3___ ___ О.
Развитие внимания, зрительного восприятия, графических навыков, работоспособности
И вот Алиса во дворце. Буквенные королевы готовы провозгласить её новой королевой, но для этого девочке необходимо во все треугольники вписать букву У, во все квадраты букву А, во все овалы букву Ы, во все круги букву Э.
Развитие логического мышления
Дополнительное задание: вписать в пустые клетки подходящую букву :
Э О У
О У
О У А
О У
Итог. С вашей помощью Алиса провозглашена королевой. И вдруг Алиса потёрла глаза, потянулась и …. проснулась. Это был сон. Всё, что происходило с девочкой, было сновидением. Девочке стало немного грустно, что она не настоящая королева. Но она приготовила на прощание для вас королевские подарки – ребусы. Их вы разгадаете дома. Алиса поспешила домой, чтобы рассказать в какую страну она попала во сне. А вы помните, в какой стране путешествовали? Какие задания мы выполняли? В каком месте слова гласные? Какие гласные звуки вы запомнили?