Татьяна Апарина
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные буквы и звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
в подготовительной группе
по грамоте
Тема: «Гласные буквы и звуки»
Занятие подготовила
и провела
воспитатель
ГБОУ ООШ № 9 Структурное подразделение "Детский сад "Родничок"
г. о Новокуйбышевск
АПАРИНА
Татьяна Викторовна
Цель:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Гласные буквы и звуки“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
1. Учить детей проводить звуко-буквенный анализ слов, писать печатными буквами, придумывать слова на заданный звук. Упражнять детей в чтении, выкладывании слов из букв. Учить внимательно слушать педагога и правильно выполнять его указания.
2. Закрепить знания детей о гласных.
3. Развивать фантазию, внимание, память, умение логически мыслить. Развивать моторику руки, фонематический слух.
4. Обогащать и активизировать словарь детей.
5. Воспитывать интерес к основам русской грамоты, желание учиться в школе.
Предварительная работа:
1. Знакомство с гласными;
2. Заучивание стихотворения В. Берестова «Про гласные»;
3. Совместное чтение с детьми Азбуки;
4. Игры с буквами.
Словарь: гласные; ученье; ученики; школа; буквы; звуки.
Оборудование: кукла «Петрушка»; тетради, ручки, карандаши, коробочка с буквами из разрезной азбуки; книга В. Кудрявцевой «Путаница»; цветок с лепестками, магнитофон, музыкальная запись песни о школе.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях АБВГД-ейка! Послушайте песенку (звучит песня о школе)
Воспитатель: О чем говорится в песенке?
Дети: О школе.
Воспитатель: А вам хочется пойти в школу? Почему? (дети отвечают)
Воспитатель: Да, там очень интересно.
Воспитатель: Чем же занимаются ученики в школе?
Дети: Учатся писать, считать, читать.
Воспитатель: Правильно. Не зря говорится в пословице: «Ученье – свет, а неученье – тьма!». Как вы понимаете эту пословицу?
Воспитатель: Правильно, кто учится, тот все знает, а кто не желает учиться, тот ничего не будет знать. Поэтому мы с вами будем готовиться к школе, будем учиться читать и писать печатными буквами.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то в гости спешит! В его имени 8 букв. Нарисуйте в тетрадях полоску из 8 клеточек. В этом слове 3 гласных звука (дети рисуют). Итак, отгадайте загадку и узнайте, кто это.
У него колпак смешной,
Он веселый, озорной,
Как запляшет, запоет –
Расхохочется народ.
Что же это за игрушка?
Он как клоун.
Он… (Петрушка)
Воспитатель: А вот и Петрушка! (показывает игрушку).
– Назовите гласные буквы слова «Петрушка».
Дети: е, у, а.
Воспитатель: (показывает табличку с написанным словом) – Соответствует слово схеме?
Дети: Да, соответствует.
Воспитатель: Ты, Петрушка, подожди,
Моих деток не смеши!
Мы сейчас начнем трудиться,
Чтоб чему-то научиться.
Петрушка: Чему?
Воспитатель: Вот чему…
Воспитатель: (берет цветок, отрывает лепесток)
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!
Вели, чтобы мои ребята научились писать гласные буквы!
Петрушка: А что это такое?
Дети: Это буквы, которые обозначают поющие звуки.
Воспитатель: Давайте вспомним стихотворение про гласные звуки.
Дети: Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
(В. Берестов)
Воспитатель: Назовите гласные звуки, которые можно пропеть, прокричать, протянуть (дети называют).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас, дети, откройте тетради и напишите в каждой строчке по 3 гласные буквы (В тетрадях воспитателем заранее написаны в столбик образцы гласных букв : А, О, У, Ы, Э, И,Е, Ё, Ю, Я).
Петрушка: А разве дети умеют писать буквы?
Воспитатель: Конечно, Петрушка! Сейчас ты в этом убедишься! Мои ребятки очень старательные, аккуратные, они постараются и напишут замечательные буквы!
Помните, дети, буквы должны быть узенькие, в середине клеточки, одинаковой высоты (должны дойти от «пола» до «потолка» клетки).
(Дети по образцу справа пишут по три буквы)
Воспитатель: Умнички! Устали? Поиграем с Петрушкой!
Воспитатель: Прыгает на ножках
Наш Петрушка ловко.
Хлопает в ладошки,
Машет нам головкой,
А руками замахал –
Свой колпак он потерял.
Где же он?
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ребята, Петрушка принес интересную коробочку, предлагает отгадать, что в ней.
Дети: (высказывают предположения, но никто не может отгадать).
Воспитатель: А может, мы откроем коробочку и узнаем, что там? (открывает коробочку)
Воспитатель: Ой, ребята, здесь буквы! Посмотрите, они все перепутались! Давайте, дети, поможем Петрушке – выложим слова из этих букв, прочтем их Петрушке и аккуратно сложим в коробочку.
Дети: (выкладывают из букв разрезной азбуки любые слова, читают их и затем складывают).
Воспитатель: Умнички! Видишь, Петрушка, наши дети умеют не только писать, но и читать!
Воспитатель: Дети! Петрушка принес книжку с интересным стихотворением В. Кудрявцевой «Путаница». Послушайте:
Кошка в форточку влетела,
Все на кухне оглядела,
Пожужжала по углам,
Посидела здесь и там,
Покружила над вареньем…
Лопнуло мое терпенье!
Неизвестно, где сидит, –
Голова моя болит. Ну и кошка,
Ну дела!
Ладно, муха помогла:
Только кошка ближе села,
Муха цап ее- и съела!
Петрушка: В чем же ошибка?
Дети: В стихотворении слова «кошка» и «муха» переставлены местами.
Петрушка: Молодцы! Ну, а теперь забава!
Назовите предметы, названия которых начинаются с гласных.
Петрушка: А –
Дети: арбуз, автобус…
Петрушка: О –
Дети: осень, ослик…
Петрушка: У –
Дети: утюг, улитка…
Петрушка: Э –
Дети: эхо, электричество…
Петрушка: Ы –
Дети: в русском языке нет слов на букву Ы.
Петрушка: И –
Дети: иглы, игрушки…
Петрушка: Е –
Дети: енот, ель…
Петрушка: Ё –
Дети: ёжик, ёлка…
Петрушка: Ю –
Дети: юбка, юг…
Петрушка: Я –
Дети: яблоко, ящик…
Петрушка: Умнички! Теперь я запомнил, что такое гласные!
Анализ:
Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое занятие. Нам с Петрушкой очень понравилось, как сегодня вы занимались! Все ребята старались, были активными, аккуратно писали буквы, читали, отвечали на вопросы. Молодцы!
Итог:
Воспитатель: Чем же мы сегодня занимались?
Воспитатель: Напомните Петрушке, как узнать гласный звук. А сейчас мы с Петрушкой проверим, как вы написали гласные буквы. Кому нарисовать улыбающееся солнышко? (Воспитатель с Петрушкой просматривает тетради, хвалит детей, в конце работ рисует солнышко).