наталья логинова
Конспект итогового занятия по речевому развитию в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового занятия по речевому развитию (Чтение художественной литературы) в старшей группе «Путешествие по миру литературы»
Цель: Выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.
Задачи:
- определить уровень знаний персонажей сказок, название сказок;
- выявить умения называть произведения по иллюстрациям;
Публикация «Конспект итогового занятия по речевому развитию в старшей группе „Путешествие по миру литературы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
- выявить умения называть жанры литературных произведений (сказки, рассказы, стихи).
- воспитывать интерес к художественной литературе.
Образовательные области: Социально - коммуникативное, Познавательное, Физическое, Художественно - эстетическое.
Оборудование: Книги, иллюстрации, аудиозапись физминутки Железновой, портреты: Лев Толстой, Евгений Иванович Чарушин, Виталий Васильевич Бианки, Константин Дмитриевич Ушинский, дерево с листочками на листочках загадки; электронные картинки: полочка волшебная, перо жар птицы, цветочек, щука; электронные иллюстрации к рассказам.
Ход занятия:
1. Психологический настрой.
-Доброе утро, ребята. У нас сегодня в группе гости, давайте поздороваемся.
-Доброе утро!
- Встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, правая рука! (вытягиваем вперед)
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, друг, (беремся по очереди за руки)
Здравствуй, друг!
Здравствуй, здравствуй, дружный круг! (качаем руками).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет полет на ковре-самолете, три остановки - в сказочном королевстве, в краю рассказов и в мире стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучи музыка "В гостях у сказки").
2. Основная часть.
«Сказочное королевство сказок»
- Ребята, чем отличается сказка от рассказа? ( Ответы детей: В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.)
- Какие бывают сказки? («русские – народные» и «авторские» сказки).
- Что такое авторская сказка? (где есть свой автор).
- Какие авторские сказки вы знаете? («Золушка», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и т. д.).
- Почему сказка называется русская, да еще и народная? (автор – народ).
- Ребята, перед нами дерево - загадки. Давайте отгадаем загадки.
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
- Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
- На сметане мешен.
На окошке стужен.
Круглый бок, румяный бок Покатился. (Колобок)
- У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что застранный Человечек деревянный
На земле и под водой Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный. Кто же это (Буратино)
- Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка)
- Ах ты, Петя, простота,
Сплоховал немножко,
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса»)
- Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)
- Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
- Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три поросенка)
- Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
- В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались :
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)
- Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
- Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут (Царевна-лягушка)
- Спасибо, ребята, молодцы.
- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве)
- Какими заканчиваются? (Стали жить-поживать; вот и сказке конец, а кто слушал — молодец; стали жить долго и счастливо; и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)
Дидактическая игра «Волшебный экран».
- Это чудесный экран. При помощи его я буду показывать предметы из сказок. А вы должны назвать сказку из которой этот предмет.
- Из какой сказки стрела? («Царевна-лягушка», цветок? («Аленький цветочек», волшебная палочка? ("Золушка", щука? ("По щучьему велению", перо? ("Сивка - бурка", красная шапочка ("Красная шапочка")
Театр сказок.
- Сейчас вы увидите схемы по сказкам. Вы должны угадать, из какой это сказки. (Репка, Теремок, Маша и медведь, Крошечка- Хаврошечка, Волк, Лиса и Петух)
- Ребята, вы,наверное, устали, давайте отдохнём.
Физминутка «Три медвядя»
«Край рассказов»
- Чем отличается рассказ от сказки? ( Ответы детей: В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.)
- К какому рассказу иллюстрации?
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация» : Лев и собачка, Косточка, Филиппок, Котёнок- Лев Толстой, Медвежата, Про Томку, Волчишко, Воробьишко - Евгений Чарушин.
«Мир стихов»
- Чем отличаются стихи от рассказов? Стихи записывают как? (В столбик. Вот так - показ стихов в книге)
- А рассказы записывают. (В строчку. Вот так - показ прозы в книге)
- А теперь давайте поиграем в Добавлялки. Я говорю, а вы добавляете слово-рифма.
Дидактическая игра «Добавлялки»
Ра-ра-ра - начинается. .(игра)
Ры-ры-ры - у мальчика. (шары)
Ро-ро-ро - у Маши новое. .(ведро)
Ру-ру-ру - продолжаем мы. (игру)
Ре-ре-ре - стоит домик на. (горе)
Ар-ар-ар -кипит наш. (самовар)
Ор-ор-ор - созрел красный. (помидор)
Лу-лу-лу - сидит кот. (в углу)
Ша-ша-ша - мама моет. (малыша)
Жа-жа-жа - есть иголки у. (ежа)
Жу-жу-жу - молока дадим. (ежу)
СА-са-са - в лесу бегает. .(лиса)
Су-су-су -бывает холодно в. (лесу)
От-от-от - в болоте спит. (бегемот)
-Собрали все буквы, давайте прочитаем, что за слово получилось (книга)
- Молодцы, спасибо. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось наше путешествие?
Я Королева Книга.
Могу заставить погрустить
Читателя любого
Смеяться, плакать и любить
Мое поможет слово.
Изведать моря глубину,
Взвить флаг на мачте брига,
Слетать на Марс или Луну
Легко поможет книга.
- Ребята, вам понравилось путешествие по литературной стране?