Светлана Мартынова
Конспект Занятия по обучению грамоте и развитию связной речи по теме: «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Примерная основная общеобразовательная программа
«От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
Возрастная группа подготовительная, логопедическая.
Тема НОД: «Зимушка- зима»
Ведущая образовательная область: «Развитие речи»
Цель: - совершенствование речевого, познавательного и эстетического развития детей.
Задачи: Коррекционно- образовательные
-закрепление и уточнение представления о зиме (изменения в живой и неживой природе;
-активизация словаря по теме «Зима»;
Публикация «Конспект Занятия по обучению грамоте и развитию связной речи по теме: „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-совершенствование грамматического строя речи;
-преобразование деформированной фразы;
- образование относительных прилагательных;
- развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
Коррекционно-развивающие :
-совершенствование связной речи;
(связно, непрерывно, логично, высказывать свою мысль) ;
-развитие мышления, памяти, зрительного восприятия.
-способствовать развитию слухового внимания;
- развивать координацию речи и движения;
- развивать речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, рассматривание картин, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дид. словесные игры, подвижная игра.
Оборудование: снежинки для дыхания (бумажные, картины с зимним пейзажем,1 большая снежинка, снежинки с загадками.
Предварительная работа:
Проведение дидактических словесных игр.
Беседа с детьми о зиме, чтение стихотворений, рассказов.
Рассматривание иллюстраций, репродукций картин о зиме, загадывание загадок.
Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Вводная часть (мотивация)
– Дети, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сейчас будем говорить.
Тройка, тройка прилетела!
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
– Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Дети сидят полукругом
Ответы детей
Основная часть
Правильно, это зима, а как вы думаете, почему зиму называют царицей?
– Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?
– На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
– Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.
– Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января и февраля.
– Наша русская зима, словно сказочное царство. Посмотрите на картины русских художников и послушайте, как пишут о красоте зимы русские поэты (отрывок стихотворения Сергея Есенина) :
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелко'вым стелется,
Но больно холодна.
Вот какие красивые слова нашел поэт Есенин для описания зимушки зимы. А давайте мы с вами сейчас тоже превратимся в поэтов и подберем слова.
Игра “Какой, какая?” Педагог называет слова, а дети подбирают признаки к предметам и явлениям.
Зима (какая) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…
Снег (какой) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…
Мороз (какой) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий
Лес (какой) –сказочный, хрустальный, звенящий, волшебный
-Молодцы ребята. Много слов назвали.
Пальчиковая гимнастика «Пирог» (П. Воронько).
Падал снег на порог. (Дети два раза медленно опускают руки на колени.)
Кот слепил себе пирог. («Лепим» пирожки.)
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк. (Бегут пальчиками обеих рук по коленям.)
Пирожки себе пеки («Лепим» пирожки.)
Не из снега – из муки
Воспитатель : – Это снежинка, мы будем передавать её друг другу, и образовывать сложные слова, из 2х одно слово:
Сам + летает = лес + рубит= пыль + сосёт =
Лёд + рубит = лёд + колет = сам + варит =
Пар + ходит = пар + возит = нос + рог =
Лист + падает = снег + падает звезда + падает
- Правильно, ребята. Помогла нам эта волшебная снежинка, а теперь мы сами сделаем маленькое чудо -возьмем снежинки и заставим их летать.
Дыхательная гимнастика.
Как подует ветерок, так закружится снежок.
- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, как правильно надо это делать.
Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.
- Ой, после снежинок ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом.
–Ребята посмотрите на снежинках что- написано, это загадки. Давайте отгадаем загадки и вспомним зимние явления природы.
Скатерть белая весь свет одела. (Снег)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. (Лед)
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не стоит
И стоять не велит. (Мороз)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель. (снеговик)
– Молодцы, ребята, вы все правильно отгадали. А теперь давайте поиграем со словами, за каждое слово вы получите снежинку, кто больше наберет снежинок тот и победит
Игра “Семейка слов”. Педагог называет слово зима, а дети подбирают однокоренные слова. Зима- зимушка- зимовать- зимующие- зимовье - зимовка- зимняя- озимые. Если дети будут затрудняться, педагог помогает вопросами:
Как ласково называют зиму? Зачем медведь в конце осени впадает в спячку? Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края? Как называется одежда, которую носят зимой? Как называются злаки, которых сеют осенью? Как называется сказка о том, как звери зимовали?
Подвижная игра «Снеговик» (В. Егоров) — координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Давай, дружок, смелей, дружок, (Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок.)
Кати по снегу свой снежок.
Он превратился в толстый ком. (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком.)
И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех кругов.)
Его улыбка так светла! (Показывают двумя руками улыбку на лице.)
Воспитатель: Ребята подул сильный ветер и перепутал все слова в предложениях. Вы поможете поставить слова на место
Игра «Составь предложение»
Выпал, снег, белый. (Выпал белый снег).
Лед, речка, покрылась, толстым (Речка покрылась толстым льдом)
Мороз, на, рисует, узор, окнах. (Мороз рисует на окнах узор)
Из, дети, горку, снега, сделали. (Дети из снега сделали горку)
Короткий, зима, день (Зимой день короткий)
Холодная, зима, наступила. (Наступила холодная зима)
Дети подбирают слова
Ответы детей
Дети рассматривают картины о зиме
Дети подбирают слова-признаки
Дети выполняют движения соответственно тексту
Дети встают в круг передают снежинку и
отвечают
Дети выполняют дыхатель
ную гимнастику
Дети садятся в полукруг
Ответы детей
Дети называют однокорен
ные слова
Дети выполняют движения по тексту
Дети составляют из заданных слов новое предложение
Заключительная часть (рефлексия)
- О чем мы сегодня говорили (о зиме, о признаках зимы)
- Чем занимались? Что вам больше всего понравилось?
-Сегодня ребята вы работали дружно, помогали друг другу отвечать на вопросы, искать «похожие» слова.
-Отметить каждого ребенка. Умнички. Дети вспоминают, рассказыва
ют.
Отвечают.