наталья широкова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по Древней Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Учить пересказывать былину с помощью опорных картинок. Закрепить в речи слова и выражения : калики перехожие, лук разрывчатый, стрела колена, око со косицею, стольный Киев-град. Закрепить в речи названия предметов мебели, кухонной утвари: коромысло, люлька, печка, прялка и т. д. Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря, закрепить в речи их названия, развивать связную речь детей; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки, закреплять умение называть слова с заданным звуком, развитие словарного запаса.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению грамоте „Путешествие по Древней Руси“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Методические приемы.
Использование музыкального сопровождения, беседа, сюрпризный момент, путешествие по страницам книги, загадки, чистоговорки, скороговорки, игра «Перетяни канат».
Материал: магнитофон, группа оформлена в деревенском стиле. Иллюстрации с изображением домов, построенных из дерева, предметов старинного быта, костюмы богатырей, опорные картинки по содержанию былины.
Предварительная работа.
Чтение былин, рассматривание иллюстраций, картины Васнецова «Три богатыря», посещение краеведческого музея, просмотр диафильмов.
В группе убранство деревенской избы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в чудесное путешествие по Древней Руси (звучит музыка, входят дети - 3 богатыря).
Богатыри: Здравствуйте, люди добрые!
Воспитатель: Здравствуйте, а кто вы будете?
Богатыри: Мы богатыри русские.
Я - Илья Муромец
Я - Добрыня Никитич
Я - Алеша Попович.
Воспитатель: Да, вы настоящие богатыри, такие красивые. Ребята, а теперь охарактеризуйте богатырей, какие они?
Дети: сильные, отважные, могучие, смелые.
Воспитатель: Правильно, одним словом богатыри (дети садятся полукругом).
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами очутились в Древней Руси, вот и богатыри с нами. А они являются героями былин. Скажите, а кто из вас знает, что такое былина?
Дети: Это русские народные песни-сказания.
Воспитатель: Я вижу, вы это знаете. Так давайте отправимся в одну из них. А чтобы туда попасть, вы должны угадать мои загадки. (загадки об избе и колодце). Воспитатель показывает отгадки.
Где вода столбом стоит?
(Колодец)
Стоит бычище
Проклеваны бочища. (Изба)
Воспитатель: Угадайте, из какой былины эти вещи?
Дети: Эти вещи из былины про Илью Муромца.
Воспитатель: Скажите, в каких домах жили простые люди на Руси? Из чего их строили?
Дети: Люди жили в деревянных домах, которые строили из бревен.
Воспитатель: Да, а назывались эти дома избами. Вот такими они были (показ картины). Это изба. Ребята, а как можно ласково, по-доброму назвать избу?
Дети: Избушка, избенка, избушечка.
Воспитатель: Давайте встанем и посчитаем слоги в этих словах (при помощи хлопков делят слова на слоги). Молодцы! (садятся)
Воспитатель: Дети, а теперь проведите звуковой анализ слова «изба». Сколько звуков в этом слове? (4)
Какой первый звук? (первый звук (и) - это гласный звук)
Какой второй звук? (второй звук (з) - это твердый согласный звук).
Какой третий звук? (третий звук (б) - это твердый согласный звук).
Какой четвертый звук? (четвертый звук (а) - это гласный звук).
А еще что можно сказать про второй гласный? (он ударный)
Вывод: Звуки бывают гласные и согласные. Согласные
бывают твердые и мягкие, гласные - ударные и безударные.
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, как была обустроена русская изба внутри. Какие предметы находились в ней? Но я хочу усложнить задание, нужно назвать сначала те предметы, в которых есть звук - р - (за каждый правильный ответ дети получают фишку).
Затем предметы со звуком - л - (показ картины-схемы).
Дети называют слова, четко проговаривая звуки.
Какой один и тот же звук встречается во всех названных предметах? (-р-).
Воспитатель: А теперь для закрепления звука — р — скажем скороговорку. (Встают)
Добры бобры идут в боры.
(теперь скажем эту скороговорку шепотом, спокойным, умеренным голосом, а затем громко).
Воспитатель: А кто еще помнит скороговорку, в которой есть звуки- р - и - л —?
Пилят, колют, колют, пилят
Филя с Колей, Коля с Филей.
Завалили полдвора.
Будут на зиму дрова
Дети отвечают. (Садятся).
Воспитатель: Ребята, мы с вами выяснили, в каких домах жили русские люди, какой утварью пользовались. Вот и Илья Муромец тоже жил в такой избе.
А теперь давайте попробуем с вами рассказать былину сами, а помогут нам опорные картинки. Кто желает начать?
1 ребенок: В городе в Муроме жила семья. И был у них сын Илюшенька, который не мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались калики-перехожие и попросили водицы испить. (Другой ребенок продолжает)
2 ребенок: Тут случилось чудо-чудное: встал Илюшенька, испил водицы и почувствовал в себе силу богатырскую.
Воспитатель: А сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды и оружия. Выберите нужное и назовите. (Шлем, кольчуга, латы, рубаха, рукавицы, сапоги, копье, меч, щит, колчан со стрелами, лук).
Воспитатель: А теперь вернемся к опорным картинкам и продолжим рассказ былины.
3 ребенок: А как стал Илюшенька богатырем, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый.
4 ребенок'. Сидит Соловей Разбойник. И свищет он по- соловьиному, и кричит он по-звериному. И от этого травушка- муравушка заплетается.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, на Руси всегда любили помериться силушкой богатырской. Сейчас мы поиграем в игру «Перетяни канат». Это необычная игра. Сейчас мы разделимся на две команды: команда гласных звуков и команда согласных звуков.
- Ребята, скажите гласные звуки каким цветом обозначаются? Согласные? (Дети берут по 1 звуку-карточке, и встают в две колонны. Игра начинается).
Воспитатель: Дети, вернемся к картинам и закончим рассказ.
5 ребенок: Когда Илья Муромец подъехал ближе. Соловей Разбойник засвистел. Добрый конь Ильи Муромца стал спотыкаться. А он берет тугой лук разрывчатый и стрелу калену и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремечку и повез по чистому полю в стольный Киев-град ко князю Владимиру- Красну Солнышку.
Воспитатель: Очень хорошо. Победил Илья Муромец Соловья Разбойника. И пошел народ веселиться. Зазвучали загадки, шутки, прибаутки и игры разные. А угощенья, какого только не было! Давайте и мы поиграем в игру «Кто кого переговорит».
Игра в кругу с мячом. Воспитатель бросает мяч и говорит:
дерево-береза, дуб.
цветы - ромашка, василек.
домашние животные
дикие животные
овощи, фрукты, ягоды, время года, время суток, планета и
Т. д.
В конце занятия проводится анализ :
- Чем мы сегодня занимались?
- Что вам запомнилось больше всего?
- В какие игры играли?
- Какую былину рассказывали?
ЛИТЕРАТУРА
1. Латышина Д. И. Родная история. Живая Русь. 1997.
2. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. 1999.
3. Князева О. Л. Как жили люди на Руси. 1998.
4. ГербоваВ. В. Учусь говорить. 2001.
5. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. 1998.