Ольга Всеволодовна Прокопьева
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Теремок в зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма организации: групповое занятие (12 чел.)
Цель: Создание условий для речевого развития детей.
Задачи
Образовательные
- способствовать развитию речедвигательных и речеслуховых анализаторов;
- формировать представление о букве и звуке, понимать их различие и условное обозначение (фишкой);
- уточнять значение диалоговой речи.
Развивающие :
- упражнять детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове, развивать мыслительные операции;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте „Теремок в зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- упражнять в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов:
- упражнять детей в образовании новых слов, добавляя один звук;
-учить детей находить очертание букв в рисунке, развивать зрительное представление о буквах.
Воспитательная: формировать навыки самоконтроля, умение вести диалог со сверстниками.
Оборудование: фишки звукового анализа, пазлы с изображением птиц, табло картинок, первый звук которых составляет букву нового слова, мозаика на заданный звук, кубик, цвета которого соответствуют звуковым моделям, карточки с совмещенным очертанием букв, Теремок.
Цель деятельности воспитателя Содержание занятия, деятельность воспитателя Деятельность детей (предполагаемые действия) Методы работы
1 2 3 4
I. Вводная часть (5 минут)
Приветствие: создание комфортности, эмоциональной поддержки детей. Восстанавливаю с детьми зрительный и эмоциональный контакт:
«Ребята, я вас рада видеть веселыми и озорными в моем сказочном зимнем лесу! Мороз невелик, но стоять не велит. А мы с вами не очень тепло одеты. Для чего нужна теплая одежда? Нам сама Зимушка-зима дает подсказки». Дети здороваются с воспитателем.
Введение в проблемную ситуацию, активизирую детей к предстоящей деятельности. «Стоит в сказочном лесу Теремок. Он не низок, не высок. Кто же мог жить в Теремке? А вы бы хотели заглянуть в него?»
Дети размышляют, высказывают предположения.
Гностический (проблемно-поисковый) – погружение в проблемную ситуацию.
Предлагаю таблицу с картинками. По первым звукам складываем новое слово. Дети выделяют первый звук, составляют слова (шарф, шуба) Использую метод «ТРИЗ»
II. Основной этап (20 минут)
Актуализация знаний: формирование речевых умений. Упражнять в дифференциации звуков. Побуждать к образованию новых слов, к совместной работе с педагогом, к получению новых знаний «Звук – буква». «Ребята, позовем? Кто-кто в Теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? Вспомним героев русской народной сказки. Выбираем маски героев сказки и встаем около Теремка.
Дети называют героя, надевают маску, изображают движения, называют первый звук в слове.
Перцептивный – использование различных приемов.
А сейчас предлагаю прислушаться к первому звуку в словах и найти свою комнатку в Теремке». Игра: «раз, два, три – домик найди!»
Дети прислушиваются к первому звуку (твердый согласный, гласный, мягкий согласный, встают в обруч нужного цвета согласно условному обозначению звука (синий, зеленый, красный)
«Ребята! У нас опять проблема создалась! Лисичка решила проверить - все ли в Теремке. Вышла из домика, а попасть обратно не может. Подскажите лисичке».
Дети высказывают свое мнение. приходим к выводу сделать звуковой анализ слова «лиса» - замочек и откроется.
На панно дети отмечают каждый звук фишкой-сигналом.
«Ребята, я слышу, что кто-то в наш Теремок стучится. Нужно собрать пазлы и тогда мы узнаем, кто к нам в гости пришел».
Дети на ковре или на столах складывают пазлы с изображением птиц (снегирь, синица, сорока, дают характеристику, обобщают (это зимующие птицы).
«Увеличилось ли количество гостей в домике? Сколько всех нас?»
Закрепление счета.
«Ребята, лесной почтальон Дятел принес зашифрованное письмо. Нам нужно его расшифровать. Игра «Буквы спрятались. Нам нужно отыскать букву и записать ее на доске». Дети ищут на карточках с совмещенным начертанием букв знакомые и записывают их на доске мелом.
III. Заключительная часть (2-3 минуты)
Подведение итогов «Как мы в Теремок попали, так и весело играли. Научились все считать, буквы искать и называть. А сейчас домой пойдем. А в сказочный лес еще придем».