Наталья Прончатова
Конспект итогового занятия по обучению мордовскому (мокшанскому) языку «Пайгоня»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: выявить уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков по усвоению элементарной мордовской (мокшанской) речи.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о овощах и фруктах;
- закрепить умения различать основные цвета (красный-якстерь, желтый-тюжя, черный-равжа) и называть их;
- закрепить умение отгадывания загадок и задавания уточняющих вопросов: кодама? (какой, мезе (что).
Развивающие:
- развивать разговорную речь детей на мокшанском языке.
Воспитательные:
Публикация «Конспект итогового занятия по обучению мордовскому (мокшанскому) языку „Пайгоня“» размещена в разделах
- воспитывать умение внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них на мокшанском языке;
- воспитывать любовь и уважение к мокшанскому языку.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Форма организации детей: подгрупповая.
Количество детей: 10.
Оборудование и материалы: предметные картинки, муляжи овощей и фруктов.
Ход ООД:
I. Организационный момент
II. Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, я получила письмо из деревни от бабушки Марфы.
Она приглашает нас к себе в гости. Но, прежде чем отправиться в гости, мы
должны с вами подумать, на чем мы отправимся и приготовить подарок.
-Что можно подарить бабушке Марфе?
( Дети перечисляют: торт, конфеты, печенье).
Воспитатель: - На чем можно ехать?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: - Хорошо, давайте мы отправимся на поезде.
(Дети имитируют езду на поезде и поют песню «Мы едем, едем, едем в
далекие края»).
Мы едем, едем, едем
Хорошие соседи
Повсюду есть друзья
Тра – та, тра – та, тра – та,
Мы везем с собой кота
Чижика собаку,
Обезьяну, попугая
Вот компания какая!
(С. Михалков).
III. Основной этап
Детей встречает бабушка Марфа (кукла, далее воспитатель играет роль бабушки).
Дети. - Шумбрат, бабай! (Здравствуйте, бабушка)
Бабушка: - Кода тонь лемце? (Как тебя зовут) (Бабушка обращается к детям поочередно).
Дети поочередно называют как их зовут на мокшанском языке : «Монь лемозе…» (Меня зовут)
Бабушка: - Ох, ребята, как я рада что вы приехали ко мне в гости. Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик».
Воспитатель: «Как по-мокшански будет солнышко»? ( Ответы детей: «Ши»)
А дождик? ( Ответы детей: «Пизем»). На слова воспитателя «ши» дети прыгают, веселятся. На слова воспитателя «пизем» дети садятся на стульчик.
Бабушка: - А сейчас я покажу вам свой огород. Как по-мокшански огород?
( Ответы детей: «Пере»).
Бабушка: - Цебярь, шабат! (Хорошо, дети). (Воспитатель показывает овощи, а дети называют по-мокшански).
Бабушка: - Тя мезе? (Это что)
Дети: - Тя куяр? (Это огурец)
Бабушка: - Куярсь кодама? (Огурец какой)
Дети: - Куярс сянгяря. (Огурец зеленый)
Бабушка: - Тя мезе? (Это что)
Дети: - Те помидор. (Это помидор)
Бабушка: - Помидорась кодама? (Помидор какой)
Дети:- Помидорась якстерь. (Помидор красный).
Бабушка: - Тя мезе (Это что)
Дети: - Тя капста. (Это капуста)
Бабушка: - Капстась кодама? (Капуста какая)
Дети: – Сянгяря (Зеленая)
Бабушка: Те мезе? (Это что)
Дети:- Модамарь (Картошка).
Бабушка:- Модамарьсь кодама? (Картошка какая)
Дети:- Круглай (Круглая).
Бабушка предлагает нарисовать овощи, которые растут в ее огороде. Дети садятся за столы и рисуют.
Бабушка: - Спасибо, ребята, что приезжали в гости. Я вас угощаю овощами со своего огорода.
Воспитатель: - А нам, ребята, пора ехать домой. (Имитируют езду на поезде и поют песню «Едем, едем, едем в далекие края» С. Михалков.)
IV. Рефлексия
Воспитатель: - Вот и побывали мы в гостях. Ребята, вы большие молодцы и выполнили все задания правильно! Ребята, интересное было путешествие? Что вам больше всего понравилось? У кого мы побывали в гостях? Что растет у бабы Марфы на огороде? (Ответы детей).