Анна Самойлова
Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «По дорожкам радуги до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: обобщение и закрепление знания у детей подготовительной группы, по пройденному материалу за учебный год.
Задачи:
Обучающие :
- закрепить знания детей о цветовом спектре радуги, предложении, слове, слоге, гласных и согласных звуках.
- совершенствовать умения детей в деление слов на слоги, звуки, определять местоположение звука в слове, закрепить знания о различии гласных и согласных звуков, в составлении предложений по схеме.
Развивающие:
Публикация «Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „По дорожкам радуги до школы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
-расширение словарного объёма детей, диалогической речи.
-развивать логическое мышление,
- развивать мелкую моторику рук, умение ориентироваться на листе бумаги.
Воспитывающие:
-воспитывать любознательность, наблюдательность
-воспитывать взаимовыручку, самостоятельность
Форма работы - фронтальная, индивидуальная.
Тип занятия – закрепление
Этапы занятия :
1. Организационный момент. Сюрпризный момент.
2. Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми.
3. Основной - непосредственная работа с детьми.
4. Закрепляющий – выводы, награждение.
Используемы методический материал
Ход занятия:
1. Организационный момент. Сюрпризный момент. СЛАЙД 1
(Дети входят в зал под музыку встают полукругом).
Входит художник с кистью и красками в руках.
Художник: (входит на припев) Здравствуйте ребята, вы догадались, кто я? Правильно, я художник и для вас приготовил красивую картину, которую я сам нарисовал. Вот она, смотрите! СЛАЙД 2
(На слайде изображение радуги).
Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет - тот играет,
Много знает, всегда красиво говорит,
В школу поступать спешит!
Воспитатель: Ребята, а что такое ШКОЛА?
Правильно то место где ребята учатся читать и писать, много нового узнавать.
Вы хотите её найти?
(Радуга гаснет.) СЛАЙД 3
2. Мотивация - постановка цели и задачи перед детьми.
Художник: Ой, что- то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь найдем дорогу в ШКОЛУ? Придется, наверно, остаться в подготовительной группе, так как я не смогу больше нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов.
Воспитатель: Нет, нет, художник нам нужно в школу. И мы с ребятами поможем тебе вспомнить расположение цветов радуги. Правда, ребята? (да). А по радуге мы дойдём до школы
Художник: Хорошо.
Художник положил руки в карманы и вдруг
достаёт оттуда цветные конверты 7 штук.
Художник: Ой, ребята смотрите, у меня для вас есть цветные конверты. В каждом задания, которые необходимо выполнить, но в определённой последовательности нужно брать конверты, чтобы радуга восстановилась правильно.
Воспитатель: Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились в детском саду, и пойти в школу?
Дети: да!
3. Основной - непосредственная работа с детьми.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к выполнению заданий, нам с вами нужно вспомнить, правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
Художник: Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Ой, я что-то даже не знаю какой выбрать, вдруг опять ошибусь, перепутаю цвета. Помогите мне, какой цвет конверта выбрать первым?
Дети: Красный!
(открывают красный конверт)
Воспитатель:
Читает задание СЛАЙД 4
- «Составить предложение»
по схеме
– Посмотрите, что это я записала на доске? (Схему предложения).
– О чём говорит нам эта схема? (Что в предложении 4 слова).
– Составьте предложение по этой схеме. (3-4 варианта ответа)
– Какой знак стоит в конце предложения? (Точка) СЛАЙД 5
– А если я изменю знак в конце предложения. Каким станет предложение? (Вопросительным).
– Произнесите свои предложения так, чтобы они стали вопросительными? (3-4 варианта ответа).
– А если я поставлю в конце предложения восклицательный знак, каким станет предложение? (Восклицательным)
– Произнесите свои предложения так, чтобы они стали восклицательными.
Художник: Молодцы, ребята. (Появляется красная дорожка). СЛАЙД 6
Следующий конверт какого цвета мы берём?
Оранжевый
"Доскажи словечко"
- Ребята! Нужна ваша помощь. Здесь перепутались слова!.
- Неизвестно, что случилось, только буква - озорница,
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.
И вот что из этого получилось. А вы подумайте, все ли правильно.
1)На прогулку мы пойти хотели
Тапочки на головы надели.
2)Десять долгих дней подряд
Айболит лепил ребят.
3)Тачки по небу плывут,
Люди зонтики берут.
4)Чтоб добежать до сада,
Надуть сапожки надо.
5)Тихо сумерки ложились
Кошки в воздухе кружились.
Воспитатель
«Похожие слова» (с мячом)
Я буду называть слово, а вы в ответ называете такое слово которое отличается лишь одним звуком.
Примеры слов: дом – дым, мох – мех, кот – кит; лук – люк, мышка – мишка, мыло – Мила, нос – нес, кошка – мошка, сетка – ветка, кепка – щепка; уточка – удочка, качу – хочу, почки – бочки; коза – коса, суп – зуб, шар – жар, миска – мишка, шутки – сутки, Марина – малина, рак – лак.
Воспитатель
- Вот видите, что получается, если в слове перепутать звуки.
- Что мы с вами знаем про звуки?
Звуки мы можем услышать и произнести
какие бывают звуки?
Бывают гласные и согласные.
Что можем сказать про гласные звуки
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
. Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
обозначаем цветом красным
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
обозначаем цветом синим твердые согласные и зеленым-мягкие согласные.
Художник Молодцы ребята вот и ещё одна дорожка появилась! СЛАЙД 7
Какой следующий конверт берём?
Желтый
«Волшебный мешочек»
Вы достаете из мешочка мяч. И называете слово, которое начинается на этот звук.
«Одинаковые звуки»
Найди предметы, названия которых начинаются с одинаковых звуков и проведи между ними дорожки.
проверяем СЛАЙД 8
- Вот и желтая дорожка появилась. СЛАЙД 9
Следующий конверт какого цвета?
Зеленый
Дружат гласные с согласной образуя вместе слог
«Веселый паровозик»»
Воспитатель
- Нужно каждого персонажа поселить в свой вагон. СЛАЙД 10
«Слоговые ребусы» СЛАЙД 11
1 + 1 — отгадка получается слиянием первых слогов:
«ЛУЖА» + «ПАУК» = «ЛУПА».
1 + 2 — отгадка получается слиянием первого слога из первой картинки и второго слога из второй картинки: СЛАЙД 12
«ЛУПА» + «МАКИ» = «ЛУКИ».
2 + 1 — отгадка получается слиянием второго слога из первой картинки и первого слога из второй картинки: СЛАЙД 13
«ЛАПА» + «ПАУК» = «ПАПА».
2 + 2 — отгадка получается слиянием вторых слогов:
«УХО» + «РОБОТ» = «ХОБОТ». СЛАЙД 14
1 + целое слово — отгадка получается слиянием первого слога из первой картинки со всем словом второй картинки: СЛАЙД 15
«МАКИ» + «ШИНА» = «МАШИНА».
Художник
И с этим заданием справились. (появляется зеленая дорожка) СЛАЙД 16
Приступаем к следующему конверту.? (голубому)
Голубой
«Бабушкина игра» - физминутка
Я предлагаю вам поиграть в «Бабушкину игру». Поиграем?
Вам бабушка прислала
На наряды сто рублей.
Что хотите покупайте,
Но наряды выбирайте
Лишь со звуком (Л) в названье.
Приготовились. Внимание!
(отвечать нужно полными предложениями)
Вы наденете платье или сарафан?
Вы выберете куртку или пальто?
На голове будет шляпа или берет?
На юбочке будет бахрома или петельки?
Что вы выберете брошь или клипсы?
А из обуви наденете кроссовки или туфли?
Молодцы!
И на нашей радуге появилась голубая дуга! СЛАЙД 17
Следующий конверт какого цвета?
Синий
«Звуковой анализ слова»
Художник
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.
(пенал) СЛАЙД 18
Воспитатель
Сначала вы выкладываете у себя на столе, затем мы проверяем у доски.
В слове ПЕНАЛ сколько слогов? (два)
Как узнали? (Сколько гласных столько и слогов)
первый слог ПЕ
второй НАЛ
на какой слог падает ударение? на второй
В первом слоге первый звук [п] мягкий согласный
второй звук [и] гласный
Во втором слоге первый звук [н] твердый согласный
второй звук [а]гласный ударный
третий звук [л] согласный.
читаем слово ПЕ НАЛ
Художник Вот какие молодцы! (появляется синяя дорожка) СЛАЙД 19
Следующее задание. Ой, остался только один конверт.
Фиолетовый
Воспитатель
«Продолжи узор»
Нужно в тетрадях продолжить узор.
Но для начала подготовим наши пальчики
массаж мячиками «Су-джок»
Художник
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
И ладошки согреваем.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик горизонтально)
И ладошки согреваем.
Катаем, катаем, катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В ручку правую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
Раз сжимаем, два сжимаем
Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки.
Мы немного отдохнём,
Заниматься мы начнём
Воспитатель
Проверяем осанку:
Руки на месте,
Ноги на месте,
Локти у края,
Спина прямая.
выполнение работы.
Все справились?
Художник: Вот и появилась последняя дорожка радуги. СЛАЙД 20
Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Теперь, мы можем со своими знаниями смело идти в школу по нашей радуге! СЛАЙД 21
4. Закрепляющий – выводы, награждение.
Воспитатель: Понравилось вам помогать художнику? Что больше понравилось? Что показалось сложным? Кто из ребят был самым активным?
Художник: А я за ваши знания хочу всех ребят похвалить и вручить всем медали.
Звучит музыка
Воспитатель:
Мы по дорожкам радуги шагали, все сложные задания выполняли.
В школу нам идти пора, до свидания друзья!