Елена Анатольевна Серавина
Конспект итогового занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать элементарные математические представления у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить прямой счет в пределах 5, знание цифр в пределах 5, умение обозначать количество предметов цифрой.
- закрепить навыки при сравнении предметов по величине: длине, ширине, высоте.
- закрепить умение отсчитывать заданное количество предметов по числу, сравнивать предметы, множества, закреплять способы уравнивания двух групп предметов.
Публикация «Конспект итогового занятия по ФЭМП в средней группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
- закрепить умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).
- упражнять в ориентировке на листе бумаге, закреплять и использовать понятия: слева, справа, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу, посередине.
- закреплять знания детей о правилах поведения при работе с песком
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать умение детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга.
- воспитывать интерес к занятиям математикой.
Предварительная работа: занятия по счету и отсчету предметов в пределах 5-ти по образцу и названному числу, по уравниванию групп предметов двумя способами, по сравнению предметов по длине, ширине, даны знания о геометрических фигурах; игры и упражнения с использованием песка. Чтение сказки «Цветик-семицветик» В. Катаев.
Демонстрационный материал: набор предметных карточек, плакат для порядкового и количественного счета, набор геометрических фигур, конверты с заданиями.
Раздаточный материал: песочницы на каждого ребенка для определения положения предметов в пространстве, цифры и предметные картинки.
Словарная работа: слова – определения положения предметов (посередине, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.)
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. (Здороваются)
В: Ребята, вы сегодня такие славные, красиво улыбаетесь, давайте покажем всем, какие вы добрые.
Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Ласковое солнышко посылает к нам свои теплые лучики. Поднимем руки - они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее.
В: Сегодня, в этот прекрасный, солнечный день хочу вас пригласить в сказку. Присаживайтесь на стульчики. Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какую сказку мы сегодня отправимся.
Загадка о Цветике-семицветике.
«Он рос в саду волшебном,
И лепестки ронял,
В одной чудесной сказке
Желанья исполнял!
И лишь одно желание
Пользу принесло,
Был исцелён мальчишка,
Несчастьям всем назло!»
(Цветик-семицветик)
Отправляемся в сказку (звучит музыка из мультфильма «Цветик семицветик»)
В: Жила – была девочка Женя, и однажды мама послала ее в магазин за баранками, но по пути домой собака съела все баранки, и старушка взамен подарила ей волшебный цветок. А вы знаете, в чем заключалось волшебство этого цветка? (ответы детей: он исполнял любые желания)
В: Ребята, сколько лепестков было у цветка? (Семь)
В: Кто вспомнит, какого цвета были лепестки? (перечисляют)
В: Ребята, какое самое важное желание загадала девочка Женя? (Она пожелала, чтобы мальчик снова смог ходить.)
В: Ребята, все так и было. Но в нашей сказке случилась беда… Когда девочка Женя собиралась загадать свое первое желание, подул сильный ветер и все лепестки разлетелись. Девочка очень расстроилась. Я предлагаю помочь вернуть цветик-семицветик девочке Жене, чтобы она смогла вернуться домой и исполнить все свои желания. Согласны? А чтобы вернуть этот волшебный цветок, нам надо решить несколько математических заданий. За каждый правильный ответ вы будете получать по одному лепестку.
На нашем пути будут возникать разные математические препятствия, но я знаю, что мы с ними справимся. Весь учебный год мы с вами занимались, узнали много нового и интересного, и нам не страшны никакие, даже самые сложные задания. В путь. Начинаем.
1. Разминка.
В: Итак, задание первое. Отвечать на вопросы нужно быстро и правильно.
- Какое сейчас время года?
- А какое будет после весны?
- А какое время года было перед весной?
- Какой весенний месяц сейчас идет?
- Какая сейчас часть суток?
- Какие части суток ты знаешь?
- Сколько пальцев на руке?
- Сколько солнышек на небе?
- Сколько солнышек на небе ночью?
В: Молодцы, вы справились с заданием и за это получаете первый лепесток. (Выкладываю на доске) Какого он цвета? (Жёлтого)
2. «Игровые упражнения»
(Сравнение предметов по разным величинам)
На картинке изображены две дорожки (узкая и широкая, заяц, черепаха, полянка, на полянке изображены 2 дерева – разной высоты, солнышко, облако)
В: Посмотрите и скажите, что делают заяц и черепаха? (движутся по дорожкам)
В: По какой дорожке бежит зайка? (по узкой). А по какой дорожке ползет черепаха? (по широкой). Как вы думаете, кто из зверей доберется до поляны первым? Почему? (черепаха ползает медленно, а заяц бегает быстро).
В: Ребята, посмотрите, на поляне растут деревья, что мы можем сказать об их величине? (разные по высоте)
В: А еще чем они отличаются? (у высокого дерева ствол – толстый, а у низкого дерева ствол – тонкий.)
В: Где нарисовано солнышко? (над деревом.) Что выше солнышко или облако? (Солнышко)
В: Дети, как вы думаете, какая часть суток изображена на картинке? (День) Почему вы так думаете?
В: Хорошо, все правильно. А сейчас мы поработаем в наших песочницах. Но сначала вспомним правила работы с песком:
(Нельзя кидать песком в глаза; не брать песок в рот;
не тереть глаза грязными руками. После игр с песком мыть руки.)
В: Нарисуйте каждый в своей песочнице слева - узкую дорожку (одним пальчиком, а справа - широкую (четырьмя пальцами). (Проверяю, индивидуальные указания)
А теперь, как настоящие волшебники, превратим эти дорожки в деревья (дорисуем тонкие веточки, показ) Спрашиваю, какие получились стволы у деревьев (толстый и тонкий) И нарисуем облачко и солнышко. Спрашиваю индивидуально о расположении солнышка и облачка на рисунках.
(После работы с песком вытираем руки влажными салфетками.)
Молодцы, хорошо справились. За это вы получаете еще один лепесток. (выкладываю на доске) Какого он цвета? (Красного) Какой по счету? (второй)
Физминутка «Цветок» (2 раза)
В: А сейчас мы немного отдохнем. Повторяйте вместе со мной:
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку,
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. (Наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук)
3. Математичекая загадка
В: Немного отдохнули, теперь отгадайте математическую загадку.
Задача в стихах:
"Ежик по лесу шёл, на обед грибы нашёл.
Два под березой, один под осиной.
Сколько их будет у ёжика в корзине? " – покажите карточку, которая соответствует количеству грибов. (3)
В: Молодцы. Нашли еще лепесток (выкладываю на доске).Какого он цвета? (Синий) Какой по счету? (третий)
4. Счет в пределах пяти, порядковый счет.
1) «Игровой момент» - закрепление названий цифр натурального ряда, количественный и порядковый счет.
Вызываю 5 детей, раздаю карточки с цифрами от 1 до 5. Детям предлагается встать по порядку, в соответствии с теми цифрами, которые им даны.
2) Устный и порядковый счет в пределах 5, (петрушка, пирамида, неваляшка, заяц, медведь).
В: Ребята, посчитайте сколько игрушек изображено, и покажите карточку с цифрой. (показывают 5)
Спрашиваю 2 - 3 детей индивидуально.
В: Каким по счету стоит заяц? (четвертым). Какой по счету стоит пирамида? (второй) Какая игрушка стоит на пятом месте? (медведь). Какая игрушка стоит на третьем месте? (неваляшка)
В: Молодцы вот еще один лепесток. (Выкладываю на доске)
Какого он цвета? (Зелёный) Какой по счету мы нашли лепесток? (Четвертый)
5. Работа с раздаточным материалом. Множества.
В: Ребята, сейчас мы снова будем работать в песочницах. Давайте вспомним, как мы выкладываем предметы на полоске? (слева - направо).
В: Покажите мне правую руку, левую.
В: Начертите на песке 2 полоски одну - вверху, другую - внизу. Для этого проводим линию пальчиком правой руки слева-направо. (выполняют)
В: Хорошо. У вас на столе в коробочках лежат камешки и пуговицы. Выложите на верхнюю полоску - 5 камешков, а на нижнюю полоску выложите 4 пуговицы.
В: Сколько выложили пуговиц? (4)
В: Что можно сказать о количестве пуговиц? (их на 1 меньше, чем камешков). На сколько камешков больше, чем пуговиц? (на один)
Что надо сделать, чтобы камешков и пуговиц стало поровну? (добавить 1 пуговицу, убрать 1 камешек).
В: Молодцы, справились и с этим заданием, получаете еще один лепесток (выкладываю на доске). Какого он цвета? (Оранжевый) Какой по счету? (пятый)
6. «Соотнесение количества предметов с цифрами»
На ковре клумбы(5) - обручи, цветы нарисованные, цифры в обручах.
В: Ребята, выходите из-за столов, это задание мы будем выполнять на ковре. Посмотрите это - клумбы, в каждой клубе цифры. Назовите их по порядку. (считаем) А цветы в них есть? (нет) Что нужно сделать? (посадить)
Верно, но в каждой клубе должно расти определенное количество цветов. В этой клумбе цифра 1. Сколько цветов в нее нужно посадить? (1) А в этой какая цифра? (2) Сколько цветов? (2) и т. д. до 5.
(Дети по очереди «сажают» цветы в клумбы.)
В: Вы все правильно сделали и за это получаете шестой лепесток. (Выкладываю на доске) Какого он цвета? (фиолетовый)
(возвращаемся за столы)
7. Ориентировка в пространстве.
В: Ребята, нам осталось найти последний седьмой лепесток. Для этого выполняем последнее задание. Посмотрите на доску и ответьте на вопросы:
Что изображено на картинке? (геометрические фигуры).
Где расположен квадрат? (посередине).
Где расположен прямоугольник? (в правом верхнем углу).
Где расположен круг? (в нижнем левом углу).
Где находиться овал? (в левом верхнем углу).
Где расположен треугольник (в правом верхнем углу).
Работа с раздаточным материалом в песочницах.
Определение положения предметов в пространстве.
В: Ребята у вас на столах лежат разные предметы, их нужно будет правильно разложить в песочнице. Слушайте внимательно мои указания:
Возьмите зайчика и выложите его посередине песочницы;
В правом верхнем углу – солнышко;
В левом нижнем углу – камешек;
Слева от зайчика – морковку;
В левом верхнем углу – облачко;
В правом нижнем углу – грибок.
В: Молодцы, справились и с этим заданием. (Вытираем руки салфетками) И за это получаете самый последний, заветный цветок. (Выкладываю на доске)
Какого он цвета? (голубого)
В: Давайте посчитаем, все ли лепестки мы собрали? (считаем вслух вместе) Мы собрали все лепестки и теперь девочка Женя сможет исполнить все свои желания.
В: Ребята, как вы думаете, мы с вами сегодня сделали доброе дело, помогая девочке собрать разлетевшиеся лепестки? (да)
В: Девочка Женя очень благодарна вам за помощь и дарит вам вот такие красивые картинки цветика-семицветика, вы их раскрасите дома, и расскажете родителям в какой сказке мы сегодня были. Какое доброе дело сделали, и что вы узнали нового и интересного.
Итог занятия:
- В какой сказке мы с вами сегодня были?
- Кому мы помогали?
- Какое задание показалось вам самым интересным? А какое задание оказалось самым сложным для вас?