Тамара Зиновкина
Конспект итогового мероприятия проекта «Хлеб — всему голова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2–3 уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-формирование бережного отношения к хлебу.
Задачи:
-закрепить знания детей об истории появления хлеба, процессе его выращивания в древней Руси и в настоящее время;
-довести до сознания детей, что хлеб-результат труда людей многих профессий;
-сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба;
-закрепить знания о том, как колосок на стол хлебом пришел;
-закрепить представления детей о том, что хлеб-ценнейший продукт питания;
-вспомнить стихи, пословицы о хлебе;
-учить понимать народные пословицы;
-упражнять в умении подбирать однокоренные слова;
Публикация «Конспект итогового мероприятия проекта „Хлеб — всему голова“ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 2–3 уровня» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
-развивать, образное и логическое мышление, любознательность, наблюдательность и воображение;
-развивать умение концентрировать внимание, высказывать собственное мнение;
-прививть любовь к родной земле, чувство благодарности и уважения к труду хлеборобов и пекарей, национальную гордость за мастерство народа;
-обогащать и активизировать словарь;
-воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
-доставить детям радость от полученных впечатлений.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций, картин по теме;
-чтение сказок;
-экскурсия в музей, на кухню, в хлебный нагазин;
-беседы о жизни крестьян на Руси; о выращивании хлеба прежде и теперь;
-заучивание пословиц, стихов, загадок о хлебе;
-д/игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-прослушивание музыкальных произведений;
-драматизация сказок «Колосок», «Колобок»;
-настольный театр сказки «Колобок»;
-рисование на тему: «Хлебный город», «Как колосок на стол хлебом пришел?»;
-конструирование на тему: «Транспорт», «Ток», «Мельница», «Элеватор», «Хлебный город»;
-аппликация на тему: «Хлебобулочные изделия»;
-лепка из соленого теста: «Елочные сладости», «Я пеку, пеку, пеку,.», «Хлебушко-калачу дедушка».
-сотворчество с родителями: «Лепка из соленого теста изделий для украшения елки, сюжетно-ролевых игр»;
-собрана коллекция семейных рецептов из теста;
-коллаж: «Хлеб-всему голова»;
Оборудование:
презентация; стенд, оформленный рисунками детей; картинки с этапами полевых работ; стол, полка-витрина, на которых размещены хлебобулочные изделия из соленого теста; музыкальные произведения;
Методические приемы:
-проблемная ситуация;
-беседа;
- игровой;
-художественное слово.
Звучит спокойная музыка.
Хлеб в России пекли с куполами,
Чтоб хватило, как неба, на всех,
За широкими в доме столами
Крошку бросить считали за грех.
И Хлеб-соль—это русский обычай,
Словно символ людской доброты.
Педагог. Дети, вы, конечно, догадались, что речь сегодня пойдет о ….Верно. Есть в мире понятия, ценность которых ни в чем не измеряется. Это земля, вода, воздух, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда.
Педагог. Сегодня мы будем прославлять с вами чудо Земли-Хлеб, рассказывать о нелегком труде хлеборобов, о том, как надо относиться к хлебу.
Педагог. С чем можно сравнить хлеб?
Дети. С солнышком. Потому что солнышко дает жизнь всему живому, что есть на Земле и хлеб-это жизнь. Его земной заряд для всех-как энергия солнца, как свет и воздух. Поэтому хлеб и бесценен.
Педагог. Какие обычаи, приметы, интересные факты о хлебе вы знаете?
Дети. В России по древнему обычаю людей встречают хлебом-солью. В старину был такой обычай-дарить дорогим людям изделия из соленого теста, а назывались они «Хлебосол». Эти изделия приносили богатство и благополучие в дом. У славян было принято, чтобы буханка хлеба всегда лежала на столе в красном углу. Хлеб символизировал достаток дома, постоянную готовность к приему гостей. Считается что люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим-растоптать эту крошку ногами. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим-заберешь его счастье и силу.
Педагог. Не из скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту. По общеславянскому выражению «Хлеб-дар Божий;, а по русскому - «Стол-ладонь Божия», т. е. Бог дает на своей ладони человеку хлеб.
Педагог. Что означает слово «хлеб?»
Основное значение слова хлеб-это пищевой продукт, который выпекают из муки.
Второстепенные его значения:
хлеб-это зерно, из которого делают муку, идущую на выпечку такого продукта;
Хлеб-это растение, из зерна которого изготавливаются мука и крупа;
Хлеб-это средство, необходимое для существования; самое важное, жизненно необходимое
Педагог. Какой бывает хлеб? (С помощью целлофанового пакета дети берут в руки хлеб, рассматривают, нюхают, говорят, какой он).
Пшеничный-белый, его выпекают из пшеничной муки. Ржаной-черный, его выпекают из ржаной муки
А еще хлеб бывает мягкий, черствый, свежий, пышный, душистый, ароматный,пахучий,аппетитный, вкусный, румяный, диетический, сдобный, серый, хрустящий, полезный, поджаристый.
Педагог. Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. Хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости-добрый наш друг, имя которого на всех языках люди произносят с любовью и теплотой.
Герой какой сказки изготовлен из теста?
Разминка "Колобок".
Как же хлеб приходит к нам на стол?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте пройдем в игровой центр, проведем игру «Что сначала, что потом», (дети делятся на две команды и под музыку Я. Френкеля, слова И. Гофф «Руское поле» по очереди выкладывают последовательно картинки о выращивании хлеба в старину и теперь, сопровождая каждую чтением соответствующего стихотворения).
Педагог. В старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба называется жатвой.
Люди каких профессий занимаются выращиванием хлеба?
Дети. Агроном, тракторист, шофер, грузчик, летчик, комбайнер.
Педагог. Как их называют одним словом? (хлебороб).
Кто перерабатывает зерно в муку? (мукомол).
Кто месит тесто? (тестомес). Выращиванием и производством хлеба и хлебобулочных изделий заняты люди ста двадцати профессий.
Педагог. Много труда и сил тратят люди разных профессий, чтобы на нашем столе каждый день был хлеб. Вспомним пословицы о труде, хлебе (эта работа проводится в виде конкурса с гостями: пословицы называют по очереди дети и гости).
Педагог (вопрос детям). Как вы понимаете смысл пословицы: «Зернышко к зернышку-будет мешок. (Это, например, когда мы осенью собирали опавшие листья, то каждый брал понемногу, а в результате-участок стал чистый.)
Педагог. Кто еще как думает?
Дети. Каждый день в детском саду мы узнаем что-то новое, а в итоге мы научились правильно говорить, задавать вопросы, решать задачи, читать, играть в различные игры.
Педагог. Какую похожую на эту вы знаете пословицу?
Дети. Ягодка к ягодке-будет кузовок.
Педагог(вопрос гостям): «Как вы понимаете смысл пословицы «Хлеб-всему голова»,
Педагог. А сейчас игра «Собери пословицы»: (звучит музыка о хлебе)
«Сделал дело-не лежи на печи».
«Тише едешь, то и пожнешь».
«Что посеешь-гуляй смело».
«Хочешь есть калачи-дальше будешь».
Игра: «Подбери родственные слова к слову «хлеб»
:
-назовите хлеб ласково. (хлебушек);
-как называют крошк из хлеба?. (хлебные);
-вкусный и полезный квас из хлеба. (хлебный);
-посуда для хлеба. (хлебница);
-как называют предприятие, где выпекают хлеб?. (хлебозавод);
-процесс приготовления хлеба. (хлебопечение);
-кто печет хлеб. (хлебопек);
-прибор для резки хлеба. (хлеборезка);
Игра «Определи на вкус»
(в парах).
В конверте в пакетиках лежат по два одинаковых кусочка изделий из теста. Один ребенок пробует с закрытыми глазами, называет изделие, второй проверяет правильность ответа. Затем дети меняются ролями.
ФИЗМИНУТКА.
Ребята, давайте превратимся в маленькие зернышки и поиграем. (Игра-имитация).
-В землю теплую войду (дети садятся на корточки,
-К солнцу колосом взойду (руки поднимают вверх, медленно тянутся к солнцу,
-В нем таких как я (прижимают к груди ладошки, указывая на себя,
-Будет целая семья (дети встают, берутся за руки).
-В поле дружно мы растем (идут в круг,
-Поле-наш уютный дом (идут из круга,
-Будем мы тут дружно жить (обняли друг друга, руки за спиной,
-Счастье людям приносить (руки вверх, вперед).
Педагог. Как же хлеб прославляют люди? (В его честь слагают гимны, песни, его прославляют в картинах. Устраивают праздники, приуроченные к посевной страде и уборке урожая (зучат музыкальные произведения о хлебе)
Стихи о хлебе.
Педагог. Наш народ очень добр, трудолюбив, терпелив, вынослив. На его долю выпали тяжелые годы войны, когда разрушались города, села, сжигались поля. Вы знакомы с тяжелой жизнью людей в блокадном Ленинграде. (рассказы детей о дневнике Тани Савичевой и другие истории в сопровождении музыки).
Ребенок:
Тогда в блокадном хмуром Ленинграде,
Отдав детишкам пайку, гибла мать.
Взрослели дети быстро и, поверьте,
Умели важность хлеба понимать.
Л. Колударова.
Педагог. В голодные годы войны кусочек хлеба спасал жизнь. Только люди, пережившие голод, по-настоящему ценят каждую крошку хлеба.
Ребенок. Я помню хлеб военный, горький.
Он весь почти из лебеды,
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем
Им были детства дни полны.
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Дети, мы читали с вами стихи и о других детях, которые не умеют ценить хлеб.
Мальчик, ногою пинающий хлеб,
Мальчик, голодных не знающий лет,
Что мы им скажем?
С детских пор запомни слова:
Хлеб-земля,
Хлеб-воздух,
Хлеб-вода.
Солнечное в нем живет тепло,
В нем душа родных полей,
Нежность доброй матери моей.
Жизнь от хлеба, вот хлеба сила!
И ныне кормит хлеб людей-
Врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей
Должны беречь мы очень.
Педагог. Чем же полезен хлеб?
Дети. Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц. Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга.
Хлеб содержит витамины, ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба. А при тяжелой работе-все 700 граммов. Подросткам нужно съедать 150-300 граммов хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.
Педагог. Что мы узнали о хлебе (ответы детей)
Педагог. Какие правила мы с вами должны соблюдать?
ПРАВИЛА.
Берегите хлеб, он дорого достается.
Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.
Вы сегодня славно поработали. Каждому из вас я дарю волшебные колоски — закладки для книг, которые помогут вам в школе найти ответ на любой вопрос. А еще я предлагаю каждому взять по ленточке любого цвета - это лучики солнышка, у меня есть само солнышко. Сложите его,эти солнечные лучики понесут ваши знания другим детям, научат их бережно относиться к хлебу.
Наша чудо-печка тоже хочет поблагодарить вас. Но для этого ей надо сказать волшебные слова или чистоговорки. Дети говорят волшебные слова, чудо-печка угощает их пирожками.
Жок-жок-жок — пеки, печка, пирожок;
Шки-шки-шки -мы любим пирожки;
Жок-жок-жок — дай нам, печка, пирожок.