ирина щипко
Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Хлеб – всему голова»
Программное содержание: Познакомить детей со старинным обычаем встречи гостей. Познакомить детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ. Уточнить имеющиеся знания о том, что календарный месяц в народе называли по особенному, уточнить название осенних месяцев, вспомнить заклички, пословицы, загадки и поговорки. Упражнять в чтении. Расширять словарный запас за счет введения новых слов. Воспитывать уважение к труду крестьянина. Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в драматизации сказки.
Публикация «Конспект НОД „Хлеб — всему голова“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: Беседа о народном календаре, рассматривание иллюстраций, работа над чтением, разучивание закличек, загадок.
Словарная работа: Пахарь, соха, борона, сев, крестьянин, зерно, колья.
Ход занятия:
1. Детей встречает Хозяйка с хлебом, солью «Здравствуйте гости дорогие, прошу вас ко мне в горницу». Хозяйка рассказывает о старинном обычаи встречи гостей «Хлеб подносили дорогим гостям, а на свадьбе молодым (жениху и невесте) если мы с вами вместе отведаем хлеба - соли, - то будем дружить никогда не поссоримся». (Дети пробуют хлеб с солью).
2. Воспитатель: «Дети, а вы знаете какое сейчас время года?» ( Дети отвечают: Осень). «У осени сколько месяцев? Скажите мне пожалуйста, как в народе называют месяцы.» ( Дети отвечают: Сентябрь – летопроводец, октябрь – грязник, ноябрь – ледень). «Почему их так называют?» Воспитатель: «Торопится ледовый кузнец землю и воду стоячую заковать. В ноябре и птице, и зверю, и человеку приходится пора держаться своего крова (т. е. жилища). Первое ноября – сорочий праздник (снегири, поползни, свиристели к избам прилетели. Сорока из леса поближе к человеку перебралась, вести на хвосте принесла. А принесла она мне такую весть, что урожай хлеба в этом году очень хороший. А о чем сегодня речь пойдет, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Что в поле буйно зеленится.
Потом желтеет, колосится,
А отцветет, зерно нальет.
На стол ржаной мукой придет?
(Хлеб)
Дети выходят в группу.
3. Воспитатель «Вот послушайте, что рассказывал мне мой дедушка Никанор: Самая трудная работа – растить хлеб. Ранней весной, когда земля, если её сжать в ладони, уже не превращается в липкий мокрый комок, но ещё не рассыпается в пыль – самое время пахать. Раньше говорили: «Землю пашут – не руками машут». Первая помощница крестьянину – лошадь. Пахали сохой, говорили: Матушка – сошка золотые рожки. Рожки это раздвоение рабочей сохи. Везла соху – лошадь. Скажите, какую загадку вы знаете «Не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник». Затем по полю проходили бороной. Про борону говорили: «Сито свито о четырёх углах, о ста ногах». «Ноги – это деревянные колья бороны. Они хорошо разбивают комья земли. Борону, как и соху, тянет по полю лошадка. Затем переходили к севу: (Сеял обычно самый опытный в семье мужчина (дедушка или отец). Он выходил в поле с лукошком – сеялкой в чистой рубахе. Дети, а почему в чистой рубахе? (А это, чтобы сорняков было мало, чтобы хлеб был чистым).
4. Игра «Семена взошли у нас. Воспитатель звонит в колокольчик, дети превращаются в семена.
«Семена взошли у нас».
Уж ты семечко – зерно
Ляжешь в борозду на дно Дети опускаются на
Ты не бойся золотое корточки.
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли
Вот весною в ранний час Дети медленно встают
Семена взошли у нас - вырастают.
Вышли к солнышку из тьмы Дети потягиваются.
- Здравствуй солнце, это мы! Дети поднимают руки
над головой, машут
кистями рук.
Мал ещё росток – ребёнок Дети опускают руки вниз
Только вылез из пелёнок Дети по очереди
Вот и вырос урожай! Наклоняют головы
В разные стороны.
Воспитатель звонит в колокольчик, дети превращаются в людей.
Воспитатель: Дети, а что необходимо для жизни и роста растений ( Дети: солнце, дождь в меру). Вот и кликали люди дождь.
Дети кликают: Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки
Будут вкусные ватрушки.
5. Воспитатель: А где это мой волшебный сундучок. В моём волшебном сундучке живут пословицы. (Дети по одному достают пословицы, читают начало и продолжают, не читая, заканчивают пословицу).
Хлеб…
Хочешь есть…
Хлеб драгоценность…
Ржаной хлебушко…
Хлеб да каша…
Худ обед…
Хлеб да вода…
Воспитатель продолжает рассказ.
Когда урожай был собран, зерно молотили – били по колосьям, выбивая из них зерно. Зерно везли на мельницу и перемалывали в муку. А из муки хозяйки пекли хлеб, и не только хлеб.
А где сейчас можно хлеб купить? (Дети отвечают)
А раньше хозяйки пекли хлеб, пряники и возили куда? (На ярмарку).
Вот представьте себе, что вы оказались на хлебной ярмарке. (В группе стоит стол, на столе лежат: хлеб – белый, черный, пряники, баранки, печенье и т. д.)
Дети рассматривают.
6. Игра «Угадай на вкус».
Детям по очереди завязывают глаза, и даётся кусочек…
Так без чего не приготовить все эти изделия? (без муки)
А какой же самый главный продукт на столе мы узнаем, когда покажем сказку. Дети разыгрывают сказку «Хлеб – всему голова». Воспитатель надевает шапочки.
Воспитатель – рассказчик.
«Как раз собрались на столе продукты (масло, молоко, сахар, соль, хлеб) и затеяли они спор. Кто из них самый главный?
Масло говорило: Я желтенькое, когда я таю, становлюсь золотым, без меня никуда, я и в кашу пойду, и на бутерброд меня намажут, и в суп меня положат. Везде я нужно!
Нет: Вступило молоко: Я самое главное я беленькое, бываю топленым, со мной и кашу можно сварить, и кисель молочный, у меня много друзей: кефир, масло, простокваша и сметана. Если бы не было меня, не было бы их.
Тут вступил сахар: Я беленький, сладенький, все меня любят, и в конфетах я, и в чае я, и в шоколаде я. Я самый главный!
А на столе лежал хлеб. Хлеб слушал этот спор, и не понимал, почему они спорят. Он был скромным и не любил якать, к тому же у него была подгорелая корочка.
И тут распахнулись двери, и в комнату вошли гости. И все начали усаживаться за стол. Гости рассаживались, а хозяйка приговаривала: «Хлебом – хлебушком пахнет». И первый продукт, который был съеден, был хлеб. Гости ели и приговаривали: худ обед - коли, хлеба нет. Скоро на тарелке не осталось ни одной крошечки.
Воспитатель: Дети – кто ж главней всех? (Хлеб). Ну а теперь гости дорогие прошу вас всех за стол: Тары, бары, растобары
Выпьем чай из самовара
С сушками, ватрушками,
С медком пахучим.