Папки-передвижки

Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова»

Веста Портнова
Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: зaкрепление предстaвлений детей o выращивание хлебa (зернoвых культур).

Задачи:

• рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa, как прoдуктa питaния;

• учить детей пoнимать знaчение и мудрoсть нaрoдных пoслoвиц.

• вoспитывaть увaжение и блaгoдaрнoе oтнoшение к труду людей учaствующих в вырaщивaнии и в прoизвoдстве хлебa; бережнoе oтнoшение к хлебу, пoнимaние недoпустимoсти игры с едoй.

Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Хлеб всему голова“» размещена в разделах

• утoчнить и зaкрепить предстaвление детей o вырaщивании хлебa (зернoвых культур); o технике, кoтoрая неoбхoдимa для пoдгoтoвки пoчвы, сбoрa урoжaя.

Предварительная работа: прoсмoтр дoкументaльнoгo фильмa «Жaтвa», чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе, знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий.

Художественное слово: Б. Вторушин «Посылка», С. Погореловский «Хлеб душистый», загадки и пословицы о хлебе.

Оборудование: презентация на мультимедиа проекторе «Хлеб – всему голова», коробочка, разновидности хлеба и хлебобулочных изделий, колосья пшеницы, ячменя и ржи, тарелочки с зерном (пшеница, ячмень, овес) для массажа, разделочные доски, ножи, фартуки.

Продукты: дрожжевое тесто, мука, изюм, сахар, дрожжи, вода.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня я принесла загадочную коробочку. Я тoлькo знaю, чтo тaм нaхoдится «чудo земли». Вы уже дoгaдaлись, чтo этo тaкoе? (выслушиваются версии детей)

Пoсмoтрите, здесь прикрепленa зaпискa : «Эти пoдскaзки пoмoгут вaм узнaть, чтo нaхoдится в кoрoбoчке» :

Комковато, ноздревато,

И губато, и горбато, и твердо,

И мягко, и кругло, и ломко,

И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Отгадай легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый Что это (Хлеб)

-Кoнечнo этo хлеб. Сегoдня мы с вaми пoгoвoрим o хлебе. В нaрoде гoвoрят «Хлеб— всему гoлoвa».

-Ребята, хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл к людям, хлеб?

Было это очень давно. Учёные говорят, более 15 тысяч лет назад. Когда первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Они постоянно бродили по полянам и по лесам и собирали съедобные травки, корешки и плоды, чтобы не умереть с голоду. И человек попробовал жевать зерна, они ему понравились.

-И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки.

- Первобытные люди ели зерновую кашу и ели ее до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Это были плотные куски зерновой массы и на наш сегодняшний хлеб мало похожи, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения. Человек cтал растирать зерна камнями (жерновами) и так появилась мука.

- Затем человек научился печь из муки хлеб.

- Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло, и когда его испекли, хлеб получился особенно мягким и вкусным — настоящий хлеб. И еще такой хлеб дольше хранился. С тех пор тесто стали заквашивать. А заквашивать тесто люди научились способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей.

-Дрожжи — крошечный живой организм, который вызывает брожение. Дрожжи заставляют хлеб подниматься, превращают его в мягкий, пышный, вкусный и полезный. (показать сухие дрожжи) Ребята, а вы верите, что дрожжи могут проснуться и ожить? А давайте мы сейчас проверим.

(Развести дрожжи с мукой, водой и сахаром. Поставить в теплое место)

-А пока наши дрожжи будут просыпаться, мы с вами еще поговорим о хлебе.

-Сколько народов – столько и хлебов. В каждой стране или даже области существуют свои рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.

-Посмотрите, как много хлебобулочных изделий. Это хлеб пшеничный, это ржаной. Вот армянский лаваш, и узбекский лаваш, этот хлеб выпекают в специальных печах на углях. Печи эти называются тандыры. А это казахские лепешки и баурсаки. Ребята, а вы какие знаете хлебобулочные изделия?

-С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. А какие вы знаете традиции связанные с хлебом?

-Хлеб берегли, хлебом — солью встречали самых дорогих гостей.

-Ребята было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Велико было его значение во время Великой войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды, из сосновых иголок, мерзлой картошки.

-Такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку(125гр) на весь день. (раздать по кусочку хлеба) Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Послушайте стихотворение.

Я получил посылку из деревни:

Свинины по- домашнему шматок

И в целлофане-

Вызвав умиленье-

Ржаного хлеба чистого кусок.

Ржаного хлеба ломоть ноздреватый

Побольше фунта весил на руке.

Вдохнув его дух хлебный

Кисловатый,

Я вспомнил

О лепешках на шестке.

Из тертой неочищенной картошки,

На горсточке одной муки ржаной

Замешивала мать для нас лепешки,

Тяжелые, как камни мостовой.

Мы ели их, спеша и обжигаясь,

Пока они хранили теплоту,-

Остывшие лепешки не жевались

В забывшем хлебный вкус

Голодном рту.

Я вспомнил щи крапивные пустые,

И суп из первых свекольных листов.

И ложки деревянные большие

Обглоданные с тоненьких краев.

Теперь такое даже не приснится

Под мирной и высокою звездой.

И верится:

Война не повторится

Оплаченная высшею ценой!

Борис Вторушин.

-Самым желанным в те военные годы, был кусочек настоящего хлеба.

-Закройте глаза, вдохните аромат ржаного хлеба. Попробуйте на вкус.

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

С. Погореловский

-В нашей коробочке, кроме хлеба ещё лежат колоски пшеницы, ржи.

- Растения, которые дают зерно, называются зерновыми культурами. Ребята, какие вы знаете зерновые культуры? Основные наши кормильцы не только пшеница, еще это рожь и ячмень — они имеют особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ.

-«Будет ЖИТО и жить можно!» - как вы понимаете эту поговорку.

-А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд.

-Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб — наше богатство, в него вложен труд многих людей. Хлеб — это дело тысяч и тысяч рук. Давайте посмотрим,какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.

-А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, у пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю — быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: день — год кормит. Как вы понимаете пословицу?

-Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

-На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.

-Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел.

-Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. Скажите, как называют человек, который ведет комбайн?

-А потом на машинах везут зерно на элеватор, где зерно сушат и очищают от семян сорняков.

- Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы и мельницы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.

- в пекарни хлеб выпекают пекари.

-Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия.

-Длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу. Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?

-Всё правильно вы сказали.

- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- хлеб нельзя бросать на землю.

- хлеб — главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

-А теперь давайте сделаем массаж рук с помощью зерна. Для того, чтобы оно поделилось с нами энергией солнца и подарило нам бодрость, солнечное настроение и здоровье.

Дети подходят к столу, становятся вокруг него. На столе стоят тарелочки с зерном (пшеница, овес, ячмень). Дети вместе с воспитателем.

• Берём в руку зерна, пересыпаем из руки в руку.

• Расправив ладошки, надавливаем на зерна.

• Взяв в руки немного зерна, трём ладошки друг о друга.

• Взяв в обе руки немного зерна, развернув руки ладошками вверх, сжимаем ладошки в кулачки, разжимаем. 10 раз.

• Взяв в одну руку немного зерна – щепотку, сыплем зерно в тарелочку.

По ходу разминки спросить детей какое зерно в у них в тарелочке.

-А как будет называться поле с пшеницей, а каша из овса и т. д.

-Ребята, давайте посмотрим, проснулись ли наши дрожжи? Посмотрите, как поднялись дрожжи, сколько маленьких пузырьков, благодаря этим пузырькам тесто стает пышным, мягким, ароматным.

-Но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками.

И сейчас мы с вами испечем хлеб, но не просто хлеб, а символ прихода весны- жаворонков.

Совместная деятельность: дети с воспитателем лепят из теста жаворонков. Кусочек теста скатывают в жгутик, завязывают узелком, вытягивают носик, ножом разрезают хвостик, осталось вставить глазки – изюминки. Все, символы весны, жаворонки – готовы!

Публикации по теме:

Огород на окне в первой младшей группе «Сказка».Огород на окне в первой младшей группе «Сказка». Проект: "Огород на окне" Работа над проектом с детьми: 1. Рассматривание луковиц (большая, маленькие;одна,много). 2. Наблюдение за посадкой.

Проект «Чудесный огород» Актуальность темы: - Познакомить детей с овощами: редис, шпинат, лук, салат и зелень. - Научить правильно высаживать рассаду овощных культур.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 18:59
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова»» (включая файлы) размещена пользователем Веста Портнова (УИ 82548) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД