Веста Портнова
Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: зaкрепление предстaвлений детей o выращивание хлебa (зернoвых культур).
Задачи:
• рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa, как прoдуктa питaния;
• учить детей пoнимать знaчение и мудрoсть нaрoдных пoслoвиц.
• вoспитывaть увaжение и блaгoдaрнoе oтнoшение к труду людей учaствующих в вырaщивaнии и в прoизвoдстве хлебa; бережнoе oтнoшение к хлебу, пoнимaние недoпустимoсти игры с едoй.
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• утoчнить и зaкрепить предстaвление детей o вырaщивании хлебa (зернoвых культур); o технике, кoтoрая неoбхoдимa для пoдгoтoвки пoчвы, сбoрa урoжaя.
Предварительная работа: прoсмoтр дoкументaльнoгo фильмa «Жaтвa», чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе, знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий.
Художественное слово: Б. Вторушин «Посылка», С. Погореловский «Хлеб душистый», загадки и пословицы о хлебе.
Оборудование: презентация на мультимедиа проекторе «Хлеб – всему голова», коробочка, разновидности хлеба и хлебобулочных изделий, колосья пшеницы, ячменя и ржи, тарелочки с зерном (пшеница, ячмень, овес) для массажа, разделочные доски, ножи, фартуки.
Продукты: дрожжевое тесто, мука, изюм, сахар, дрожжи, вода.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня я принесла загадочную коробочку. Я тoлькo знaю, чтo тaм нaхoдится «чудo земли». Вы уже дoгaдaлись, чтo этo тaкoе? (выслушиваются версии детей)
Пoсмoтрите, здесь прикрепленa зaпискa : «Эти пoдскaзки пoмoгут вaм узнaть, чтo нaхoдится в кoрoбoчке» :
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Отгадай легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый Что это (Хлеб)
-Кoнечнo этo хлеб. Сегoдня мы с вaми пoгoвoрим o хлебе. В нaрoде гoвoрят «Хлеб— всему гoлoвa».
-Ребята, хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл к людям, хлеб?
Было это очень давно. Учёные говорят, более 15 тысяч лет назад. Когда первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Они постоянно бродили по полянам и по лесам и собирали съедобные травки, корешки и плоды, чтобы не умереть с голоду. И человек попробовал жевать зерна, они ему понравились.
-И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки.
- Первобытные люди ели зерновую кашу и ели ее до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Это были плотные куски зерновой массы и на наш сегодняшний хлеб мало похожи, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения. Человек cтал растирать зерна камнями (жерновами) и так появилась мука.
- Затем человек научился печь из муки хлеб.
- Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло, и когда его испекли, хлеб получился особенно мягким и вкусным — настоящий хлеб. И еще такой хлеб дольше хранился. С тех пор тесто стали заквашивать. А заквашивать тесто люди научились способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей.
-Дрожжи — крошечный живой организм, который вызывает брожение. Дрожжи заставляют хлеб подниматься, превращают его в мягкий, пышный, вкусный и полезный. (показать сухие дрожжи) Ребята, а вы верите, что дрожжи могут проснуться и ожить? А давайте мы сейчас проверим.
(Развести дрожжи с мукой, водой и сахаром. Поставить в теплое место)
-А пока наши дрожжи будут просыпаться, мы с вами еще поговорим о хлебе.
-Сколько народов – столько и хлебов. В каждой стране или даже области существуют свои рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.
-Посмотрите, как много хлебобулочных изделий. Это хлеб пшеничный, это ржаной. Вот армянский лаваш, и узбекский лаваш, этот хлеб выпекают в специальных печах на углях. Печи эти называются тандыры. А это казахские лепешки и баурсаки. Ребята, а вы какие знаете хлебобулочные изделия?
-С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью. А какие вы знаете традиции связанные с хлебом?
-Хлеб берегли, хлебом — солью встречали самых дорогих гостей.
-Ребята было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Велико было его значение во время Великой войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды, из сосновых иголок, мерзлой картошки.
-Такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку(125гр) на весь день. (раздать по кусочку хлеба) Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Послушайте стихотворение.
Я получил посылку из деревни:
Свинины по- домашнему шматок
И в целлофане-
Вызвав умиленье-
Ржаного хлеба чистого кусок.
Ржаного хлеба ломоть ноздреватый
Побольше фунта весил на руке.
Вдохнув его дух хлебный
Кисловатый,
Я вспомнил
О лепешках на шестке.
Из тертой неочищенной картошки,
На горсточке одной муки ржаной
Замешивала мать для нас лепешки,
Тяжелые, как камни мостовой.
Мы ели их, спеша и обжигаясь,
Пока они хранили теплоту,-
Остывшие лепешки не жевались
В забывшем хлебный вкус
Голодном рту.
Я вспомнил щи крапивные пустые,
И суп из первых свекольных листов.
И ложки деревянные большие
Обглоданные с тоненьких краев.
Теперь такое даже не приснится
Под мирной и высокою звездой.
И верится:
Война не повторится
Оплаченная высшею ценой!
Борис Вторушин.
-Самым желанным в те военные годы, был кусочек настоящего хлеба.
-Закройте глаза, вдохните аромат ржаного хлеба. Попробуйте на вкус.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
С. Погореловский
-В нашей коробочке, кроме хлеба ещё лежат колоски пшеницы, ржи.
- Растения, которые дают зерно, называются зерновыми культурами. Ребята, какие вы знаете зерновые культуры? Основные наши кормильцы не только пшеница, еще это рожь и ячмень — они имеют особое название ЖИТО. Слово Жито народ произвел от слова ЖИТЬ.
-«Будет ЖИТО и жить можно!» - как вы понимаете эту поговорку.
-А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд.
-Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб — наше богатство, в него вложен труд многих людей. Хлеб — это дело тысяч и тысяч рук. Давайте посмотрим,какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе.
-А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, у пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю — быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит: день — год кормит. Как вы понимаете пословицу?
-Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.
-На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
-Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел.
-Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. Скажите, как называют человек, который ведет комбайн?
-А потом на машинах везут зерно на элеватор, где зерно сушат и очищают от семян сорняков.
- Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы и мельницы, а оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
- в пекарни хлеб выпекают пекари.
-Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины. В магазинах люди покупают на выбор хлеб и хлебобулочные изделия.
-Длинен и труден путь хлеба к нашему столу, поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу. Хлеб является основным продуктом питания. А как же необходимо обращаться с хлебом?
-Всё правильно вы сказали.
- хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.
- хлеб нужно обязательно доедать, старые люди говорят, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.
- хлеб нельзя бросать на землю.
- хлеб — главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Необходимо всегда всем помнить, что бы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.
-А теперь давайте сделаем массаж рук с помощью зерна. Для того, чтобы оно поделилось с нами энергией солнца и подарило нам бодрость, солнечное настроение и здоровье.
Дети подходят к столу, становятся вокруг него. На столе стоят тарелочки с зерном (пшеница, овес, ячмень). Дети вместе с воспитателем.
• Берём в руку зерна, пересыпаем из руки в руку.
• Расправив ладошки, надавливаем на зерна.
• Взяв в руки немного зерна, трём ладошки друг о друга.
• Взяв в обе руки немного зерна, развернув руки ладошками вверх, сжимаем ладошки в кулачки, разжимаем. 10 раз.
• Взяв в одну руку немного зерна – щепотку, сыплем зерно в тарелочку.
По ходу разминки спросить детей какое зерно в у них в тарелочке.
-А как будет называться поле с пшеницей, а каша из овса и т. д.
-Ребята, давайте посмотрим, проснулись ли наши дрожжи? Посмотрите, как поднялись дрожжи, сколько маленьких пузырьков, благодаря этим пузырькам тесто стает пышным, мягким, ароматным.
-Но самый вкусный хлеб получается, когда печешь его своими руками.
И сейчас мы с вами испечем хлеб, но не просто хлеб, а символ прихода весны- жаворонков.
Совместная деятельность: дети с воспитателем лепят из теста жаворонков. Кусочек теста скатывают в жгутик, завязывают узелком, вытягивают носик, ножом разрезают хвостик, осталось вставить глазки – изюминки. Все, символы весны, жаворонки – готовы!