Елена Корниенко
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Расширять осведомленность детей о сфере человеческой деятельности - сельское хозяйство; представление о его значимости для жизни ребёнка, его семьи, общества в целом. Закреплять представление о растениях; последовательности их развития. Формировать представление о видах специального сельскохозяйственного транспорта облегчающего труд людей. Развивать интерес к различным профессиям. Воспитывать уважение к труду земледельцев; к хлебу.
Публикация «Конспект НОД по ОО „Познавательное развитие“ „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
Материал: Образцы: мука, зерно, крупа пшеничная, манная; хлебобулочные изделия. Иллюстративный материал: колос; серия картинок с последовательно развивающимся сюжетом "Как растет пшеничный колосок". Гербарий - пшеничный колос. Плакат "Хлеб - всему голова", с фрагментами сельскохозяйственных работ. Кубанский сказ Василия Попова "Заветный колос".
Ход НОД.
Чтение кубанского сказа Попова Василия Алексеевича "Заветный колос".
ситуация общения. Воспитатель спрашивает:
- Ребята, как вы думаете, почему старик Урожай подарил казаку заветный колос?
(он трудолюбивый, старательный, умелый и т. п.)
Рассказ воспитателя:
В древние времена пшеница росла сама по себе в степи среди других растений. Однажды, древние люди нашли золотистые колючие колоски и попробовали сухие зернышки, они оказались твёрдыми, но вкусными. Постепенно люди научились растирать их между плоскими камнями, делать пшеничную муку и выпекать простые лепешки на костре.
Хлеб считается одним из самых древних продуктов на земле.
С тех пор прошло много тысячелетий и люди научились сеять пшеницу и выращивать её в поле. Выращивают пшеницу и на просторных кубанских полях. Сейчас на помощь земледельцам пришли умные машины: трактора, комбайны.
Рассматривание плаката "Хлеб - всему голова" с фрагментами сельскохозяйственных работ. Рассказ воспитателя по фрагментам на плакате:
1. Трактора тянут за собой тяжёлые плуги, которые глубоко вспахивают землю.
2. Затем землю рыхлят с помощью больших грабель, которые называются - борона. У неё острые зубья, земля после такой обработки становится рыхлой, мягкой.
3. Вот теперь можно сеять зерно. К трактору прикрепляют сеялку, и она ровными аккуратными рядами укладывает в землю зёрна пшеницы.
4. Наступают жаркие летние деньки. Вот и взошла пшеница. Появились ростки. Всё лето созревают зёрна в колосьях на полях.
5. За ростом пшеницы наблюдает агроном - это человек, который знает как растить хлеб, как бороться с насекомыми - вредителями и болезнями пшеницы. И если необходимо, то обращается к летчикам сельскохозяйственной авиации. В специальные баки на самолёте заливают "лекарство". Летит самолёт над полем, распыляет "лекарство" от вредителей.
6. Хлебное поле называют старинным словом "нива". Нива золотая от спелых колосьев пшеницы. (Показать пшеничный колос (гербарий, иллюстрации)
7. Когда зёрна созрели, в поле выходят другие умные машины - комбайны. Они срезают колосья, выколачивают из них зерно и высыпают его в грузовые машины.
8. Зерно отвозят на хранение в зернохранилище (элеватор, там его сушат и хранят. (рассмотреть образцы зерна).
9. Зерно из элеватора везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют из зерна муку. (рассмотреть образец - мука)
10. Затем муку везут на хлебозавод : пекут из муки хлеб, батоны, булочки, баранки,печенье, пряники и ещё много вкусных ароматных продуктов.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним, как рос хлебный колосок.
Физ. минутка "Колосок" (по стихотворению кубанского поэта В. Нестеренко).
"Был весною колосок (руки на пояс)
Зелен, мал. и не высок, (присели)
А когда пришло к нам лето - (встали, руки вверх)
Стал он солнечного цвета (помахать руками над головой)
И подрос он, и окреп - (пружинка, руки на поясе)
Нынче - колос, (руки вверх)
Завтра - хлеб! (руки вперёд)
Далее дидактическое упражнение "Что сначала, что потом" (по серии картинок с последовательно развивающимся сюжетом "Как растёт пшеничный колосок")- рассмотреть и обсудить последовательность роста пшеничного колоса.
Воспитатель:
-Ребята, наконец - то хлеб попадает в хлебный магазин. А там, есть всё, что только можно сделать из муки: хлеб, печенье, булочки и многое другое.
Правду говорят народные пословицы посвящённые хлебу :
"Без хлеба - нет обеда", "Хлеб нельзя на пол бросать, если не хочешь беды наживать", "Хлеб - всему голова". (обсудить с детьми смысл народных пословиц о хлебе).
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами отправимся в "Хлебный магазин".
(Проводится сюжетно - дидактическая игра "Хлебный магазин"; на полках расположены хлебобулочные изделия, воспитатель в роли продавца)
- Ребята, в нашем магазине можно купить продукты правильно ответив на вопросы:
- Как называются умные машины, которые помогают земледельцам обрабатывать землю, убирать урожай зерна?
- Во что превращается зерно на мельнице?
- Какой бывает хлеб?
- Что делают из муки?
- Как "лечат" пшеничное поле от насекомых- вредителей?
- Что помогает зернышку расти?
- Люди каких профессий работают для того, чтобы у нас на столе был всегда свежий, вкусный, ароматный хлеб? (трактористы, комбайнеры, летчики, агрономы, водители, мельники, пекари).
- Почему говорят "Хлеб - всему голова"?
Вывод:
- Ребята, давайте же всегда будем бережно относиться к хлебу - гордости наших кубанских полей, и уважать труд людей, которые выращивают пшеницу.
вспомним слова кубанской песни:
"Как в степи кубанской всполохи играют,
Удалые казаченьки поле убирают.
Поле убирают - дело своё знают
И о чести хлебороба песни распевают.
Ой, ты степь без края, нива золотая,
Расцветай ещё прекрасней Родина родная!"