Светлана Касаткина
Конспект НОД «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хлеб — всему голова» по экологическому воспитанию в рамках ознакомления с окружающим миром в старшей группе.
Цели занятия:
- обобщить и систематизировать знания детей о том, что хлеб необходим каждому человеку;
- закрепить представления о людях разных профессий, выращивающих урожай хлеба;
- развивать мыслительную активность, образное мышление, речь детей
- воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу как результату деятельности многих людей.
Тип занятия: обобщающее занятие.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Словарная работа: хлеборобы, комбайн, элеватор.
Оборудование: газета, альбом по теме «Хлеб — всему голова»; каравай. Посылка. хлебобулочные изделия, книжки самоделки, картины.
Участники: воспитатель (В., дети (Д.); Почтальон Печкин (П. П.); Петушок, Круть и Верть.
Ход НОД.
Всему он голова!
Он дороже злата.
Серебра ценней,
Крепкого булата
Хлебушек сильней!»
I. Тематический модуль «Театральное развитие».
В группу приходит Почтальон Печкин; в руках у него посылка.
П. П. : Здравствуйте, ребята! Это детский сад, старшая группа? Я Почтальон; Печкин, принес вам посылку. Вот, получите и распишитесь.
Воспитатель берет посылку, расписывается за нее:
В. : Ребята, смотрите, посылка из Сказочной страны! А знаете, от кого? Прислала нам её Марья-искусница. Что может быть в этой посылке? Как можно определить? (Посмотреть, потрясти, понюхать, потрогать).
Воспитатель достает из коробки каравай. Стихотворение «Каравай»
В. : Вот что здесь! Спасибо Марье-искуснице. Ароматный, румяный! Давайте угостим нашего гостя и сами попробуем хлеб.
II. Тематический модуль «Речевое общение»
1. Игра «Угадай на вкус и запах».
Дети определяют черный и белый хлеб.
Печкину предлагается несколько кусочков каравая.
Он выбирает самый большой кусок и бросает.
2. В. : Печкин, а почему ты хлеб бросил?
П. П. : Я уже наелся, и вообще я спешу в Сказочную страну.
В. : Ребята, можно ли так обращаться с хлебом?
д. : Нет.
В. : Почему?
д. : Много времени и сил затрачивается на то. чтобы испечь такой каравай.
В. : Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, Недаром говорят: «Хлеб к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори».
А что можно сделать с остатками хлеба?
д. : Покормить животных или птиц.
П. П. : Хорошо, хорошо. Я все понял, отнесу угощение Шарику и Матроскину. До свидания, ребята!
3. В. : Ребята, а откуда хлеб приходит к нам на стол?
Ответы детей.
В. : Правильно, из зернышка. Зерно проходит долгий путь, прежде чем превратиться в колос.
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
III.Тематический модуль «Художественное творчество»
Посмотрите на зимнее поле (показывает иллюстрации). Оно отдыхает под снегом, набирает влагу. Весной, когда снег растает, в поле выйдут машины и подготовят зерно к посеву.
IV. Тематический модуль «ФЦКМ»
Какие машины выйдут в поле?
д. : Трактора.
д. : Трактором пашут, боронят, рыхлят, разбивают комья.
В. : Какой должна быть земля, чтобы начать сев?
д. : Влажной, теплой, рыхлой.
В. : Что происходит с зернами после посева?
д. : Зерна прорастают.
В. : Правильно, семена прорастают, тянутся зелеными стебельками к солнышку.
д. : Чтобы крепким был росток,
Наливался колосок,
Должен он расти в землице,
Дождевую пить водицу,
Греться солнечным теплом,
Обдуваться ветерком.
В. : А как вы думаете, долго растет колос, пока созреет?
д. : Все лето.
В. : Посмотрите на иллюстрацию (показывает иллюстрацию, где изображено зерновое поле)
V. Тематический модуль «Художественное творчество»
В. : Какое красивое поле! (Показывает картину И. И. Шишкина «Рожь»). Давайте подберем слова к этой картинке.
д. : Золотое, нарядное, праздничное.
VI. Тематический модуль «ФЦКМ»
В. : Когда зерно созреет, какие машины выйдут в поле?
д. : Комбайн.
В. : для чего на поле нужны комбайны?
д. : Комбайн убирает урожай — скашивает колосья и обмолачивает их.
От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет.
В. : Что с зерном делают на мельнице?
д. : На мельнице зерно перемалывают в муку.
Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
В. : Что происходит дальше?
д. : Муку везут на хлебозавод, в пекарню, где из нее выпекают хлеб.
Стали зернышки мукою,
Не дадут и ей покоя.
На большой хлебозавод грузовик муку везет.
В. : Как называются люди, которые выпекают хлеб?
д. : Пекари.
Тематический модуль «Театральное развитие»
Вбегают Круть и Верть, веселятся, хохочут, прыгают. Вдруг приходит Петушок с колоском и говорит:
- Эй, Круть! Эй, Верть! Где вы бездельники?
- Мы здесь.
- Опять вы веселитесь, без дела скачете. Посмотрите, какой я колосок нашел. Его надо обмолотить, зерно в мешок сложить, мешок на мельницу отвезти, муки намолоть, тесто замесить, пирогов напечь. Кто это будет делать?
- Только не мы. У нас лапки маленькие, пальчики слабенькие. Мы не умеем!
- Ну, это не беда! Пальчики слабенькие мы сейчас потренируем.
Тематический модуль «Здоровье»
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА («Ладушки»)
Ладушки, ладушки,
Мы пекли оладушки.
Мы месили тесто,
Тесту в миске тесно.
Тесто вылезло на стол,
А потом даже на пол
Тесто убежало.
Начинай сначала.
-Ну, вот, пальчики потренировали, они стали крепкими, умелыми. А теперь будем вместе пироги печь.
VII. Тематический модуль «Труд».
ИМИТАЦИЯ «ПЕЧЕМ ПИРОГИ»
(под музыку)
Дети имитирую приготовление Пирога.
Засучили рукававысыпали мукуналили водудобавили сольвбили яйцо перемешали раскатали нарезали налепили пирожков разложили на противень поставили печь испекли, понюхали взяли все по пирожку попробовали, съели поблагодарили.
Петушок. Ну, что, Круть, ну, что, Верть, хорошо мы сегодня потрудились.
Круть. Золотые руки не знают скуки.
Верть. Хочешь есть калачи – не лежи на печи!
Круть. Худ обед, когда хлеба нет.
VIII. Тематический модуль «Художественная эстетическое»
1. В. : Какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
д. : Хлеб наше богатство,
д. : Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
д. : Где хлеб и тепло там жить добро
д. : У кого хлеб родится, тот и веселится
д. : Каша — мать наша, хлеб отец-кормилец
2. В. : Многие поэты и писатели с уважением говорят о хлебе в своих произведениях. Вспомните и назовите их.
д. : русские народные сказки «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко» : украинская народная сказка «Колосок»; Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?»
У нас тоже, есть книги, сделанные своими руками.
3. В. : Сегодня вы узнали, какой длинный путь хлеба от поля до нашего стола.
д. : Вот он, хлебушко душистый,
Вот он, теплый, золотистый,
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем — чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
С. Погореловский
IX. Тематический модуль «Социализация»
В. : Множество людей трудится на земле, хлеборобы засевают зерном поле, выращивают хлеб и обмолачивают его. Шоферы доставляют зерно с полей на мельницу элеватор. Мукомолы мелят его, пекари выпекают хлеб.
Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будите есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного хлеба.