Валентина Шестоперова
Конспект занятия «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели. Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли; расширить их представления о роли труда в жизни людей на основе ознакомления с различными профессиями; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые его выращивают; продолжать учить детей участвовать в коллективных беседах, используя принятые нормы вежливого общения (внимательно слушать собеседника, говорить негромко, строить свое высказывание распространенными предложениями).
Публикация «Конспект занятия „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
Словарная работа. Активизация словаря — трактор, тракторист, борона, бороновать, сеялка, комбайн, комбайнер, элеватор, мукомол; обогащение словаря — агроном.
Оборудование. Магнитная доска, плакат, колосья, проросшие семена пшеницы, каравай.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Дети отвечают.)Что вы знаете о России? Часто говорят, что Россия очень богатая. Как вы думаете, чем она богата? (Дети отвечают.)
Россию называют богатой, потому что в нашей стране много лесов, в земле много ископаемых: угля, нефти, золота. Но издавна главным богатством России считался хлеб. Сегодня вы узнаете о том, как он попадает к нам на стол. Давайте вспомним все этапы выращивания хлеба.
(В ходе занятия каждый этап выкладывается на магнитной доске.)
Сначала - вспашка земли (картинка «В поле»).
Ребенок (рассказывает по картинке). Весной в поле выезжают трактора, они пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Воспитатель. Можно бросать зерно в такую землю?
Ребенок. Нет, землю сначала нужно разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, у нее острые стальные зубья, а затем можно бросать в землю семена.
Воспитатель. Как это делается?
Ребенок. Раньше это делалось вручную: по полю шел человек, брал зерна из мешочка и рассыпал их. Сейчас зерно сеют машины, которые называются сеялками.
Дальше - рост посевов (картинка «Хлеб растет»).
Воспитатель. За ростом едва проклюнувшихся из земли ростков наблюдает агроном. Это человек, который знает, как растить хлеб, какие болезни и вредители могут помешать его росту. Внимательно посмотрит агроном на маленький колосок и видит: напали на хлебное поле жуки-вредители. Их необходимо уничтожить, иначе весь урожай может погибнуть. Тогда агроном обращается к летчикам и просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля, уничтожающее вредителей. Летит самолет над полем и распыляет это лекарство.
( Физкультминутка: имитация работы самолета над хлебным полем.)
Потом наступает сбор урожая (картинка «Урожай»).
Воспитатель. Но вот хлеб созрел, колосья налились, пожелтели — пора собирать урожай. Кто знает, как это делалось раньше?
Ребенок. Раньше мужчины косили хлеб косой, а женщины — жали серпом, а затем вязали снопы и складывали их в высокие стога.
Воспитатель. Как сейчас убирают урожай?
Ребенок. Это делают машины — комбайны. Они выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья; молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев; зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом, а солому упаковывают в брикеты, которые остаются на поле.
Воспитатель. Для чего используют солому?
Ребенок. Она идет на корм и подстилку для домашних животных.
Воспитатель. А кто из вас знает, куда шофер отвозит зерно?
Ребенок. Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеваторами. Там его сушат и хранят. С элеватора зерно везут на мельницу, где из него делают муку. Ее отправляют на хлебозавод, в пекарни.
И наконец зерно привезли на хлебозавод (картинка «На хлебозаводе»).
Воспитатель. На заводе из муки делают тесто и выпекают из него батоны, булки, плетенки, караваи. Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?
Ребенок. Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый — из пшеничной.
Воспитатель. Правильно! Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.
И вот хлеб из пекарни привозят в булочную (картинка «В булочной»).
Воспитатель. Наконец хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим. Посмотрите, как много всего в булочной. Назовите, что вы здесь видите. (Дети отвечают.)
Воспитатель. Посмотрите еще раз на картины и вспомните, какой длинный и трудный путь проходит хлеб, прежде чем попадет к нам на стол. Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб.
Хлеб — настоящее богатство нашей страны. Он всегда считался главным блюдом на столе: в старину без него и за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? («Хлеб – всему голова»; «Худой обед, коли хлеба нет»; «Будет хлеб, будет и обед»;»Хлеб на столе, так и стол, - престол, а как хлеба ни куска, то и стол - доска»; «Хлеб - батюшка, водица- матушка»; «Покуда есть хлеб да вода, все не беда»; «Хлеба край, так и под елью рай»; «Каков у хлеба, таков и у дела»; «Нет хлеба – нет обеда».)
(Раздается стук в дверь, в группу заходит повар с караваем хлеба в руках. Дети рассматривают его, вдыхают аромат свежеиспеченного хлеба. Воспитатель предлагает повару послушать стихотворение. Дети читают стихотворение С. Погореловского
«Хлеб».)
Вот он — хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он — теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем — чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки -
Вырастай богатырем!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день, счастливый час!