Елена Сень
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «В стране волшебства» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Формирование познавательных интересов в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- формировать у детей конкретные представления о магните и его свойстве притягивать металлические предметы;
- развивать у детей элементарные представления о физических явлениях, стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми;
- активизировать словарный запас дошкольников;
- развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;
Публикация «Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности „В стране волшебства“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Предполагаемые результаты: - ребёнок владеет основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в формировании выводов, в познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности;
- обладает элементарными представлениями о физических явлениях, воображением, стремлением к самостоятельному познанию и размышлению;
- ребёнок проявляет любознательность, активность, интересуется причинно-следственными связями;
- достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
- ребёнок может соблюдать правила безопасного поведения и правил техники безопасности.
Оборудование и материалы:
Магниты полосовые (каждому ребёнку, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и другие, лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, картон на каждого ребёнка, подковообразный магнит).
Ход занятия
Психологический настрой: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте улыбнёмся, друг другу и подарим хорошее настроение.
В группе расставлено оборудование для экспериментирования. В бегает Самоделкин. Ребята помогите мне, пожалуйста, меня всё время куда-то притягивает какая-то железяка, и что мне делать я совсем не знаю?
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Отправимся в путешествие, будем исследователями).
Как вы думаете, а что мы будем исследовать? Для чего нам это нужно? (Мы познакомимся со свойствами магнита, это очень интересный материал, нам тоже будет полезно узнать, почему к нему всё прилипает)
Организационный момент
Звучит музыка, на фоне музыки произносим слова:
«За горами, за долами
Есть чудесная земля.
Страна Волшебства
Называется она»
Воспитатель: - Ребята я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства, где мы станем настоящими Волшебниками.
Воспитатель: - Для того чтобы попасть в эту страну нужно встать в круг и взяться за руки и закрыть глаза.
Дети становятся в круг, берутся за руки.
Воспитатель: - Почувствуйте силу каждого из нас и скажите волшебное заклинание : Чудо чудное явись,
И ребятам покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовет с собой!
(Появляется волшебная шкатулка)
Основная часть
Воспитатель: - Мы с вами попали в волшебную страну. Посмотрите, у нас появилась волшебная шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое? (Ответы детей).
Воспитатель: - А какой он на ощупь? (Ответы детей - холодный, твердый, железный, тяжёлый).
Воспитатель: Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень? Каким свойством обладает? Магниты бывают разных форм и размеров.
Слайд № 1: картинки с изображением разных магнитов.
Этот предмет будет нам помогать совершать волшебство.
Воспитатель: - Ребята, как же нам узнать, куда идти дальше. Посмотрите, в волшебном сундучке есть что-то ещё.
Достаём из сундучка волшебный куб, на каждой грани которого изображено разное количество точек от 1 до 5.
Воспитатель: - Как же его нужно использовать? (Выслушать ответы детей)
Воспитатель: - А вот и инструкция!
Инструкция:
Подкиньте кубик вверх, когда он упадёт на пол, на верхней грани появятся точки. Посчитайте их. Двигайтесь к столу под номером, обозначающим количество точек.
Стол № 1
Ребята, у вас на столе стоит чудо коробка. Давайте заглянем туда, что вы видите? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, там лежат предметы из разных материалов - из ткани, из бумаги, из резины, и пластмассовые тарелочки, и серебряные ложечки, и железные скрепки. Из этой коробки вы можете взять три предмета из разного материала. Что вам понравилось? Что вы взяли? (Ответы детей)
Воспитатель:
Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит.
Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит? Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов. Что у вас получилось?
Воспитатель: Ребята, вы выдвинули много интересных предположений. Давайте их проверим и узнаем, какими интересными свойствами обладают наши камушки.
(Дети экспериментируют с металлическими, деревянными и пластмассовыми предметами).
Воспитатель: Расскажите мне, что же вы увидели. (Ответы детей - дети обмениваются опытом о том, что у них получилось).
Воспитатель: Какой вывод мы с вами сделаем? (Ответы детей).
Вывод: только железные предметы как будто приклеились к магниту. Предметы из других материалов не намагничиваются. Это свойство притягивать предметы называется магнетизм, от слова магнит.
Слайд №2 «Магнит притягивает только металлические предметы»
Стол № 2
Воспитатель: Мы будем совершать следующее волшебство. Наше волшебство называется «магнитный фокус». А поможет нам в этом удивительная план-карта.
Слайд № 3: план-карта проведения опыта.
Давайте изучим нашу карту, она нам подскажет, как правильно провести опыт, что за чем надо делать. Ребята расскажите мне, что нужно делать, смотря на картинки. (Дети самостоятельно проводят опыт).
Опыт: Дети берут банку, наливают воду. В банку кидают скрепки, пуговицы. Магнитом ведут по стенке банки. Магнит поднимает скрепку.
Воспитатель: Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать скрепку из воды, не замочив рук? (Ответы детей).
Вывод: Стекло проводит магнетизм.
Слайд№4, стол № 3
Воспитатель: - Ой, посмотрите. В конверте находятся картинки - игра волшебный лабиринт. А как же нам с помощью магнита поиграть в эту игру? У нас же нет ни карандаша, ни ручки. Как мы найдём правильную дорожку. Давайте я начну играть, а вы продолжите.
Игра: На листе картона лежит скрепка, под картоном – магнит. Воспитатель двигает магнитом скрепку по нарисованным на картоне дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной.
Воспитатель: - Вы видели, как интересно, необычно двигалась скрепка? Давайте повторим ее движения. Ребята, возьмите картонную карточку, на него положите скрепку, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях по нарисованным дорожкам. Что происходит со скрепкой? (скрепка как будто «танцует»). Почему двигается скрепка? (Ответы детей).
Вывод: Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.
Слайд №5, стол № 4
На столе лежит схема и одновременно демонстрируется на экране,
Слайд № 6: схема «Отталкивание и притяжение магнитов», и самолеты с магнитными концами (красный — синий).
Воспитатель: - Ребята, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое волшебство нам нужно совершить? Ответы детей…
Воспитатель обращает внимание детей на магнит, раскрашенный в красный и синий цвет. А также на самолетики, лежащие на столах, с такой же окраской. Спрашивает, почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения…. Затем воспитатель предлагает соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами - красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей…
Вывод: у магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу.
Слайд №7, стол №5
На столе лежит письмо.
Воспитатель: - Ребята, от кого же это письмо. Это письмо от Иванушки: «Мою невесту Василису похитил и держит в темнице Кощей Бессмертный. Я хочу ее вызволить, но для этого нужен меч-кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет».
Воспитатель: Ребята, как помочь Иванушке? (Дети выдвигают возможные гипотезы).
Воспитатель: А давайте с вами проведем эксперимент. Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый). Какими способами можно достать меч-кладинец из колодца? (Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита). Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца? (Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец). Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)
Слайд №8
Эксперимент: достать с помощью магнита металлический предмет из воды.
Воспитатель: - Ребята, какой вывод можно сделать из этого опыта?
Вывод: Магнит действует через воду.
Слайд №9
Воспитатель: - А как же мы передадим наши советы Иванушке? (выслушать предложения детей)
•Позвонить по телефону
•Передать через Интернет
Воспитатель: но у нас нет сейчас ни компьютера, ни Интернета, ни телефона, а давайте мы ему наши советы нарисуем. (самостоятельная деятельность детей : рисуем план-схему как достать меч из колодца).
Воспитатель благодарит детей за помощь и запечатывает рисунки детей в конверт.
Динамическая пауза
Это тоже я могу. (Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами «Это тоже я могу»)
- Кто, скажите, может, дети, повторить движенья эти?
- Руки вверх я подниму. – Это тоже я могу.
- Вправо-влево разведу. – Это тоже я могу.
- И как птица полечу. – Это тоже я могу.
- Головою поверчу. – Это тоже я могу.
- А потом присяду, встану, и нисколько не устану. – Это тоже я могу.
- Я попрыгаю немного. – Это тоже я могу.
- И пешком пойду в дорогу. – Это тоже я могу.
- если надо побегу. – Это тоже я могу.
ІІІ Итог занятия
Воспитатель обращает внимание детей на сундучок с магнитом.
— Дорогие ребята, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы были волшебниками, а стать волшебниками нам помог магнит.
— Какими волшебными свойствами обладает магнит? (На доске выставлены схемы — подсказки).
Дети называют свойства и выбирают соответствующую схему. Одновременно схемы появляются на экране:
слайд № 10: 1. Магнит притягивает только металлические предметы.
2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются.
3. Магнит действует через стекло, картон, воду.
Воспитатель: - Ребята, подскажите мне, где мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства? («Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», зажим на шкафчики, крепления картин к доске). Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.
Слайд №11
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, спасибо, что путешествовали вместе со мной. Самоделкин, ты узнал почему тебя притягивает к разным вещам. Теперь надеемся, ты не будешь носить с собой магнит. Но наше путешествие закончилось. Нам нужно возвращаться в детский сад. Для этого давайте встанем в круг, закроем глаза и скажем волшебное заклинание :
Чудо чудное явись,
И ребятам покажись,
Дверь волшебную открой,
Возвращаемся домой!
IV Рефлексия
Воспитатель: - Вот мы и вернулись в наш сад. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось в волшебной стране? (Выслушать ответы детей).