Ефремова Алёна.маам.ру (Вимовец)
«Улитка». Конспект интегрированной образовательной ситуации в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной образовательной ситуации по познавательному и художественно-эстетическому развитию
воспитателя Ефремовой Алёны Александровны
«Улитка».
Направление: познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Цели занятия:
Расширить и уточнить знания детей об улитке.
Публикация «„Улитка“, Конспект интегрированной образовательной ситуации в средней группе» размещена в разделах
Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Развивать память, моторику рук.
Воспитывать любознательность, экологическое мировоззрение.
Учить детей лепить из пластилина улитку, продолжать закреплять прием раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить детей совершенствовать получившуюся колбаску, придавая ей форму раковины; формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различие, замечать разнообразие созданных изображений, продолжать отрабатывать навыки использования приемов прищипывания, оттягивания.
Оборудование: картинки с изображением улитки; пластилин, дощечки, стеки, салфетки, образцы готовых улиток.
Словарная работа: раковина, травоядное, влаголюбивая.
Образовательная ситуация :
Вспомнить с детьми как они наблюдали за улиткой, которую увидели на прогулке. Попросить напомнить ее отличительные признаки. Похвалить детей за правильные ответы. При возникших затруднениях помочь сформулировать предложения наводящими вопросами, активизирующими их опыт.
- Ребята, сейчас я вам расскажу секреты улитки, вы же хотите их узнать?
Чем питается улитка?
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель обобщает сказанное.
Улитка - травоядное животное. Что это значит? Как вы понимаете значение слова «травоядная»? Травоядная — значит та, которая питается травой и другими растениями. Улитка поедает зеленую листву разных растений. На языке улитки расположены сотни маленьких зубок, ими улитка срезает и перемалывает пищу.
Как живет улитка?
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель обобщает сказанное.
Улитка влаголюбива. Что значит влаголюбивая? Послушайте внимательно это слово, и оно подскажет вам свое значение. Влаголюбивая — влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мху. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, на кормёжку выходит ночью. Наиболее активна улитка в течение ночи и после ливня.
В жаркое, засушливое лето улитка становятся вялой, бездеятельной, впадает в оцепенение. В этот период улитка забирается в раковину, оклеивает выход из нее тонкой прозрачной пленкой. Как только пойдут дожди, она выходит из спячки.
Как зимует улитка?
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель обобщает сказанное.
Осенью, когда на улице становится прохладно, улитки закапываются в почву на зимовку. Весной, когда потеплеет, пробуждаются и покидают свое зимнее убежище.
Зачем улитке рожки?
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель обобщает сказанное.
У улитки не одни рожки- усики, а две пары — два и два. Одна маленькая пара — это усики, которыми улитка нюхает. Вторая большая пара — это глаза. Рожки- усики улиток очень чувствительны : если они случайно касаются какого- либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь. Помните об этом. Некоторые дети любят ткнуть пальцем в улитку и посмотреть, как она спрячет рожки. Никогда так не делайте! Никому не может нравиться, если ему тычут в глаза.
Как двигается улитка?
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель обобщает сказанное.
Вам приходилось не раз наблюдать за улиткой, как вы считаете, улитка двигается быстро или медленно? Действительно, улитка движется очень медленно.
Ребята, а хотите мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется «Улиточка»?
Игра малой подвижности «Улиточка».
Цель: развивать координацию движений, (удерживать груз на спине,передвигаться на четвереньках.
Оборудование: подушка с кукольной кроватки.
Улитка-улитка, шагаешь ты прытко:
От калитки до меня проползёшь четыре дня.
Вот какой стишок написал про улитку Я. Аким.
Возможно, вы задумывались о том, как же ей улитке удается ползти, если никаких ног у нее не видно. Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет собой сплошную «ногу»! Когда улитка ползет, из ноги вытекает липкая жидкость, которая помогает улитке двигаться и удерживаться на поверхности:
Ползти вверх тормашками могут улитки,
Поскольку они удивительно липки.
Надежный ли у улитки домик — раковина?
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель обобщает сказанное.
Если улитку потревожить, она скрывается в раковине. Хотя раковина улитки довольно прочная — может ли выдержать, если на нее наступит малыш? Конечно, нет! Поэтому, постарайтесь не наступать на улиток. Ведь вы уже не малыши: вы и больше и умнее, знаете, что маленькие животные не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Есть ли враги у улиток?
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель обобщает сказанное.
У улиток и без человека достаточно много врагов: ежи, мыши, жуки, мухи, лягушки, жабы, ласки, птицы, ящерицы, улитки- хищницы. В некоторых странах люди употребляют улиток в пищу.
Как улитки появляются на свет?
Выслушиваются ответы детей. Воспитатель обобщает сказанное.
Улитка откладывает яйца в специально приготовленную ямку. Затем эту ямку засыпает. Из яиц вылупляются улитки, похожие на взрослых. У молодых улиток маленькая гладкая прозрачная раковина.
Через несколько дней молодые улитки выползают из ямки на поверхность в поисках пищи.
Теперь вы, ребята, всё знаете про улиток. А сейчас наши пальчики смогут поиграть в улиток.
Пальчиковая игра "Улитка"
Улитка в домике. Она сидит, рожки высунув, молчит.
(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
Вот улиточка ползёт
("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).
Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).
На цветочек заползёт,
("Улитка" заползает на "цветочек").
Лепесточки погрызёт.
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рожки в голову втянула,
(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне").
Лепка.
Сообщение задач. Показ приемов лепки.
Детям предлагается кусок пластилина разделить на две равные части. Из обоих кусков прямыми движениями раскатываются колбаски.
Физкультминутка:
Улитка, улитка,
Высунь-ка рога, дам тебе, улитка,
Кусок пирога!
Ползи по дорожке,
Дам тебе лепёшки.
Дети продолжают работу. Из одной скатывают тонкую и длинную колбаску, которая затем скручивается в спираль – раковину улитки. На другой – покороче и потолще, выделяется голова, из которой вытягиваются рожки (можно использовать хвоинки) и стекой выдавливаются «глазки», противоположный конец колбаски зауживается (хвостик). Затем обе детали соединяются. В случае необходимости используется индивидуальный показ.
Итог: рассматривание вылепленных фигурок, восхищение их разнообразием.
Вопросы:
1. Почему улитку называют травоядной?
2. Зачем улитке нужна раковина?
3. Какую погоду любит улитка? Почему улитку считают влаголюбивой?
4. Как улитка зимует?
5. Как появляются на свет улитки?
6. Как улитка передвигается?
7. Назовите врагов улиток?
8. Сколько у улиток рожек-усиков и для чего они ей нужны?