Наталья Чужмарова
Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в деревню»
(в рамках образовательного проекта)
Подготовила воспитатель:
Чужмарова Н. А.
Образовательные области : «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Познавательная», «Речевая», «Социально-коммуникативная»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, речевая.
Цель:
Публикация «Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе» размещена в разделах
-усвоить названия животных и их детенышей, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.
Задачи:
- развивать умение узнавать и называть домашних животных (корова, лошадь, свинья, кролик, кошка, собака, курица, петух) ;
- учить употреблять в речи правильные формы названий детёнышей домашних животных (телята, жеребёнок, цыплята, щенята и др.) ;
- формировать у детей умение образовывать форму множественного числа существительных обозначающих детёнышей животных в именительном и винительном падежах (жеребята, котята, щенята и др.)
- развивать диалогическую речь : учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
- учить отгадывать загадки;
- активизация словаря по теме «Домашние животные»;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы:
-иллюстрации домашних животных;
-аудиозапись голосов животных, музыкальное сопровождение;
-игрушки домашних животных;
-постройки домов домашних животных из конструктора;
-колокольчик;
-подковы.
Активный словарь:
-домашние животные; детёныши животных (жеребёнок, телёнок, котёнок, щенок, поросёнок, цыплёнок, крольчонок, названия домов домашних животных (коровник, конюшня, свинарник, курятник, будка (конура, сарай, деревня) .
Предварительная работа:
-заучивание с детьми потешек о домашних животных (ознакомление с русским народным фольклором) ;
-рассматривание иллюстраций;
-обрывная аппликация из цветной бумаги стогов сена, облаков.
Чтение сказок и рассказов:
-К. Ушинский «Слепая лошадь», «Бодливая корова»;
-В. Сутеев «Петушок»;
-Л. Воронкова «Бедовая курица»;
-К. Паустовский «Кот-ворюга»;
-В. Левин «Лошадь»;
-русская народная сказка «Зимовье зверей».
Загадки о домашних животных.
Дидактические игры:
-«Чей домик?»
-«Чей малыш?»
-«Кто, где живёт?»
-«Домашние животные»
-«Найди по описанию»
Беседы на тему:
-«Почему они домашние»;
-«Что мы знаем о домашних животных»;
-«Такие разные животные».
Используемая литература:
1. Развитие речи 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ТЦ Сфера, 2012.
2. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу»
3. О. А. Скоролупова «Домашние животные»
4. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада».
I. Организационный момент. Мотивация к предстоящей деятельности
Воспитатель приглашает всех детей встать в круг.
Солнце светит во дворе
Радостно тебе и мне!
Давайте обнимем друг друга за плечи
И улыбнёмся нашей встрече!
2 часть «Основная» Организационный момент: Игровая ситуация.
Воспитатель: - Ребята, я утром шла на работу, ко мне подошёл Почтальон Печкин и передал письмо от кота Матроскина и пса Шарика, которые живут в деревне Простоквашино.
Воспитатель показывает письмо.
-Давайте прочитаем письмо. «Дорогие ребята, приглашаем вас к нам в гости, в деревню Простоквашино. Хотим познакомить вас со своими друзьями. Очень ждём.
Кот Матроскин и пёс Шарик»
- Ребята, готовы отправиться в путешествие? Хотите узнать, кто друзья у Матроскина и Шарика? Тогда нужно отгадать загадки?
(рассаживайтесь удобнее)
Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое.
- Правильно, это корова.
Грациозна и красива.
Ножки, спинка, шейка, грива.
Резво скачет по утру,
Хвост как шарфик на ветру.
Прокатись на спинке шаткой.
Кто красавица?.
- Правильно, это лошадка!
Хвост узорами,
Сапоги со шпорами,
Утром распевает,
Время считает.
- Правильно, это петух.
Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад.
-Правильно, это курица
Он пушистый и глазастый,
Он ушастый и зубастый.
Травку кушает, морковку,
Проявив свою сноровку
В клетке сгрыз дощатый полик.
И не зайчик он, а … .
- Правильно, это кролик.
Я хозяину служу –
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю.
- Правильно, это собака.
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой»,
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.
-Правильно, это кошка.
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы хорошо отгадываете загадки. А каких вы знаете животных, которые живут в деревне?
Дети: Корова, коза, свинья, курица, петух, гусь, утка, индюк.
Воспитатель показывает всех домашних животных.
Воспитатель: - Молодцы, всех друзей Матроскина и Шарика назвали. Как можно назвать одним словом этих животных?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: -А почему их так называют?
Дети: Потому, что они живут дома, рядом с человеком.
Воспитатель: - Когда-то давно человек приручил (сделал ручными) этих животных. Он построил им «дома» рядом со своим жилищем. Животные стали приносить пользу человеку.
Волшебница, добрая фея,
Тепло и уютно нам с нею.
Всех в доме насытить готова
Кормилица наша…
-Правильно, это корова.
Воспитатель – Какую пользу приносит корова?
Дети: -Корова даёт молоко.
Воспитатель: - Правильно, корова даёт парное молоко. В коровьем молоке много полезных витаминов, которые нужны, чтобы не болеть и быстрее расти. Все дети должны сказать коровам дружное «Спасибо!». Из коровьего молока делают много вкусных и полезных продуктов. А вы их знаете? Коровы вырабатывают молоко для кормления своих малышей.
Воспитатель: - На зелёном лугу пасутся коровы. За стадом следит пастух. Целыми днями с утра до самого позднего вечера они жуют сочную траву.
Потешка:
Рано-рано по утру
Спел рожок : «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули : «Му-му-му!»
Ты, Бурёнушка, ступай,
В чисто поле вечерком,
А вернёшься вечерком,
Напои нас молочком.
- Самое любимое лакомство коров: клевер, колокольчики и ромашки. А тем временем вымя у них молоком наполняется.
-Воспитатель: - Ребята, а что это такое? (звучит аудиозапись колокольчика – ботало). Это не простой колокольчик – ботало. Такие ботало подвешивают коровам на шею, когда их отправляют в стадо. Как вы думаете, зачем коровам на шею подвешивают колокольчики?
Дети: - Если корова заблудится, потеряется и отстанет от стада, её найдут по звуку колокольчика.
Воспитатель: - У нас даже есть рисунок, где кот Матроскин изображён вместе с коровой. А корова не одна, с детёнышем. Как называется детёныш коровы.
Дети: - Телёнок, телята.
Воспитатель:- У каждого домашнего животного есть место, где можно поспать, поесть и спастись от холода. Как называется помещение, «дом» где живут коровы?-коровник
Воспитатель: - Молодцы! Правильно. Для чего в деревне нужна лошадь?
Дети: -На ней ездят верхом, перевозят разные грузы, вспахивают землю.
Воспитатель: - Человек, чтобы защитить свои ноги надевает ботинки, а лошадям кузнецы делают специальные подошвы- подковы. Их специальными гвоздями прибивают лошадям к копытам – подковывают лошадей. Но лошадям не больно, у них копыта твёрдые. Одна – это лошадь, а когда много лошадей – табун. Как называется детёныш лошади?
Дети : - Жеребёнок-жеребята.
Воспитатель: - Лошади очень красивые, умные и сильные животные. Лошадей зимой запрягают в сани – повозку, которая скользит по снегу на полозьях, как на лыжах. А летом лошадь возит телегу, у которой 4 колеса. Чтобы лошадь была здоровая, за ней надо ухаживать: мыть, чистить щёткой, расчёсывать гриву, кормить. Как называется помещение, где живут лошади?
Дети: - Конюшня.
Воспитатель: - Что ест лошадь? (Клевер, овёс, сочную траву, сено). Чем же коровы, лошади, козы, кролики питаются зимой? Зимой они тоже едят траву, только сухую. Летом, сочную траву скашивают, высушивают, получается сено, его собирают в большие стога и до весны, пока не появится новая трава, кормят домашних животных сеном.
Воспитатель: - Куры- птицы не водоплавающие. Петухи в деревне работали будильниками, только-только солнышко встаёт. Петухи кричат: «Просыпайтесь!». Раньше вставали очень, рано, так как много было дел по дому, по хозяйству. С первыми петухами.
Физкультминутка «Курочка».
Воспитатель: - Курица может снести много яиц. Когда курица их высиживает, то согревает яйца своим теплом. Весной из яиц вылупляются маленькие золотистые цыплята. А самыми пушистыми перьями, которыми делится с нами куры, человек наполняет подушки, перины, а потом, ночью или днём, уткнувшись носиком в подушку, сладко спят и видят прекрасные сны. Как называется помещение, в котором живут куры?
Дети: - Курятник.
Воспитатель: - Правильно. Куры спят на насесте -это такая палочка, на которую и усядутся и дремлют в курятнике. Куры никуда не улетают, потому, что они домашние. Чем им тут плохо – их кормят, в курятнике тепло. Куры ищут в земле червячков, разных букашек, зёрнышки, сочную травку клюют, воду пьют, а ещё глотают маленькие камушки, которые помогают им перетирать проглоченную пищу, ведь у курицы нет зубов.
Воспитатель:- В деревне собаку называют сторожевой. Она сторожит, охраняет дом. Собаки живут в доме, рядом с человеком, который о них заботиться, ухаживает, кормит. Собаки могут жить или в конуре, или будке. Как зовут детёныша собаки?
Дети: - Щенок (щенята).
Воспитатель: - Чем человек кормит собаку?
Воспитатель: - Кошки, очень заботливые мамы. Они очень чистоплотные животные.
Потешка:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Ходит кот по лавочке,
Ловит всех за лапочки.
Топы-топ по лавочке,
Цап-царап за лапочки.
Воспитатель: - Кошки в доме хозяйки. Ходят где хотят, спят, где хотят, а ещё молочком лакомятся. Кошки хорошо видят в темноте. Они умеют ловить мышей. Делает это кошка- лучше любого другого животного. Кошки уничтожают мышей и крыс. Они помогают человеку сохранить от грызунов продукты в целости и сохранности.
Игра «Найди домик»
Ребята, помогите нашим друзьям зайти в их домики, скоро вечер, им надо спать.
Воспитатель: - вы такие молодцы! Понравилась вам игра?
Подвижная игра «Кошки-мышки»
3 часть. «Рефлексивная»
Кто нам прислал письмо?
Куда нас пригласили Матроскин и Шарик?
Какие препятствия мы преодолели?
Каких домашних животных вы знаете?
А как зовут их деток?
Что вам понравилось?
-Вы большие молодцы! У нас с вами получилось очень хорошее путешествие.