Ольга Соловьёва
Конспект интегрированной НОД по принципам Карла Орфа в подготовительной группе «Здравствуй, Гномик! Погуляй-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
по принципам Карла Орфа в подготовительной к школе группе
«Здравствуй, Гномик! Погуляй-ка…»
Музыкальный руководитель Соловьёва О. Б.
Цель.
Формировать основы музыкальной культуры дошкольников.
Развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по принципам Карла Орфа в подготовительной группе „Здравствуй, Гномик! Погуляй-ка“» размещена в разделах
Через эмоциональное восприятие произведений искусства закрепить и обобщить знания о «Времени года» и их признаках.
Развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей.
Использовать разные формы активного и пассивного восприятия музыки.
Побуждать детей вспоминать знакомую музыку и анализировать её.
Передавать впечатление о музыке в движениях.
Задачи.
Учить детей в многоголосной музыке слышать разные инструменты.
Закреплять знания о музыкальных инструментах.
Учить играть на различных детских инструментах индивидуально и в оркестре.
Закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно, без напряжения; чисто интонировать.
Развивать изобретательность при изготовлении поделок из различных материалов.
Предлагаемый конспект нод построен на ранее изученном музыкальном материале с использованием набора самодельных инструментов и полюбившихся детям интересных приёмов творческого музицирования, ритмодекламации, ритмических жестов и фонопедических игр. На протяжении всей нод дети имеют возможность весело и свободно участвовать в сотворчестве.
Подготовка к проведению нод «Здравствуй, гномик Погуляй-ка!» состоит в создании в музыкальном зале четырёх зон.
I зона — «зимняя полянка». На журнальном столе установите искусственную ёлку, разложите музыкальные инструменты (треугольники, дудочки, деревянные ложки, дощечки-трещотки). Перед столом полукругом поставьте стульчики по количеству детей.
II зона — «весенняя полянка». На ковре (по периметру) для каждого ребёнка нужно положить «буль-бульки», «камушки» и маленькое зеркальце.
III зона — «летняя полянка». На куб 50x50 см поставьте «ромашку» (белый пластмассовый бидон из-под майонеза с жёлтой крышкой, на которую наклеены белые лепестки из картона). В «ромашку» положите «озорные колпачки».
IV зона — «осенняя полянка». Обозначьте её осенними листьями, расположив их на полу по кругу. На пенёчке приготовьте для детей «шуршики», «тепики», «пуговки и ключики».
Самодельные инструменты:
Буль-бульки. Стаканчики из-под сметаны наполнить на 1/3 водой. Через сделанное в крышке отверстие вставить соломку. Ребёнок дует в соломку и радуется «буль-булькам».
Чудо-кастаньеты. Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутрен-ние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путём сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребёнка.
Музыкальные гвоздики. В дощечку размером 10x20 см вбить полукругом или по диагонали на расстоянии 1 см друг от друга среднего размера гвозди. Металлической палочкой ребёнок может провести по «ножкам» гвоздей или постучать по их шляпкам. И смотреть, и слушать приятно!
Шуршики. В пластмассовые бутылки из-под шампуня любой формы и цвета насыпать крупу.
Тепики. В крышке и дне металлической банки из-под сока сделать отверстия, прикрепить бельевую резинку. Ребёнок надевает «тепик» на ногу (стопу) резинкой вниз и с удовольствием бегает, прыгает и притопывает!
Озорные колпачки. Колпачками от дезодоранта или лака дети с удовольствием отстукивают ритм любой песенки, пляски.
Хрустальный колокольчик. Перевернуть и подвесить за ножки хрустальные рюмочки. Дать ребёнку возможность осторожно постучать деревянными палочками по хрустальным колокольчикам — и он будет заворожен этим звуком!
Пуговки и ключики. Эти предметы нанизать на тесьму в любом количестве, получаются браслетики. Дети с удовольствием танцуют с ними.
Ход нод
Дети свободно входят в музыкальный зал, здороваются (поют свою импровизацию «Добрый день», по желанию подыгрывая себе на инструментах (музыкальных гвоздиках, чудо-кастаньетах, хрустальных колокольчиках).
В аудиозаписи звучит «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.
Дети узнают знакомое музыкальное произведение и называют композитора, написавшего его.
Музыкальный руководитель. Как вы думаете, где живут сказочные гномы? Я хочу рассказать об одном из них, потому что он пришёл к нам в гости! (Показывает детям гномика-игрушку.)
Зовут его Погуляй-ка. (Дети здороваются с гномиком.)
Погуляй-ка очень любит убегать из пещеры Горного Короля и гулять по музыкальным тропинкам, напевая песенки. А ещё, гуляя, он слушает журчание весёлого ручейка, шепчется с озорным ветром, играет в прятки с солнечными зайчиками! Одним словом, много-много удивительного и музыкального встречается ему на пути! И вот однажды гномик Погуляй-ка нашёл на музыкальной тропинке четыре шкатулки! Он решил принести их к нам в детский сад.
Музыкальный руководитель показывает детям четыре небольшие красочные шкатулки.
В первой лежит «снежок» (из ваты, во второй — «сосулька» (из целлофана, в третьей — гномики, лица которых выражают разные чувства (см. фото, в четвертой — венки из осенних листьев.
Музыкальный руководитель. Шкатулки эти волшебные! Спрятались в них музыка зимы, весны, лета и осени. Узнаете знакомое музыкальное произведение — возьмёте в шкатулке волшебный предмет, с которым можно будет отправиться на волшебные полянки!
Звучит в записи «Вальс» Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Дети узнают знакомое музыкальное произведение — находят в первой шкатулке «снежок», который указывает им путь на «зимнюю полянку».
Исполняют песню «Снежок» (приложение 1, сопровождая пение «звучащими жестами».
Затем поют для гномика песню «Ёлочка» (муз. Л. Бекман, сл. Р. Кудашевой).
Музыкальный руководитель. А теперь, ребята, не хотите ли узнать, музыка какого времени года спряталась во второй шкатулке?
Дети подходят к шкатулкам. Звучит аудиозапись «Голоса весеннего леса». Ребята узнают звуки весны, берут во второй шкатулке «сосульку», которая помогает найти «весеннюю полянку».
Вместе с гномиком дети садятся на ковёр, педагог читает стихотворение «Март» И. Ашукина, дети сопровождают его звукосочетаниями (приложение 2).
Дети исполняют для гномика песню «Мамин праздник» (приложение 3). Возможно использование шумовых инструментов.
Музыкальный руководитель. Ай да гномик Погуляй-ка! Третью шкатулку он взял с собой!
Звучит в записи «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. В шкатулке дети находят гномиков и вместе с ними идут на «летнюю полянку».
Музыкальный руководитель. Как здорово, что мы повстречали друзей нашего гномика! Но что это! Посмотрите на их лица! У всех — разное настроение.
Рассматривая гномиков, дети стараются повторить выражение их лиц, одновременно выполняют движения рук, ног и звукоподражания по своему желанию. Детям предлагают поиграть, чтобы гномики не сердились и не плакали. Проводится речевая игра «Ай, дили.» с «озорными колпачками» (приложение 4).
Музыкальный руководитель. Смотрите-ка, ребята, гномику не терпится заглянуть в четвертую шкатулку. А вам?
Дети отвечают. Звучит в записи «Осенняя песнь» (фрагмент) из цикла «Времена года» П. Чайковского. Дети узнают музыкальное произведение, надевают веночки из осенних листьев, спрятанные в четвертой шкатулке. Гномик Погуляй-ка ведёт детей на «осеннюю полянку», где они импровизируют танец с самодельными инструментами, выбранными по желанию («шуршики», «тепики», «пуговки и ключики»).
Музыкальный руководитель. Вот и закончилось наше путешествие с гномиком Погуляй-ка! А теперь пора спеть ему «До свидания».
Дети прощаются с гномиком импровизированной игрой на свистульках и свистках.