Оксана Викторовна Лопатина
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Времена года. Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Возрастная группа : Подготовительная
Цель: Создать условия для развития и закрепления представлений об осени, как о времени года.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
- Закрепить знания детей о русских поэтах и их произведениях
Развивающие:
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
- Развивать психические процессы; познавательный интерес, зрительное восприятие, память, мышление, воображение, тактильные ощущения.
- Активизировать речемыслительную деятельность, обогащать эмоциональный мир и словарный запас
-Развивать музыкальный вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей положительное отношение к поэзии, интерес к классической музыке, к творческой деятельности, любовь к прекрасному, наблюдательность
- Воспитывать чувство доброжелательности, участия.
Методы и приемы:
- Словесный: беседа, художественное слово.
- Наглядно – практический: рассматривание портретов писателей, слайдов об осени, обследование предметов.
Оздоровительный: физминутка, двигательные и игровые упражнения.
Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, экскурсия в осенний парк, беседы с детьми о приметах осени, поэтах, рисование на тему «Осень», разучивание песен, танцевальных движений, музыкально- дидактических игр.
Словарь: примета, «хмурень», «листопад», «грязник», «полузимок», композитор, нота, художник, поэт.
Ресурсное обеспечение: фортепиано, детские шумовые музыкальные инструменты, проектор, ноутбук, музыкально-дидактическая игра с карточками-ритмами «Урожайная полечка», портреты А. С. Пушкина, С. Есенина, С. Я. Маршака, муляж яблока, «Чудесный мешочек»
Ход:
Муз рук: Здравствуйте, ребята, я рада вас и приглашаю на музыкальную разминку.
Солнышко осеннее меньше людям светит, Чтобы нам согреться, зашагайте, дети! (марш) А потом, а потом по тропинке все бегом! (бег) Тучи надвигаются, дождик начинается. (прыжки) Сколько луж, посмотри. Скачут в лужах воробьи. (подскоки) Вышло солнышко опять, можно детям погулять. (хороводный шаг) Мы в листочки превратимся, В танце лёгком закружимся. (вальс-импровизация)
Восп: - Ребята, отгадайте загадку.
Всё мрачней лицо природы. Почернели огороды. Оголяются леса. Молкнут птичьи голоса. Поле черно- белым стало. Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало – Людом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за время, подскажи! (осень)
Восп: : - Как вы догадались? (падает то дождь, то снег, похолодало, смолкли птичьи голоса.)
Восп. :- Что такое осень? (время года) - Какие ещё времена года вы знаете? (зима, весна, лето) - Какое время года было до осени? (лето)
- Какое время года будет после осени? (зима)
- Какое сейчас время года? (осень)
- Правильно, сейчас осень. Этому прекрасному времени года посвящали свои произведения поэты, писатели, художники, композиторы. Сегодня мы с вами посвятим осени наше занятие. - Назовите осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь) Первый месяц осени – сентябрь в народе называют «хмурень» Как вы думаете, почему? (часто идут дожди, небо хмурое, погода ненастная)
- Погода в сентябре бывает разная, послушайте стихотворение поэта С. Есенина (ребенок)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Муз. рук: Об осени писали и композиторы. Внимание на экран. Перед вами портрет замечательного композитора. Кто это? (П, И, Чайковский) Сейчас мы послушаем отрывок из произведения «Сентябрь. Охота» П. И. Чайковского. - Что характерно для этой музыки? - Почему звучит призыв, и почему быстрый темп?
Восп: Давным-давно, люди стали наблюдать за природой и примечать различные явления. Люди поняли, что всё происходит не зря и о чем - то нас предупреждает. Все свои наблюдения люди стали записывать, передавать из поколения в поколение и называть приметами. Давайте мы с вами назовем приметы, которые знаем и сложим вот в это яблоко, которое нам оставила осень.
В круг, ребята, становитесь. Крепко за руки держитесь. А я яблочко возьму И приметы соберу. (обхожу детей «собираю» приметы)
Гром в сентябре предвещает теплую и долгую осень. Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к теплой. Поздний грибок - поздний снежок. Октябрьский гром - к белоснежной зиме. Осенью шерсть у зайцев побелеет - скоро настанет зима. Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме. Осень ненастная - весна дождливая. Если снег выпадает осенью, когда деревья еще не сбросили листву, он скоро растает. Длинная паутина летит - к нескорому снегу.
Восп:- Молодцы! Все собранные приметы мы передадим осени.
Муз. : И посвятим ей нашу песню.
Песня «Осень в лесу»
Восп. : - Как называется второй месяц осени? (октябрь) В народе октябрь называют «листопад» и «грязник» Как вы думаете, почему? (начинается листопад и очень грязно от дождей)
Восп: - Послушайте стихотворение поэта С, Я. Маршака (ребенок)
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Муз. рук. : А сейчас прозвучит отрывок из произведения «Октябрь. Осенняя песнь»
Давайте подберём слова, характеризующие эту музыку… Название «песнь», как бы поётся, но нет слов. Как называется такая музыка? Инструментальная…
Восп. : - Осень принесла нам очень много даров, Давайте поиграем и вспомним, что же нам принесла осень.
Восп:. Принесла она муки. Дети. :Значит будут пироги. В. Принесла и гречки Д. Каша будет в печке. В. Принесла нам овощей. Д. Для салата и для щей. В. Яблоки и мёд. Д. На варенье и компот.
Восп. : - Ребята, осень нам оставила этот мешочек – загадку. Давайте попробует на ощупь определить, что же в нем лежит. (в мешочке лежат овощи, дети их обследуют на ощупь и называют их)
Восп:- Как назвать одним словом все что мы вынули из мешочка? (овощи)
Муз. рук. : Мы сейчас возьмем инструменты и сыграем на инструментах ритмические группы. Мальчики исполняют ритм, глядя на овощи, девочки – фрукты.
Игра на инструментах «Урожайная полька
Восп:- Как называется третий, последний месяц осени? (ноябрь). Ноябрь в народе называют «полузимок» Как Вы думаете, почему? (идет снег, стало холодно) Восп: Послушайте стихотворение русского поэта А. Пушкина (ребенок)
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Муз рук: Внимание на экран. Слушаем отрывок и определяем название. Звучит «Ноябрь. На тройке». Муз рук: Благодаря каким приемам композитор нарисовал в музыке движение упряжки лошадей?
Восп: - Чем мы сегодня занимались на занятии? Вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Давайте в заключении обобщим все сказанное об осени. Если да три раза хлопаем, если нет – три раза топаем.
Осенью растут грибы? Да-да-да Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Ну, а птицы гнёзда вьют? Нет-нет-нет. А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Птичьи стаи улетают? Часто- часто льют дожди? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать, куртки, шапки надевать?
Муз. рук. : В заключении занятия девочки исполнят танец.
Танец «Тучка»