Наталья Чернышева
Игры звуками по системе Карла Орфа. Занятие для разновозрастной группы «Деревянные истории»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: №1
Конспект занятия «Игры звуками» «Деревянные истории» (Для разновозрастной группы)
Цель занятия :
Познакомить детей с деревянными детскими инструментами и приемами игры на них.
Привлечь их внимание к богатству и разнообразному миру звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами.
Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве; ассоциативное мышление и воображение.
Публикация «Игры звуками по системе Карла Орфа, Занятие для разновозрастной группы „Деревянные истории“» размещена в разделах
Учить выразительно использовать.
Соотносить образ и исполнительский прием.
Музыкальные инструменты:
Ложки, трещотки, деревянные коробочки, рубель, клавесы (палочки, ксилофон.
Пособия и материалы:
Деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянная посуда, игрушки.
Ход занятия:
В начале, беседа с детьми о необычных историях, а рассказывают о них деревянные звуки.
Деревянные звуки живут повсюду.
Пусть дети подойдут к деревянным предметам и постучат по ним, послушаю их разные голоса.
(стол, стул, пианино, дверь, пол ит. д.)
Обратить внимание как отличаются
эти голоса друг от друга.
Даже разные поверхности пианино звучат по-разному.
На столиках лежат разные предметы : карандаши,
палочки, кубики, деревянная посуда, шкатулки,
бусы, игрушки и т. п.
Послушаем аудио запись деревянных звуков.
Пусть дети угадают, что означают эти звуки,
где в быту могут появиться эти звуки.
(Это задание связано со слуховой памятью и слуховым воображением)
Предлагается самостоятельно изучить звуковые возможности дерева,
вместе с ними определить качество деревянных звуков : теплый,
сухой, щелкающий, трескучий.
Дети сами выясняют, от чего зависит качество
(от размера предмета, способа звукоизвлечения, силы удара).
Предлагается стих:
Деревянный звук какой?
Он стучащий и сухой,
Теплый и трескучий,
Тихий и гремучий.
Игра с инструментами.
Со временем обыкновенные деревянные звуки
переселились в обыкновенные деревянные
музыкальные инструменты, которые раньше были
обыкновенными предметами:
ложки (ложками ели, рубель (стиральная доска,
клавесы (деревянные палочки, коробочки (шкатулки).
Стихотворение А. Усачева:
Шкатулка – это шкатулка
Для всяких разных штук.
Она побольше коробка, но меньше чем сундук.
Шкатулка – это шкатулка для всяких разных штук.
И если потрясти ее, услышишь тук –тук –тук.
(в деревянной или берестяной шкатулке деревянные бусинки, затем мы заменяем деревянные бусинки на пластиковые, гвоздики, горох, фасоль и сравниваем звук)
Самое замечательное превращение произошло с деревянными поленьями - они стали клавишами изящного и красивого ксилофона.
Обратите внимание как красиво звучит ксилофон.
** далее дети самостоятельно изучают инструменты,
пробуя по-разному на них играть, стараясь «найти»
звуки которые в них живут. **
Направляем детскую фантазию на поиск и извлечение
звуков самыми неожиданными способами.
Так, можно потереть два карандаша между
ладонями, постучать по полу ногтем, подушечкой пальца,
ладошкой, ребром ладони, деревянной палочкой, металлической.
При этом задавая вопрос:
«Как еще можно поиграть на инструменте?» -,
педагог стимулирует изобретательность детей.
В процессе игры, дети свободно обмениваются инструментами,
где творчески исследуют темброво –динамические возможности
деревянных инструментов и приемы игры на них.
Когда дети поиграют на разных деревянных инструментах,
предлагаем им взять по две д\палочки.
Садимся в круг на пол. Спросим детей как можно поиграть на палочках
и что этот звук мог бы значить?
(стучать по-разному, потереть между ладонями, покатать по полу,
бросать на пол, «чиркать» палочкой по палочке)
Речевая игра «Палочка – стучалочка»
Игра предназначена для ритмичного декламирования текста и сопровождения его различными движениями палочек (удары по полу перед собой, по полу вертикальными палочками, скрещенными палочками, по своим коленям, по коленям соседей справа и слева и т. п.) (Движения нарисовать)
Речевая игра «Палочка – стучалочка»
Чики - чикалочки поиграем в палочки?
В палочки- стукалочки, в палочки- игралочки.
Тук-тук-тук-тук – это что за звук? –
Деревянный это звук : тук-тук-тук-тук.
Тук-тук-тук-тук – это что за звук? –
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
(импровизация 2-3 детей)
Тук-тук-тук-тук – это что за звук? –
Деревянный молоточек подбивает ваш каблук – тук-тук!
Тук-тук-тук-тук – это что за звук? –
В дверь к нам кто-то постучался –
Вот откуда этот стук.
(Читая это стихотворение исполняем ритм на палочках)
ИГРАЕМ.
«Рондо с палочками» Муз. Слонимского – игра с движением под музыку.
Форма игры : А В В1 А С. А В2 В3 А С. А1
На рефрен (ч. А) все дети двигаются по кругу поскоками, поднимают и опускают палочки, чередуя руки.
Во время звучания эпизода (ч В) выполняют различные удары палочками:
В – «лошадки» (ритмично стучать палочкой о палочку)
В1 – «дождик» (присев, стучат палочками по полу)
В2 – «тихие шаги» (сев на пятки, стучать по своим коленям)
В3 – «шорохи» (потереть палочки между ладонями)
Эпизод С – дети выкладывают из палочек «узор» на полу.
Педагог называет ребенка, который первым положит палочку в любом месте зала.
Далее каждый свою палочку может положить произвольно,
стараясь создать коллективный узор.
Сделать нужно это быстро за время звучания 4 –тактов музыки.
При ее повторении дети рассматривают рисунок на полу,
затем берут любую палочку и вновь образуют круг.
Озвучиваем стихи.
Предварительно предлагаем выбрать инструменты, а затем подумать какие и как инструменты будут «тарахтеть», «хохотать», какие инструменты позже
к ним присоединятся (ксилофоны, рубель, трещотки, колотушки и т. д.)
Озвучив стихотворение предлагаем всем вместе поиграть под веселую
музыку (русская народная в оркестровой записи)
ИГРУШКИ.
По мотивам стихотворения В. Степанова
Есть игрушки-хохотушки,
Есть игрушки – тарахтушки.
Хохотушки все хохочут,
Тарахтушки тарахтят.
Вместе весело им очень, расставаться не хотят.
Тарахтушки-хохотушки заразили всех!
Отвсюду, отовсюду, отовсюду смех!
«Прыг – скок» В. Данько.
(Игра с чередованием tutti и solo : у всех детей кроме солистов две палочки,
которыми они стучать, декламируя слова рефрена.)
Солисты озвучивают каждый свою строчку стиха на выбранном инструменте.
Палочки -, коробочка, ложки -, тон блок двойной -
Прыг скок! Прыг скок! -
Сел кузнечик на листок
Прыг скок! Прыг скок! -
Лягушонок - на мосток.
Прыг скок! Прыг скок! -
Скачет козлик по дорожке
Прыг скок! Прыг скок! -
Это прыгают ладошки!
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
Фантазируем и импровизируем.
Деревянные разговоры.
Предлагаем взять инструменты (рубель, трещотку, ксилофон, ложки)
И «поговорить» друг с другом.
Задание образное, разговор лошадки с кузнечиком (ложки с ксилофоном,
белки с собачкой (рубель с коробочкой или две коробочки и т. д.).
Деревянные узоры.
(на ксилофоне)
Показ демонстративного материала деревянной резьбы.
Можно придумать, как сыграть этот «деревянный узор» на ксилофоне.
Палочками исполняем любую последовательность звуков на ксилофоне.
Дети играют свои музыкальные узоры самостоятельно.
Задание может быть интересным если дети будут рисовать то, что только что сыграли, цветными фломастерами (предыдущий рисует, следующий играет). В конце импровизаций положим листки с рисунками на полу в том порядке, в каком дети играли.
Это те «деревянные» узоры, которые они только что играли на ксилофоне.
Каждый может забрать себе на память свой узор.
Деревянные Импровизации.
Для деревянной музыки можно предложить поиграть интересные темы:
«Танец деревянных палочек», «Веселый и грустный Буратино»,
«Деревянные посиделки»
Детские импровизации с деревянными предметами могут быть как
совершенно свободными (играй как хочешь, так и отчасти фиксированными.
Графическая запись (предварительно нарисованная на ватмане)
Педагог спрашивает, какой инструмент можно взять,
чтобы сыграть то, что написано черными точками,
волнистыми линиями, точками и КАК это можно сыграть.
Несколько человек берут инструменты и пробуют исполнить пьесу.
Как уже упоминалось, здесь не бывает «правильно» и «неправильно»
Принимаются самые неожиданные варианты.
Деревянные танцы.
Вводная часть – это импровизационные аккомпанементы
к танцевальной музыке, пример, «Камаринская» П. Чайковского.
Для аккомпанемента используются бытовые вещи:
карандаши, кубики, стулья, деревянная посуды и т. д.
Затем дети превращаются в кукол – марионеток.
И танцуют (импровизируют)под разнохарактерную музыку.
«Вальс» и «Марш марионеток» С. Майкапара.
Детей можно разделить на 2 –е группы.
1 гр – танцует; 2 гр. – играет на инструментах.
(Если есть деревянные игрушки, то дополнением в конце занятия будет танцевальный настольный театр).