Надежда Бурмистрова
Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей
Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ д/с №36 г. Нефтекамск
Бурмистрова Надежда Николаевна.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10 % новорождённых появляются на свет абсолютно здоровыми. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечёт и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе. Основополагающий принцип проведения занятий — взаимосвязь речи, музыки, движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом.
Публикация «Использование элементов системы Карла Орфа в развитии музыкальных способностей детей» размещена в разделах
- Методика Карла Орфа
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2018
Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, дирижер ЖАК ЭМИЛЬ ДАЛЬКРОЗ (1865 – 1956).На первое место он ставил игру как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь, а также меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специальных обучающих упражнениях
Его продолжателем стал немецкий педагог Карл Орф (1895-1982). В Зальцбурге он стал одним из создателей института, разрабатывающего проблемы детского музыкального воспитания «Моцартеум» Академии музыки и изобразительного искусства. Туда входит институт К. Орфа
Карл Орф (1895-1982) - немецкий композитор. Учился в Мюнхенской академии музыки, позднее (в 1920 году) у Генриха Камински. В 1924 году вместе с Доротеей Гюнтер (Gunther) основал школу гимнастики, музыки и танца (Гюнтершуле [Guntherschule]). Опыт работы в этой школе лег в основу музыкально-педагогической системы Орфа
Ведущий принцип орфовской педагогики — «обучение в действии» : ребенок вовлекается педагогом в процессе активных действий, связанных с познанием музыки, действие всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Все это вместе взятое позволяет повысить интерес ребенка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию. Композитор ввел термин «элементарное музицирование».
Суть занятий по системе Орфа составляет соединение музыки, слова и движения. Особая атмосфера занятия, где царит увлеченность, раскованность, внутренний комфорт на основе широкого применения коммуникативно-двигательных игр. В основе занятия лежит творческая деятельность детей, в которой они могут
фантазировать, проявлять индивидуальность. Спонтанность, сиюминутность рождения и воплощения идей, атмосферы и импровизационности.
«Орфовский набор инструментов» : ксилофоны; металлофоны; глокеншпили; треугольники, бубенцы, колокольчики, пальчиковые тарелочки, бубны, тамбурины, деревянные коробочки, клавесы, тон-блоки, гуиро, маракасы, ручные барабаны, бонго, литавры, ручные тарелки и др.
Карл Орф видил решение проблемы в том чтобы учить детей играть не на сложных, требующих долгих лет подготовки инструментах, а простых. Такими Орф считал ксилофон. треугольники, колокольчики, маракасы и т. д.
Музыкальное воспитание, по мнению Орфа, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на музыкальных инструментах.
Задача музыкального воспитания – стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.
В этой работе следует опираться на связь музыки с жестом, словом, танцем, пантомимой
Карл Орф разработал детские песенки, пьесы и упражнения, которые легко можно изменять и придумывать новые вместе с детьми. Податливый материал для занятий побуждает детей фантазировать, сочинять и импровизировать.
. Таким образом, на музыкальных занятиях достигается цель развития творческого начала ребенка. На музыкальных занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения, по методике Карла Орфа создается атмосфера игрового общения, где каждый ребенок наравне с взрослым может проявить свою индивидуальность.
Единая структура занятий помогает детям хорошо ориентироваться в новом материале, творить, создавать образы и радоваться успехам. Малыши учатся общаться со сверстниками, у них повышается психическая активность, развивается эмоциональная сфера. Элементы системы музыкального воспитания направлены на развитие творческих способностей и навыков ребенка, они гармонично вплетаются в структуру занятий. Речевые упражнения. Развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
Поэтическое музицирование. Этот элемент помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова. Музыкально-двигательные упражнения. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений — хлопков, щелчков, притопов, шлепков.
Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр из самодельных музыкальных инструментов, который позволяет включить всех детей в музицирование. Использование самодельных инструментов и бытовых предметов в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Они развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Практикой доказано, что дети, которые были замкнуты, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.
Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно. Дети так увлекаются игрой в оркестре, что родители, по их просьбе, делают вместе с малышами дома шумелки, звенелки, погремушки, шумовой оркестр детского сада также постоянно пополняется новыми «изобретениями».
. Многие из предложенных инструментов используются для совместного музицирования детей и родителей на праздниках, развлечениях, досугах. Игра в сводном оркестре с родителями на празднике доставляет особое удовольствие воспитанникам, вызывает у всех участников положительные эмоции, сближает детей и родителей, создает теплую атмосферу, способствует развитию навыков общения и соучастия.
Игра на музыкальных инструментах организует детский коллектив, способствует развитию музыкальных способностей, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, развиваются мышление и аналитические способности ребенка.
Развитие творческих способностей детей в одной области, считает К. Орф, обязательно отразится и на другой: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитие желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка»
Литература: Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа., М., 2001г. Анищенко Е. С. Логопедическая ритмика. М. ,2007г. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование для дошкольников».М., 2004г. Internet ресурс: www.orff.ru
Практический материал
Упражнение «Имена»
1ч. Ребенок прохлопывает свое имя.
Таня - хлоп, хлоп!
2. ч. Все вместе ласковое имя шлепают по коленкам
Танечка - шлеп, шлеп, шлеп!
(и так имена всех детей, данное упражнение имеет объединяющую коммуникативную функцию, закрепляет знания определенного ритмического рисунка, несет положительный эмоциональный настрой)
«Тюшки- тютюшки»
(развитие чувство ритма с помощью звучащих жестов с применением разных ритмических рефренов, задаваемых педагогом, а в последствии на следующей ступени дети освоив жесты, ритмы уже будут придумывать сами)
Тюшки – тютушки сделали
Хлопушки (хлопки)
Тюшки - тютушки сделали
Шлепушки (по коленям)
Тюшки - тютушки сделали
Бамбушки (по груди)
Тюшки - тютушки сделали
Щелкушки (щелкают пальцами)
Тюшки – тютушки
Шлепушки и хлопушки (хлопки)
Тюшки - тютушки
Щелкушки - топотушки (по коленям)
Тюшки - тютушки
Бурчушки и молчушки
Посудный оркестр
Д. Хармс» Веселый старичок»
Жил на свете старичок маленького роста,
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
1 «Ха-ха-ха (бубенцы)
2. хе-хе-хе, (ладонью по кастрюле)
3. Хи-хи-хи (арфа или бубенцы)
4. Да бух-бух! (палочкой по крышке)
5. Бу-бу-бу (двумя крышками друг о друга)
6. Да бе-бе-бе (треугольник)
7. Динь-динь-динь (колокольчик мал)
Все. Да трюх-трюх!»
Зарядка (В. Данько)
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили (колокольчики)
Всех жуков, (тонблок) пауков (щеткой по тарелке)
И веселых мотыльков. (бубенцы)
Дили-дили, дили-дили!
Колокольчики будили
Всех зайчат, (деревянная коробочка) всех ежат (бубен)
Всех ленивых медвежат. (барабан)
И воробушек проснулся (дудочка)
И галчонок встрепенулся. (бумага)
Дили-дили, дили-дили!
Встали все, кого будили!
Лапки вверх – потянись, (ксилофон вверх)
Лапки вниз – поклонись. (ксилофон вниз)
Потянулись, (тонблок) повернулись (бубен)
Кувыркнулись, (барабан) улыбнулись. (треугольник)
Раз-два, раз-два,
Спит сейчас одна сова.
Весенняя телеграмма (В. Суслов)
Дятел сел на толстый сук, Тук да тук.
Всем друзьям своим на юг Тук да тук.
Телеграммы срочно шлет, Туки-туки-тук.
Что весна уже идет, Туки-туки-тук.
Что растаял снег вокруг, Туки-тук, туки-тук.
Что подснежники цветут, Туки-тук, туки-тук.
Дятел зиму зимовал, Тук да тук.
В жарких странах не бывал, Тук да тук.
И понятно, почему Скучно дятлу одному.
Обезьянки.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи, (хлопки)
Обезьяна на печи (шлепки по коленям)
Чи-чи-чи, чи-чи-чи, (хлопки)
Грызет с маком калачи (щелчки)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, (хлопки)
Поиграть я с ней хочу (притопы)
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, (хлопки)
Я смеюсь и хохочу (дети смеются)
Мы стучим
Тук-тук мы стучим
Мишку напугать хотим (ритмические удары на F)
А теперь по тише
Чтоб не боялись мыши (ритмические удары на PP)
Зимнеее рондо
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Санки скрипят (вертушка)
Бубенчики звенят (бубенцы)
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Санки скрипят (вертушка)
Бубенчики звенят (бубенцы)
Дятел стучит (сорока)
Вьюга свистит
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Санки скрипят (вертушка)
Бубенчики звенят (бубенцы)
Дятел стучит (сорока)
Вьюга свистит
Белка на елке орешки все грызет: «Цок-цок-цок»
Рыжая лисичка зайчишку стережет
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Санки скрипят (вертушка)
Бубенчики звенят (бубенцы)
Дятел стучит (сорока)
Вьюга свистит (металлофон)
Белка на елке орешки все грызет: «Цок-цок-цок»
Рыжая лисичка зайчишку стережет
Холод, холод. (бокалы)
стужа. стужа (ксилофон)
Снег пушистый кружит, кружит (треугольник)
Едем едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,
Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)
Санки скрипят (вертушка)
Бубенчики звенят (бубенцы)
Дятел стучит (сорока)
Вьюга свистит (металлофон)
Белка на елке орешки все грызет: «Цок-цок-цок»
Рыжая лисичка зайчишку стережет (паль по бараб)
Холод, холод. (бокалы)
стужа. стужа (ксилофон)
Снег пушистый кружит, кружит (треугольник)
Ехали мы, ехали, наконец доехали (тонблок)
С горки «У-ух»,
В ямку «Бух!» (тарелочки) Приехали!
Снежный оркестр
Летят, летят снежинки
Динь-динь, дон-дон, дан-дан
(трезвучие на металлофоне)
Снежиночки –пушинки
Динь-динь, дон-дон, дан-дан
(трезвучие на треугольнике)
Их ветерок покружит
С метелью их покружит (шуршунчики)
Поют, поют снежинки
Динь-динь, дон-дон, дан-дан
(трезвучие на металлофоне)
Па улице мороз
Их в даль с собой унес
(шлепки по коленям)
«Много разных звуков».
Дети сидят в кругу, водящий ходит за кругом, все поют.
Много разных звуков окружает нас.
Даже если тихо в комнате сейчас.
Тихо – тихо ночью (утром) всюду тишина.
Но её послушай – звуками полна.
1 вар. Водящий обходит детей и тот кого он погладит по голове издает звук (ветер, часы, котенок, машина, шаги, струя воды и т. д.) Звуки не должны повторятся.
2 вар. Можно предложить взять разные бумажки, пошуршать и пошелестеть ими. Очень важно, чтобы дети сами нашли подходящие звуки и услышали едва заметную разницу в них.
Танец – игра «Самба»
Участникам раздают разные музыкальные инструменты Исполняется по кругу.
Ты услышишь в Рио самбы звук далекий
(дети двигаются по кругу друг за другом в и играют на музыкальных инструментах)
Ты услышишь в Рио, колокольчик входит в круг (входит в круг дети с названным инструментом)
Припев (исполняется на месте) :
Самбу, самбу люди танцуют
Самбу, самбу люди танцуют
Самбу, самбу люди танцуют
Самбу, самбу ле-ле!
(дети с музыкальными инструментами в кругу играют на них, остальные хлопают. Игра повторяется в разных комбинациях. Можно называть цвета одежды детей.)
Танец бумажных бабочек.
У каждого ребенка в каждой руке по 2 бабочки.
Дети. танцуя. пальцами вращают бабочку и одновременно произвольно опускают и поднимают руки. Создается удивительный эффект «порхания» множество бабочек в воздухе. Движения в танце могут быть свободными, педагог подсказывает только общие перемещения в пространстве.
1 часть. Бабочки просыпаются движения на месте. Одна рука, вторая, вместе.
2 часть. Легкий бег врассыпную.
3часть. Движения в парах. В нескольких кругах.
4 часть. Легкий бег врассыпную. (бабочки разлетаются) импровизация. Движения раскованные.
Конце танца надо замереть в своей позе.
Можно разделить детей на две подгруппы.
1 подгруппа музыканты.
2 подгруппа «бабочки»