Язина Людмила Игоревна
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Здравствуй, зимушка-зима!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их.
Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, людей.
Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев. Приобщать детей к русской национальной культуре.
Познакомить детей со свойствами снега.
Развивать у детей способность наблюдать, строить предположения, предлагать способы их проверки, делать выводы.
Воспитывать чувство любви к родной природе.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: Иллюстрации с изображением русской природы зимой. Презентация, мяч, схемы-картинки, разрезные картинки.
Орг. момент.
Дети встают вкруг.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и создадим хорошее настроение, для того чтобы наше занятие прошло успешно.
Загадка.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима).
Правильно- это зима. Ребята подумайте, как вы можете назвать тему нашего занятия (Ответы детей).
Послушайте, как описал зимнюю красоту в своем стихотворении И. Бунин «Первый снег».
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглись
Перед закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На поля на сад пустынный
Первым снегом понесло…
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы проснулись с запоздалой
Вереницею гусей.
Ребята, сколько месяцев зимы вы знаете? (ответы детей). Какие, назовите их. Все верно, первый месяц декабрь, второй январь, третий февраль.
А сейчас немного послушаем о зиме (Показ презентации «Зимушка»).
Зимой самые короткие дни и длинные ночи, солнце светит, но не греет, небо часто серое, в ветреную погоду бывает поземка, метель, вьюга. Реки и озера покрываются льдом, подо льдом живут рыбы, они уходят спать на дно, лягушка прячется в тину и там спит. Деревья и кустарники без листьев, только сосны и ели остаются зеленые. Под снегом зимуют семена трав, корни деревьев. Насекомые спят, запрятавшись в трещины коры деревьев, под листьями в земле. Птицы перебираются к жилью человека. Люди подкармливают птиц. По-разному живут звери. Зайцы и белки поменяли свои шубки на зимние, белка делает себе запасы на зиму. Медведь, барсук и еж, накопив жир, спят.
Сейчас давайте поиграем в игру «Разрезные картинки»
Задача: развивать внимание, логическое мышление, память детей.
Ход игры: давайте поделимся на одну картинку по 2-3 человека. Перед вами разрезанные картинки, которые надо собрать по образцу и каждой подгруппе составить либо предложение, либо рассказ.
В любом времени года есть свои приметы. Может кто из вас знает? (ответы детей)
• Зима морозная-лето теплое.
• январь-году начало, зиме середина.
• в феврале много инея на деревьях-будет много меда
• солнце всходит красное-на метель
• если зимой тепло, то летом холодно
• зимой месяц кверху рожками-к морозу.
• зимой солнце садится облака- к снегопаду
• зима морозная-лето теплое…
Физ. минутка.
Ну, а снег летит, летит
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.)
Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.)
Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки —
Белки — ловкие малышки. (Прыжки.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим. (Присели.)
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.)
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.)
Скачет по полю лиса. (Прыжки.)
Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.)
И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.)
Молодцы, справились с заданием. Теперь «Отгадайте загадку и подберите схему».
(педагог загадывает загадку, ребенок отгадывает и выставляет на мольберте подходящую схему).
1. Все его зимой боятся –Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (мороз)
2. С неба он летит зимой, не ходи теперь босой,
Знает каждый человек что всегда холодный. (снег)
3. Под ногами у меня деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой, но не летом, а зимой. (лыжи)
4. Не сосите, сорванцы, ледяные леденцы!
Сам глотаю я пилюльки, потому что ел. (сосульки)
5. Он из снега одного, из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг и растает. (снеговик)
6. Он когда-то был водой, но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год на реке мы видим. (лед)
7. Он и добрый, он и строгий, бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий, наш любимый. (Дед Мороз)
Молодцы. Мы с вами сегодня поговорили и зиме. Теперь давайте всё повторим.
Игра «Закончи предложение»
Зимой метель. (метет)
Ночью ветер в трубах. (завывает, воет)
Из снеговой тучи снежинки. (подают, летят, кружатся)
В лесу зимой голодный волк. (воет)
На зиму медведь в берлоге (засыпает)
Зимой вода в реке. (замерзает)
Зимой снег все вокруг. (накрывает)
Под снегом травка зимой. (греется)
Воспитатель; вот и закончилось наше путешествие. Что мы видели в зимнем лесу?
Сегодня мне было очень приятно с вами работать. Дети обмениваются впечатлениями от путешествия. Ответы детей. Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.