Наталья Вихарева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Идет волшебница зима»
Тема: «Природа в музыке»
Лексическая тема: «Зима»
Цель: Создать у детей целостную картину мира, опираясь на уже имеющийся опыт и знания. Ввести ребенка в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Идет волшебница зима“» размещена в разделах
Образовательные: учить понимать содержание музыки, средств музыкальной выразительности;
-закреплять понятие: композитор, исполнитель, слушатель;
-формировать умения различать направление движения мелодии;
-формировать вокально - певческие и танцевальные навыки.
Развивающие: - развивать способность детей к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами;
-развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение;
-развивать координацию движений, ловкость, пластичность, ориентацию в пространстве;
-расширение певческого диапазона, чистоты интонирования.
Воспитательные: - воспитывать инициативность, самостоятельность;
-прививать любовь к природе родного края.
Здоровьесберегающие:
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
-создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие для каждого ребенка.
Оборудование:
CD проигрыватель, аудиозаписи звуков природы и музыка А. Вивальди,
репродукция картины И. Шишкина «Зима»;
музыкальные инструменты: колокольчики, треугольники, маракасы;
голубые султанчики для мальчиков, шарфики для девочек.
Ход занятия:
Под музыку дети свободно входят в зал, здороваются музыкальной песенкой - распевкой «Солнышко ясное» и садятся на стульчики.
Муз. рук. : Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл –
И вот сама идет волшебница зима.
Пришла, раскинулась клоками,
Повисла на суках дубов.
Легла волнистыми коврами,
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки - зимы! /А. Пушкин/
Сегодня мы с вами поговорим о зиме, которая уже вступила в свои права. Попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима?» (ответы детей)
Одни скажут: «Холодная, сырая!», а кто-то возразит: «Вовсе не холодная! Она красивая, снежная!» Наша зима действительно разная. Если присмотреться, то она и студеная, и с метелью, и с оттепелью, и с капелью.
И день зимой разный! Утро тихое, а вечер – длинный – предлинный, задумчивый и намного загадочный, будто сама сказка стучится к нам в двери…Вот перед вами картина «Зима» И. Шишкина. На картине нарисован уголок зимнего леса. Снег лежит везде, и на земле, и на поваленных деревьях, на старых елях и на молоденьких елочках. Снег белый пушистый и чистый. А вот как поэт С. Есенин пишет о зиме:
«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»
Давайте послушаем с вами музыку, которую написал композитор А. Вивальди.
Слушание: А. Вивальди «Зима»
Как звучит музыка в начале музыкального произведения? Какая музыка по характеру? (ответы детей)
- Сначала музыка звучит тихо, неторопливо, как будто зима неслышными, осторожными шагами приближается к нам. А затем музыка звучит как? (ответы детей) Музыка звучит быстро, стремительно, громко. Такое впечатление, что за окном…
Разгулялась вьюга, наклонились ели до земли,
С испуга ставни заскрипели.
А в окно снежинки мотыльками бьются,
Тают, и слезинки вниз по стеклам льются.
Звучит фонограмма вьюги.
Муз. рук. Что это? Может быть легкий, летний ветерок? (ответы детей)
Пусть каждый подует на руку, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели.
-Какая вьюга? (Холодная, злая, колючая)
-Какой ветер? (Зимний, студеный, злой)
А сейчас ребята, я хочу, чтобы вы не просто слушали музыку, а превратились- девочки в снежинки - пушинки, а мальчики в ветерки.
Контрастное слушание музыки «Ветерок и снежинки»
Во время звучания стремительной музыки «Зима» А. Вивальди мальчики – ветерки летают с голубыми султанчиками врассыпную по залу. При смене музыки на нежный «Вальс» П. Чайковского мальчики замирают, а девочки – снежинки танцуют с белыми шарфиками в руках.
Все летали, все кружились, и на землю опустились.
Мы присядем на пенек, разомнем свой язычок!
Голосовое упражнение «На коньках»
Мчусь, как ветер, на коньках,
Ж- ж - жих! / Ж - ж- жих \
Вдоль лесной опушки…
Ф- ф- фых/ Ф- ф- фых\
Рукавицы на руках,
Ш –ш – ших/ Ш –ш – ших\
Шапка на макушке… /С. Черный/
Распевание: «Покатился снежный ком»
Куда движется мелодия? (показать рукой)
А сейчас, ребята, я предлагаю вам вспомнить песню, которую мы с вами учили на предыдущих занятиях. Узнайте песню по музыкальному вступлению. (ответы детей)
Правильно, ребята! Эта песня называется «Снежная песенка»
Льва- Компанейца.
Давайте споем 3-ий куплет. (Повторить мелодию и слова по фразам.)
Какая песня по характеру? (ответы детей) Песня веселая, задорная, озорная!
Давайте исполним эту песню стоя, как на празднике.
Пение: «Снежная песенка» Льва- Компанейца.
Муз. рук. : Мы похлопаем в ладошки и погреемся немножко.
Самомассаж «На дворе большой мороз»
На дворе большой мороз, (поглаживают себя, греются)
Чтобы носик не замерз, (показать на носик)
Мы его сейчас потрем, (трут носик)
И погладим, и помнем. (гладят и мнут носик)
Растираем наши щечки, (трут щеки)
Пусть алеют, как цветочки!
Проведем по бровкам, глазкам – (проводят по бровям, глазам)
Будут глазки, словно в сказке!
Ножки тоже мы погреем,
Мы попрыгаем скорее! (движения по тексту)
Хлопнем, хлопнем, хлопнем снова! (хлопают)
Будем с вами все здоровы! (руки к плечам)
Муз. рук. : А сейчас я предлагаю вам вспомнить движения танца «Ветерок»
Мальчики приглашают девочек на танец. (Повторяем движения без музыки.
Закрепляем под музыку.)
Танец «Ветерок»
Муз. рук. : А сейчас я предлагаю вам, ребята, озвучить стихотворение с помощью музыкальных инструментов. (дети берут музыкальные инструменты)
Я буду дирижер, а вы будите играть в оркестре. Как называются люди, которые выступают на сцене? (исполнители) Как называются люди, которые слушают музыку? (слушатели)
«Снежный оркестр»
Летят, летят снежиночки :
Динь -дон, динь -дон, динь -дон! (играют на колокольчиках)
Снежиночки – пушиночки :
Динь -дон, динь -дон, динь -дон (играют на треугольнике)
Их ветерок покружит,
Шур – шур, шур – шур, шур - шур (звучат шуршунчики)
С метелью их подружит.
Шур – шур, шур –шур, шур - шур! (звучат шуршунчики)
Поют, поют снежиночки :
Динь -дон, динь -дон, динь -дон! (играют на колокольчиках)
Им подпевают льдиночки :
Динь -дон, динь -дон, динь -дон! (играют на треугольнике)
Муз. рук. : Наша зима – веселое время года! Она приготовила для вас много разных затей, веселых игр. А сейчас вставайте игру начинайте!
Игра «Снег, лед, кутерьма» (дети выполняют движения по тексту)
Муз. рук. : Ребята! Сегодня мы с вами вспомнили, какая бывает зима.
Порой веселая, озорная, порой тихая, словно сон. Поэты, художники. музыканты очень любили нашу русскую зиму. И мы, ребята, тоже любим зимушку-красавицу! Давайте вспомним, что мы делали на музыкальном занятии? Какую музыку слушали? Какие песни пели? В какие игры играли?
Подводим итог занятия. Прощаемся. (дети покидают зал)