Екатерина Максимова
Конспект интегрированного занятия «История часов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
конспект интегрированного занятия
по теме: «История часов»
Цель: Формирование представлений детей о видах, существенных признаках, назначении часов в жизни человека.
Задачи
Образовательные:
-познакомить с историей развития часов;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „История часов“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
-подвести детей к пониманию того, что без часов человек обойтись не может.
-расширить знания детей о различных видах часов.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к миру вещей;
-обогащать словарь (часовщик, песочные, механические, солнечные, куранты);
-развивать творческое воображение, цвето - восприятие, пространственную ориентировку на бумаге.
Воспитывающие:
-воспитывать бережное отношение к предметам быта;
-воспитывать аккуратность в работе.
-воспитывать культуру речевого общения
Оборудование: часы разных видов, указка, карточки с цифрами от 1 до 12, картон, ножницы, пластилин, природные материалы (фасоль, кофейные зерна, бусинки и т. д., готовые стрелки, клеенки, салфетки, подложки, ИКТ.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Слайд 1 Педагог: Ребята отгадайте загадку:
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать
Дети: Часы
Педагог: Как вы думаете, часы были всегда?
Дети: Нет, часов когда-то не было
Педагог: Верно, давным-давно часов не было. А вы хотите узнать, как они появились?
Дети: Да
Слайд 2 (машина времени)
Педагог: Посмотрите, что это за чудо-машина? Это машина времени.
Ребята, а давайте совершим путешествие в прошлое на машине времени и узнаем прошлое часов?
Дети: Да
(Звучит музыка, дети идут по кругу, взявшись за руки).
Дружно за руки возьмемся,
И в прошлое перенесемся.
(дети садятся на стульчики)
Слайд 3 (солнце) Педагог: Посмотрите, что вы видите на картинке?
Дети: Солнышко
Педагог: Когда-то очень давно часов не было, и люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко – пора вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а закатилось – пора спать ложиться.
Слайд 4 (Солнечные часы)
Педагог: Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева, и заметил, что тень движется вслед за солнцем по кругу.
Начертил человек круг вокруг дерева и разделил его на части, каждая часть равнялась одному часу. Как вы думаете, как человек назвал эти часы?
Дети: Солнечные
Педагог: Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.
Как вы думаете, почему?
Дети: В пасмурный, дождливый день определить время трудно, потому что нет
солнца
Педагог: Верно, если не было солнышка, то и часы не работали. А вы слышали про живые часы?
Дети: Нет
Педагог: Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат (звучит голос петуха). Узнали кто это?
Дети: Петушок
Слайд 5 (петух) Педагог: Оказывается, петух – это тоже «часы». С восходом солнца петух начинает кричать. Это живой будильник! Именно с первым криком петуха и вставали раньше люди и начинали свою работу. А еще «живыми часами» весной и
летом могут быть поющие птицы. Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет
самый первый. Позже поет жаворонок. В пять утра – зяблик. А если зачирикали
воробьи, то и нам скоро пора вставать в садик, на работу.
Как вы считаете, удобно ли ориентироваться по таким часам?
Дети: Нет, потому что по ним трудно определить точное время
Слайд 6 (часы-цветы)
Педагог: Знали люди и другие часы – это растения. Открываются цветы, не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Так появились цветочные часы.
Слайд 7 (цветочные часы) Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда раскрываются и закрываются разные
растения, и посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог
определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в
солнечную погоду. Современному миру так понравилась идея цветочных часов и во многих городах появились такие часы-цветы.
А как узнать время ночью?
Слайд8 (водяные часы)
Педагог: И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени
прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.
Как вы думаете, а такие часы были удобны?
Дети: Нет
Педагог: Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно
доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
Слайд 9 (песочные часы)
Педагог: Посмотрите, что это за часы?
Дети: песочные часы
Педагог: Правильно. Стали люди думать, как бы придумать такие часы, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой и летом, и в любую
погоду. И придумали песочные часы.
Скажите, из чего сделаны такие часы?
Дети: корпус, два стеклянных пузырька, соединенные между собой и песок.
Педагог: В такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1
минуту. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю, часы переворачивали, и счет времени продолжался.
По таким часам можно узнать, который час?
Дети: нет
Педагог: А как вы думаете, минута-это много или мало?
Дети: много…
Педагог: А давайте проверим, много ли это -1 минута?
Дети: Да
Педагог: Будем играть до тех пор, пока не пересыплется песок в песочных часах.
Физкультминутка «А часы идут, идут»
А часы идут, идут. (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (бег на месте)
Если их не заведут, то они совсем встают (дети останавливаются)
(зарядка для глаз)
А теперь, покажите мне, пожалуйста, часики глазами:
Посмотрите вправо, посмотрите влево, вверх, вниз
(артикуляционная гимнастика)
А сейчас давайте покажем часики языком.
Педагог: Ну как, долго мы играли?
Дети: Нет
Педагог: А хотите мы с вами еще поиграем?
Дети: Да
Педагог: Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минутку. Пока мы с вами будем
молчать, можно смотреть на песочные часы.
А теперь 1 минута - это много или мало?
Дети: Много
Педагог: Как вы думаете, почему, когда мы играли, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось долго.
Дети: Когда ничего не делаешь, время долго идет.
Педагог: Правильно вы сказали. Время долго тянется, если делать нечего. А когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица:
«Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Слайд 10 (масляные часы)
Педагог: Ребята, посмотрите, в эти часы вместо песка наливали масло, но и такие
часы показывали неточное время.
Слайд 11 (свеча) Пользовались вместо часов и свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась, и по делениям можно было определить,
сколько сейчас времени. Но все эти часы были не очень удобны, и человек придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор.
Слайд 12 (механические часы)
Педагог: Это часы с механизмом. Внутрь их поставили пружину, закрутили ее, а
чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить. Есть часы без пружины. Вместо нее внутри часов находиться маленький моторчик, который работает при помощи
батарейки. Такие часы заводить не надо. Механические часы изобрел в 17 веке
ученый Христиан Гюйгенс.
Слайд 13 (электронные часы) Потом человек придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблате только светящиеся цифры. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.
Слайд 14 (наручные часы) Часы бывают наручными. Их надевают на руку с
помощью браслета или ремешка.
Слайд 15 (карманные часы) А эти часы носят в кармане, их прикрепляют цепочкой к ремню. Они называются?
Дети: Карманные
Слайд 16 (часы - будильник)
Педагог: зачем нужны такие часы?
Дети: вовремя вставать
Педагог: будильник можно завести на определенный час, и он нас разбудит своим звоночком в нужное время.
Слайд 17 (настольные часы)
Педагог: Часы, которые обычно ставят на письменный стол – называются?
Дети: настольные
Слайд 18 (настенные часы)
Педагог: Часы, висящие на стене, как называются?
Дети: настенные
Слайд 19 (напольные часы)
Педагог: Как вы думаете, где стоят напольные часы?
Дети: на полу
Педагог: Правильно, такие часы массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с методическим боем.
Слайд 20 (часы с кукушкой)
Педагог: А эти часы «умеют куковать». Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется. Она звонко распевает: «ку-ку, ку-ку», напоминая нам о том,
который час. Такими часами пользовались в старину.
Слайд 21 (уличные часы)
Педагог: На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные или
башенные.
Слайд 22 (часы - сказка)
Педагог: Эти часы висят на стене Центрального театра кукол в Москве. Как только стрелки замирают на цифре 12, золотой петух, сидящий на высоком шесте, важно поворачивается, расправляет крылья и на всю улицу кричит: «Ку - ка - ре - ку!» -
приглашая людей на представление. Раздается звон колокольчиков, следует 12 ударов. Все ждут чуда. И чудо происходит. Одна за другой раскрываются двери волшебных домиков, и появляются музыканты во главе с мишкой и начинают играть веселую
музыку. Осел, лихо ударяет по струнам балалайки, баран растягивает меха гармоники, звенят в лапах медведя тарелки. «Во саду ли, во городе», - поют весело музыканты. Отыграют музыканты и снова спрячутся в домики.
Слайд 23 (кремлевские куранты)
Педагог: Самые знаменитые часы России - Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. По Кремлевским Курантам сверяет свое время вся наша страна.
Ребята, сейчас мы с вами отправимся в интересное место – «Музей часов».
Педагог: Какие часы есть у нас в музее?
Ребята, скажите, чем отличаются часы?
( по форме: круглые, квадратные, треугольные)
Как вы думаете, из какого материала изготовлены часы?
(дерева, пластмассы, металлические)
Что общего есть у всех часов? (циферблат, стрелки, корпус).
Педагог: Ребята, подумайте и скажите, а что случится, если в мире не станет часов?
Педагог: Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Ходят стрелочки по
кругу».
На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова:
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(дети ходят по кругу, взявшись за руки)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой)
Педагог: Пять часов! (встают дети, сидящие у цифры 5).
Игра повторяется.
Педагог: Ребята, скажите мне, пожалуйста, где мы с вами побывали? (ответы детей)
Педагог: Скажите, как называют мастеров, которые ремонтируют и изготавливают часы? (часовщики)
Педагог: У часовщиков очень кропотливая работа. А хотите изготовить часы своими руками? Проходите и садитесь за столы.
Педагог: Посмотрите, у вас на столе лежат шаблоны часов, выберите, какой вам больше всего нравится. Чего не хватает на наших часах? (не хватает стрелок, цифр)
Педагог: Давайте попробуем украсить наши часы: прикрепить стрелки, цифры у нас будут значки, бусинки, камушки. Чтобы наши пальчики хорошо работали, предлагаю вам выполнить гимнастику для пальчиков:
Вот помощники мои,
Их как хочешь - поверни.
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Нам всё покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.
Педагог: Молодцы! Приступаем к работе.
Самостоятельная работа детей.
Выставка творческих работ.
Педагог: Какие часы получились самыми необычными? Что нового вы сегодня узнали о часах? Как называется мастер, который ремонтирует часы? Вам понравилось
путешествие в прошлое часов?